«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»
Президент Российской Федерации Владимир Путин.
В настоящее время попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.
21 апреля 2021 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что его «удивляет содержание ряда школьных учебников. Все что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано».
Для обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 442 создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению.
В сентябре 2021 года в Совете Федерации предложили внести в школьные учебники по истории новый раздел «Военно-историческое наследие России», рассказывающий о выдающихся предках и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине.
По поручению президента был создан учебник по военной истории России, где не только показывается военная составляющая, но и раскрываются те порывы, эмоции, которые вели людей защищать Родину [1].
Военная история – наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил (воинских формирований) государств (народов) мира, составная часть военной науки.
Преподавание военной истории – это не только открытый и честный разговор о прошлом, но и воспитание позитивных ценностей, которые должны вдохновлять суворовцев, подвигать их на свершения, упорную работу над собой и на благо всего общества. С ранних пор необходимо прививать чувство ответственности за тех людей, кто рядом, за страну, в которой живешь.
Военная история России – неотъемлемая часть общей истории нашего Отечества. В войнах Российское государство зарождалось, росло, меняло свой характер. Киевская Русь появилась на свет в результате военного похода новгородского князя Олега на Киев. Централизованное Русское государство возникло благодаря военным похода Московского княжества. Российская империя родилась в результате Северной войны, а в ходе Первой мировой войны прекратила свое существование. Наконец, Советский Союз возник как следствие победы большевиков в Гражданской войне.
Россия в течение тысячелетней истории вела разные войны. Захватнические позволяли ей расширять границы, присоединять к себе новые земли и народы. Благодаря освободительным войнам России удалось отстоять свою независимость, сохранить территориальную целостность.
Знала Россия и жестокие гражданские войны. Народные восстания нередко выливались в кровавые войны. Военный фактор был чрезвычайно важен в жизни России. Вот почему необходимо изучать ее военную историю.
В 2020-2021 учебном году в 5 б классе летняя практика проходила по теме «Самые известные битвы и полководцы в истории России». Во время летней практики суворовцы 5 б класса собирали информацию о битвах и полководцах, орденах и медалях в библиотеке и на сайте Военно-исторического общества; чертили схемы сражений, используя историческую карту; смотрели документальные фильмы о полководцах; играли в интерактивные познавательные игры, провели экскурсию по местам боевой славы в Куртатинском и Суарском ущельях Северной Осетии. Результатом летней практики стало создание лэпбука «Великие битвы России».
Суворовцы 5 б класса с огромным интересом участвовали в этом научно исследовательском проекте.
В 2021-2022 учебном году в 10 б классе был введен элективный курс учебный курс «Военная история России», рассчитанный на два года [2].
Цель курса – расширить и углубить исторические знания обучающихся, пополнить их сведениями о военной истории, привить интерес и уважение к отечественным вооруженным силам.
Задачи курса:
- сформировать представление об основных этапах военной истории России;
- познакомить с важнейшими войнами и сражениями, которые вела Россия, дать основы их анализа с точки зрения тактики, стратегии и оперативного искусства;
- познакомить с выдающимися русскими полководцами, их жизнью и деятельностью;
- показать, как развивались отечественные вооруженные силы, какие реформы они пережили за свою историю;
- познакомить с различными видами вооружения и военной техники;
- познакомить с повседневной жизнью и бытом воинов в разные исторические эпохи;
- выявить взаимосвязь военной истории с экономикой, политикой, культурой, другими сферами жизни общества и государства;
- показать, в каком направлении развивалось военное искусство;
- познакомить с важнейшими военно-историческими музеями страны, с памятниками культуры, в которых запечатлелась военная история России;
- воспитать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к ее историческому прошлому;
- воспитать гуманизм и человеколюбие.
В элективном курсе «Военная история России» рассказывается о войнах и сражениях, об организации и функционировании вооруженных сил, о совершенствовании вооружения и военной техники, о полководцах, о военных реформах, о развитии военного искусства, о быте солдат и офицеров.
Любовь к Родине воспитывается, как известно, на примере истории и, прежде всего, военной истории. Ратные подвиги отцов и дедов побуждают потомков к служению своему Отечеству, главным из которых является его защита. Кроме патриотизма, военная история должна воспитывать гуманизм, человеколюбие. Любая война сопровождается жестокостью, несет людям горе и страдание. Вместе с тем русская история знает немало примеров проявления человечности на войне, великодушия и благородства по отношению к побежденному противнику. Изучение военной истории должно вызывать у человека чувство сострадания к чужой боли, учить человечности.
Своим содержанием курс «Военная история России» тесно связан с такими предметами, как история, география, литература, изобразительное искусство. Все это позволяет установить многочисленные межпредметные связи.
Изучение материала курса невозможно без опоры на географию. Знакомство с военной историей предполагает обстоятельную работу с картой, где требуется найти государства, с которыми воевала Россия, города, которые подвергались осадам и штурмам, определить маршруты военных походов, места сражений и т. п.
Курс «Военная история России» имеет богатые связи с литературой, поскольку многие события военной истории нашли отражение в литературных памятниках. Речь идет как о литературе XIX–XX вв. (произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, других писателей), так и о древнерусской («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»).
Многие сражения, сцены военного быта, портреты полководцев запечатлены выдающимися русскими художниками. Это сближает курс с такими предметами, как изобразительное искусство, мировая художественная культура (МХК).
Можно обнаружить немало связей курса военной истории с другими школьными предметами – русским языком (военные термины, понятия и выражения), краеведением, обществознанием, физикой (принципы действия оружия и военной техники). Все это делает его интегрированным, дающим универсальные знания.
При реализации курса «Военная история России» широко используется наглядность в преподавании. На занятиях демонстрируются портреты полководцев, фотографии, образцы оружия и военной техники, репродукции батальных картин, карт, схем. На уроках используются фрагменты документальных и художественных военно-исторических фильмов.
Изучение военной истории в старших классах предусматривает работу с первоисточниками летописными свидетельствами, мемуарами полководцев, приказами, воинскими уставами, письмами с фронта и т. п. Знакомство с первоисточником позволяет лучше передать драматизм события, настроение человека, ощутить дух времени. Кроме того, анализ документа дает возможность организовать познавательную работу обучающихся на творческо-поисковом уровне.
Реализация курса предусматривает выполнение большой экскурсионной программы, которая поможет решить ряд образовательных и воспитательных задач.
Во-первых, повторить и закрепить ранее изученный материал.
Во-вторых, углубить и уточнить многие вопросы.
В-третьих, выйти на иной эмоциональный уровень обучения.
Кроме того, экскурсионные занятия позволят «добрать» к общему курсу необходимый краеведческий материал, лучше узнать военную историю своей малой Родины – города, района, села.
Несмотря на тот факт, что элективный курс введен только в сентябре 2021 года в 10 б классе, команда СК СВУ из четырех человек (8,9,10 и 11 классов) приняла участие в олимпиаде по военной истории России среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ, организованной Оренбургским президентским кадетским училищем. В командном зачете СК СВУ заняло 18- место из 21, в личном первенстве: Малиев Б. (9 кл.) – занял 6 место из 17, а Харламов И. (10 кл.) – занял 12 место из 20. Проведенное в конце первого полугодия 2021 года анкетирование 10 б класса показало, что суворовцы показали хорошие знания по военной истории и огромный интерес к военной тематике.
Считаем, что в суворовских военных училищах курс «Военная история России» должен быть обязательным в 10-11 классах, а в младшем звене 5-9 класс должен быть введен элективный курс или летняя практика.
Как говорил Бисмарк: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Поэтому также считаем необходимо:
- в процессе преподавания применять сравнительно-исторический подход, когда суворовцы сопоставляют разные периоды, оценивают причины и следствия; вести системную работу, направленную на пресечение фактов фальсификации военной истории России, в целях сохранения исторической правды, утверждения научной объективности, патриотического воспитания суворовцев;
- рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы для преподавания курса «История России» раздела по изучению военно-исторического наследия субъектов Российской Федерации (региональной истории), вклада жителей регионов в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, их подвигов при защите Отечества;
- вопрос об увеличении военно-исторической составляющей в заданиях ЕГЭ по истории, обратив особое внимание на крупнейшие победы российского воинства, законодательно утвержденные как Дни воинской славы и памятные даты;
- вопрос о возможности увеличения количества учебного времени, отводимого на изучение истории России в СК СВУ, в том числе выделить военно-историческую составляющую как отдельное направление.
- изучение военной истории в рамках училищного туризма на территории субъекта Российской Федерации, интегрировав познавательные экскурсии с общеобразовательными программами;
- пополнение фондов библиотеки СК СВУ художественной, документальной и научно-популярной литературой по военной истории Отечества, региона.
- включение в классные часы документальных и художественных фильмов, отражающие наиболее важные события отечественной военной истории.
Таким образом, преподавание военной истории должно стать мощным средством формирования профессиональной направленности суворовцев СК СВУ.