Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Исторические аспекты изучения природных объектов на экскурсиях в методике обучен...

Исторические аспекты изучения природных объектов на экскурсиях в методике обучения биологии в XVIII – ХХ веке

Научный руководитель

Лыкова Наталья Ивановна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

экскурсия
естествознание
биология
методология

Аннотация статьи

В статье рассмотрены исторические аспекты применения экскурсии как формы организации учебного процесса в методике обучения биологии в период XVIII-ХХ века. В качестве примеров приводятся труды Я.А. Коменского, В.Ф. Зуева, К.Ф. Рулье, К.Д. Ушинского, В.А. Сластенина и других.

Текст статьи

В настоящее время проблема поиска оптимальных форм проведения урока в рамках современных образовательных моделей очень актуальна, поскольку однотипность и шаблонность традиционных занятий снижают интерес детей к обучению, делают учебный процесс скучным [1, c.125]. Изменения, которые происходят в системе российского образования, подталкивают педагогов к поискам иных, более качественных и соответствующих времени способов организации обучения. При этом любой выбранный педагогом метод должен содержать оптимальный объем возможностей для формирования качественных результатов обучения.

Исторический аспект изучения природных объектов в единой целостности берет свое начало в известных трудах педагогов и методистов еще начиная с XVIII века.

Первоначальные идеи непосредственного изучения природы в ее окружении были заложены в трудах чешского педагога Я.А. Коменского. Именно в его курсе «Космография», содержащего в себе разнообразную информацию из различных предметов, указывается на необходимость изучениях биологических процессов и объектов, а также их взаимосвязей непосредственно в природе.

Немного позже мысль об изучении биологических объектов в природе прослеживается в учебнике русского естествоиспытателя В.Ф. Зуева, который вышел в свет в 1786 году под названием «Начертание естественной истории».

В это же время такая же идея о взаимосвязанности всех природных объектах прослеживается и в трудах немецкого географа и натуралиста А. Гумбольдта. По его мнению, изучение многообразия природы становится возможным только в единой комплексной системе, включающей в себя взаимосвязи на различных уровнях – локальном, региональном и глобальном.

Необходимость организации и проведения экскурсий для полноценного понимания всех взаимосвязей рассматривается и в трудах советских ученых – И.И. Полянского, Б.Е. Райкового, В.В. Половцова [3, c.12].

Большую роль в становлении школьного естествознания в 40-50 годы 19 века оказали труды естествоиспытателя и зоолога К.Ф. Рулье. Им также была отмечена необходимость целостного подхода к изучению природных объектов и явлений. Он указывал, что «ни одно органическое существо не живет само по себе: каждое вызывается к жизни и живет постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром».

Известным русским педагогом К.Д. Ушинским в своих научных трудах было отмечено, что для каждого конкретного возрастного периода школьника необходимо «очертить» тот мир, который будет оказывать наибольшее влияние на его полноценное развитие.

Доктором педагогических наук В.А. Сластениным был охарактеризован термин «экскурсия» как занятие, которое носит специальный учебно-воспитательный характер и проведение которой осуществляется за рамками образовательной организации.

В соответствии с их мнением экскурсия представляет собой особую комплексную форму организации деятельности обучающихся в учебном процессе, направленную на углубление теоретических знаний, практических умений, всестороннее развитие школьников, а также способствующую эстетическому воспитанию, эмоциональной отзывчивости, формированию основ гражданской идентичности и любви к родному краю, что в итоге закладывает прочную основу нравственного становления обучающихся [3, c.29].

В сравнении с другими формами организации деятельности школьников, экскурсия является эффективным способом комплексного воздействия на различные компоненты развития личности школьника, а правильная ее организация в рамках учебной деятельности способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания и расширению кругозора в области биологических знаний.

Неоценимую роль в развитии методологической стороны экскурсионного дела стал российский педагог А.Я. Герд, став основоположником методики организации и проведения экскурсий в школе. В своих трудах он отдавал предпочтение экологическому и эволюционному направлению, указывая, что изучение биологических объектов – растений, животных возможно только в комплексе с их эволюцией и средой обитания.

Именно им впервые было сформулировано значение экскурсий в учебном процессе. По его мнению, экскурсии предназначены для того, чтобы показать взаимоотношения между различными царствами и связать полученные школьниками знания в единую систему.

Так, в научных трудах А.Я. Герда говорилось об необходимости развития межпредметных связей, что обеспечивает полное и всестороннее изучение не только одного предмета, но и целого комплекса различных школьных предметов.

Таким образом, в его методологических трудах было не только указано, но и обоснована необходимость интеграции различных знаний при изучении различных тем для более полного и глубокого осознания школьниками природных явлений.

С начала XX века экскурсии как форма организации учебного процесса приобретают все большую популярность.

В 1901 году Министерство Просвещения выпустило постановление о необходимости разработки новых учебных программ, что повлекло за собой творческий подъем в педагогических коллективах.

Особую роль в развитии экскурсий в данный период сыграли труды русского лесовода и ботаника Г.Ф. Морозова. В своих учениях о лесе он указывал на необходимость изучения леса как растительного сообщества с полным рассмотрением его структуры, видового разнообразия, протекающих процессах естественного отбора. Также им давались рекомендации о необходимости развития практических навыков школьников – гербаризации, зарисовок и оформлении коллекции собранного материала для музеев.

Многими учителями его труды были взяты за основу и обучающиеся во время практических занятий выполняли заранее составленные задания – описывали видовое разнообразие леса, пользуясь определителем описывали растения и составляли гербарии.

Далее в историческом становлении экскурсий сыграли труды российского педагога В.А. Герда, которым также был указано комплексное изучение природных объектов. Вышедшее в 1928 году учебное издание «Экскурсионное дело» содержало в себе принципы организации и проведения биологических экскурсий. Но при этом главным принципом стало объединение знаний из различных областей. По мнению педагога, интеграция знаний из области химии, физики, географии позволит полноценно рассмотреть взаимосвязи изучаемого объекта.

Таким образом, изучение экскурсионного дела в XX веке многими педагогами и методиста привело всех к осознанию необходимости комплексного изучения природных объектов.

Можно выделить основные положения формирования методики проведения биологических экскурсий в XX веке, а именно:

  • период характеризуется творческим развитием педагогов, что привело к активному применению в школьном естествознании исследовательского метода, содержащего в своей основе экскурсии;
  • обоснована целесообразность применения комплексного подхода к изучению природных объектов и явлений;
  • приведены методические рекомендации по организации и проведению биологических экскурсий в школьном курсе естествознания.

Дальнейшее развитие экскурсионного дела в XX веке приводит к постепенному накоплению информации в различных науках, благодаря чему намечается первая дифференциация естественнонаучных дисциплин в области биологии. Немаловажное значение в данной роли сыграло развитие экскурсионных станций.

Список литературы

  1. Белошапко, А. В. Экскурсия как средство развития познавательного интереса при изучении биологии / А. В. Белошапко // Наука, образование, общество : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 июня 2021 года. – Пенза: ООО «Наука и Просвещение», 2021. – С. 125-127.
  2. Полянский, И. И. Опыт организации экскурсионного дела в школах. Экскурсионная секция и экскурсионная станция / И. И. Полянский // Экскурсионное дело. – 1921. – № 1. – С. 1-20.
  3. Яковченко, Р. Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы / Р. Н. Яковченко // Мир экскурсий. – 2008. – № 2. – С. 27-30.

Поделиться

758

Лыкова Н. И., Дроздова Я. Э. Исторические аспекты изучения природных объектов на экскурсиях в методике обучения биологии в XVIII – ХХ веке // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/5994-istoricheskie-aspekti-izucheniya-prirodnikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря