Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира в...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира в 5 классе (из опыта работы)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

обучение
история
новое поколение стандартов образования
компетентная личность
практико-ориентированный подход
сочетание предметов
осознанная деятельность

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема обучения истории в условиях нового поколения стандартов образования, которые требуют практико-ориентированного подхода и формирования компетентной личности. История как предмет не всегда понятен учащимся и не всегда является практико-ориентированным. Однако сочетание истории с другими предметами может способствовать более интересному и понятному изучению. Важно построить обучение истории таким образом, чтобы сохранить специфику предмета, но при этом обеспечить возможность осознанной деятельности учащихся.

Текст статьи

«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д. Ушинский

В современном динамично меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства учебная деятельность должна помочь обучающемуся успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности, способствовать формированию компетентной личности – личности, которая способна принимать жизненно важные для нее решения на основе самостоятельно приобретаемых и осмысленных сведений о мире.

Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным с тем, чтобы результаты обучения могли применяться в повседневной жизни и профессиональной сфере. Обучающиеся должны самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Сложно объяснить обучающемуся, зачем это надо изучать (например, зарождение демократии в Афинах), почему это надо знать (например, даты). Для многих история подчас кажется легким и ненужным предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современному ученику нужна сильная мотивация на уроке, которая бы его увлекла, заинтересовала, шокировала, поставила в тупик, удивила. Сочетание информации по истории, обществознанию, географии, литературе, биологии, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое событие с разных, неожиданных позиций, позволяет использовать личностный фактор.

Особенность преподавания истории состоит в том, что на каждом уроке приобретаются новые знания, на усвоение которых требуется значительное время, и отказаться от этого невозможно. Прежде чем обучающийся получит возможность самостоятельно действовать в процессе изучения истории, ему необходимо первоначально иметь совокупность исторических знаний, которыми он сможет оперировать в процессе своей работы.

Как же построить обучение истории таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить специфику познания предмета, а с другой – обеспечить возможность организации учебного процесса на основе осознанной деятельности самих обучающихся?

Важной задачей образования на современном этапе является создание условий для формирования функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения обучающимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Одна из основных задач в преподавательской деятельности – способствовать формированию таких навыков, как критическое мышление, креативное мышление, умение работать в команде, эффективное взаимодействие с людьми, самоорганизация, саморазвитие.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих [1]:

  1. Процесс овладения исторической грамотностью: обучающиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
  2. Процесс обучения – усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.)
  3. Процесс образования – обучающиеся знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Средствами формирования функциональной грамотности на уроках истории в 5 классе являются:

  • пересказы (мифов, биографий исторических личностей)- предоставление обучающемуся возможности монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • функциональное чтение;
  • познавательные игры, викторины, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения;
  • исторические диктанты с их последующей коррекцией со стороны преподавателя, что формирует письменную грамотность обучающихся;
  • изучение исторических документов, их подробный анализ, что позволяет обучающимся высказать своё собственное мнение по проблеме, формировать историческое мышление;
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, мини-проектов.

Таблица

Группа предметных результатов

Знания и умения, отражающие предметные результаты

1

Знание хронологии, работа с хронологией

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий

2

Знание исторических фактов, работа с фактами

Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, группировать факты по различным признакам

3

Работа с исторической картой

Читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижения людей, места значительных событий и др.

4

Работа с историческими источниками

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной ценности источника

Чтобы добиться названых результатов, каждый урок по истории Древнего мира включает то, что вызывает у обучающегося вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!». Именно поэтому в своей преподавательской деятельности на уроках истории нами используются задания на развитие функциональной грамотности, а также различные приёмы реализации практико-ориентированного подхода.

Задания на развитие функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира в 5 классе

Читательская грамотность

Прием «Исторический анализ»

1. Работа с историческим источником «Из законов Хаммурапи»:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан... (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом».

Как вы думаете, почему именно с судьи начинает свои законы царь Хаммурапи?

Какие требования предъявлялись к судье?

Какими качествами должен обладать судья?

(Тема «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»)

Прием «Допиши историю»

2. Прочитайте текст учебника и закончите предложения

В борьбе между городами Двуречья победил................................................................................................

Вавилон располагался.................................

В Вавилон шли...................................

В Вавилон привозили........................ , а вывозили.............................................................

(Тема «Древнее Двуречье»)

Математическая грамотность

Прием «Лента времени»

1. Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые находку подлинной или же заявят, что это подделка? Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса. Используя ленту времени, подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? На сколько раньше?

(Тема «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»)

Естественно-научная грамотность

Прием «Историческая география»

 

1. «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?» Для этого вспомни: «Где находится Египет? Какой климат и рельеф имеет страна? Какую роль в жизни египтян играла река Нил?»

(Тема «Древний Египет»).

2. В 1 тысячелетии до н.э. в долинах реки Хуанхе и Янцзы сложилось несколько государств. Эти государства имели общую культуру, но непрестанно воевали друг с другом за влияние в регионе. Проанализируйте исторические карты и сделайте вывод.

 

(Тема «Древний Китай»)

Финансовая грамотность

Прием «Историческая задача»

Прочитайте задачу и ответьте на вопрос.

На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра.... Если это верно, то, сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет...»

(Тема «Искусство Древнего Египта»)

Глобальные компетенции

Прием «Историческая личность»

1. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос: «Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?»

«Я самый мудрый из богов, я научил людей писать и читать. Это очень сложная наука. Мне поклоняются писцы и просят помощи вельможи, когда им приходится выполнять мудрые поручения фараона». (Это слова бога Тота, которого изображали в виде человека с головой ибиса).

(Тема «Религия Древнего Египта»)

2. Расположите названные категории населения на ступеньках пирамиды сверху вниз. Поясните свое решение.

(Фараон, вельможа, писец, воин, крестьяне и ремесленники)

(Тема «Жители Древнего Египта»)

Креативное мышление

Прием «Проблемная ситуация»

1. Подумайте, чему учил китайский мудрец Конфуций, когда говорил, что правитель в государстве должен быть подобен отцу в семье? «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». «Ничего плохого в том, что вы ошиблись».

(Тема «Древний Китай»)

2. Прочитайте текст, подумайте о какой стране идет речь? При ответе используйте историческую карту. Из столицы Древней Персии, двигаясь на Восток, вы попадете в эту сказочную страну.

(Тема «Древняя Индия»)

3. Рассмотрите фотографию и ответьте на вопрос:

«Почему в зоне СВО отдельный разведывательный батальон специального назначения морской пехоты РФ называется «Спарта»?

(Тема «Древняя Спарта»)

Таким образом, учебный предмет «История Древнего мира» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности пятиклассников.

По итогам первого полугодия 2022 года можно сделать следующие выводы:

У суворовцев пятых классов сформирован устойчивый интерес к предмету. В большей степени суворовцы успешно владеют базовыми логическими действиями при работе с информацией. Участвуют в обсуждении событий и личностей прошлого, выражают свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте. Показывают знание исторических фактов. Успешно ведется работа с исторической картой и историческими источниками. Суворовцев анализируют информацию, проводят аналогии с сегодняшним днём.

На уроках истории регулярно заостряется внимание обучающихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий.

Победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап) стали: Танклаев Артур 5 Б, Блинов Федор 5 Г, Бердиев Азамат 5 Г, Гатин Владислав 5 Б. Больших успехов в изучении истории достиг суворовец Синигаев Георгий.

 

Список литературы

  1. Алексашкина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2019.
  2. Хижняк О.А. Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение / Молодой ученый. – 2021. – №49 (391).

Поделиться

3374

Ляшова И. А. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира в 5 классе (из опыта работы) // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 44-50. URL: https://apni.ru/article/5990-priemi-formirovaniya-funktsionalnoj-gramot

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря