Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Военная история как средство формирования профессиональной направленности суворо...

Военная история как средство формирования профессиональной направленности суворовцев СК СВУ

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

военная история
Россия
сохранение памяти
просветительская деятельность
искажение истории
учебники
позитивные ценности
ответственность

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема искажения военной истории России, как внутри страны, так и за её пределами. Автор обсуждает меры, принимаемые Российской Федерацией для сохранения исторической памяти и развития просветительской деятельности в области истории, в том числе создание Межведомственной комиссии по историческому просвещению и разработку учебника по военной истории. Также подчеркивается важность преподавания военной истории воспитанию позитивных ценностей и ответственности за свою страну и людей.

Текст статьи

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»
Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В настоящее время попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.

21 апреля 2021 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что его «удивляет содержание ряда школьных учебников. Все что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано».

Для обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 442 создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению.

В сентябре 2021 года в Совете Федерации предложили внести в школьные учебники по истории новый раздел «Военно-историческое наследие России», рассказывающий о выдающихся предках и современниках, их подвигах и победах, об их любви к Родине.

По поручению президента был создан учебник по военной истории России, где не только показывается военная составляющая, но и раскрываются те порывы, эмоции, которые вели людей защищать Родину [1].

Военная история – наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил (воинских формирований) государств (народов) мира, составная часть военной науки.

Преподавание военной истории – это не только открытый и честный разговор о прошлом, но и воспитание позитивных ценностей, которые должны вдохновлять суворовцев, подвигать их на свершения, упорную работу над собой и на благо всего общества. С ранних пор необходимо прививать чувство ответственности за тех людей, кто рядом, за страну, в которой живешь.

Военная история России – неотъемлемая часть общей истории нашего Отечества. В войнах Российское государство зарождалось, росло, меняло свой характер. Киевская Русь появилась на свет в результате военного похода новгородского князя Олега на Киев. Централизованное Русское государство возникло благодаря военным похода Московского княжества. Российская империя родилась в результате Северной войны, а в ходе Первой мировой войны прекратила свое существование. Наконец, Советский Союз возник как следствие победы большевиков в Гражданской войне.

Россия в течение тысячелетней истории вела разные войны. Захватнические позволяли ей расширять границы, присоединять к себе новые земли и народы. Благодаря освободительным войнам России удалось отстоять свою независимость, сохранить территориальную целостность.

Знала Россия и жестокие гражданские войны. Народные восстания нередко выливались в кровавые войны. Военный фактор был чрезвычайно важен в жизни России. Вот почему необходимо изучать ее военную историю.

В 2020-2021 учебном году в 5 б классе летняя практика проходила по теме «Самые известные битвы и полководцы в истории России». Во время летней практики суворовцы 5 б класса собирали информацию о битвах и полководцах, орденах и медалях в библиотеке и на сайте Военно-исторического общества; чертили схемы сражений, используя историческую карту; смотрели документальные фильмы о полководцах; играли в интерактивные познавательные игры, провели экскурсию по местам боевой славы в Куртатинском и Суарском ущельях Северной Осетии. Результатом летней практики стало создание лэпбука «Великие битвы России».

  Суворовцы 5 б класса с огромным интересом участвовали в этом научно исследовательском проекте.

   

В 2021-2022 учебном году в 10 б классе был введен элективный курс учебный курс «Военная история России», рассчитанный на два года [2].

Цель курса – расширить и углубить исторические знания обучающихся, пополнить их сведениями о военной истории, привить интерес и уважение к отечественным вооруженным силам.

Задачи курса:

  • сформировать представление об основных этапах военной истории России;
  • познакомить с важнейшими войнами и сражениями, которые вела Россия, дать основы их анализа с точки зрения тактики, стратегии и оперативного искусства;
  • познакомить с выдающимися русскими полководцами, их жизнью и деятельностью;
  • показать, как развивались отечественные вооруженные силы, какие реформы они пережили за свою историю;
  • познакомить с различными видами вооружения и военной техники;
  • познакомить с повседневной жизнью и бытом воинов в разные исторические эпохи;
  • выявить взаимосвязь военной истории с экономикой, политикой, культурой, другими сферами жизни общества и государства;
  • показать, в каком направлении развивалось военное искусство;
  • познакомить с важнейшими военно-историческими музеями страны, с памятниками культуры, в которых запечатлелась военная история России;
  • воспитать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к ее историческому прошлому;
  • воспитать гуманизм и человеколюбие.

В элективном курсе «Военная история России» рассказывается о войнах и сражениях, об организации и функционировании вооруженных сил, о совершенствовании вооружения и военной техники, о полководцах, о военных реформах, о развитии военного искусства, о быте солдат и офицеров.

Любовь к Родине воспитывается, как известно, на примере истории и, прежде всего, военной истории. Ратные подвиги отцов и дедов побуждают потомков к служению своему Отечеству, главным из которых является его защита. Кроме патриотизма, военная история должна воспитывать гуманизм, человеколюбие. Любая война сопровождается жестокостью, несет людям горе и страдание. Вместе с тем русская история знает немало примеров проявления человечности на войне, великодушия и благородства по отношению к побежденному противнику. Изучение военной истории должно вызывать у человека чувство сострадания к чужой боли, учить человечности.

Своим содержанием курс «Военная история России» тесно связан с такими предметами, как история, география, литература, изобразительное искусство. Все это позволяет установить многочисленные межпредметные связи.

Изучение материала курса невозможно без опоры на географию. Знакомство с военной историей предполагает обстоятельную работу с картой, где требуется найти государства, с которыми воевала Россия, города, которые подвергались осадам и штурмам, определить маршруты военных походов, места сражений и т. п.

Курс «Военная история России» имеет богатые связи с литературой, поскольку многие события военной истории нашли отражение в литературных памятниках. Речь идет как о литературе XIX–XX вв. (произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, других писателей), так и о древнерусской («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве»).

Многие сражения, сцены военного быта, портреты полководцев запечатлены выдающимися русскими художниками. Это сближает курс с такими предметами, как изобразительное искусство, мировая художественная культура (МХК).

Можно обнаружить немало связей курса военной истории с другими школьными предметами – русским языком (военные термины, понятия и выражения), краеведением, обществознанием, физикой (принципы действия оружия и военной техники). Все это делает его интегрированным, дающим универсальные знания.

При реализации курса «Военная история России» широко используется наглядность в преподавании. На занятиях демонстрируются портреты полководцев, фотографии, образцы оружия и военной техники, репродукции батальных картин, карт, схем. На уроках используются фрагменты документальных и художественных военно-исторических фильмов.

Изучение военной истории в старших классах предусматривает работу с первоисточниками летописными свидетельствами, мемуарами полководцев, приказами, воинскими уставами, письмами с фронта и т. п. Знакомство с первоисточником позволяет лучше передать драматизм события, настроение человека, ощутить дух времени. Кроме того, анализ документа дает возможность организовать познавательную работу обучающихся на творческо-поисковом уровне.

Реализация курса предусматривает выполнение большой экскурсионной программы, которая поможет решить ряд образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, повторить и закрепить ранее изученный материал.

Во-вторых, углубить и уточнить многие вопросы.

В-третьих, выйти на иной эмоциональный уровень обучения.

Кроме того, экскурсионные занятия позволят «добрать» к общему курсу необходимый краеведческий материал, лучше узнать военную историю своей малой Родины – города, района, села.

Несмотря на тот факт, что элективный курс введен только в сентябре 2021 года в 10 б классе, команда СК СВУ из четырех человек (8,9,10 и 11 классов) приняла участие в олимпиаде по военной истории России среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ, организованной Оренбургским президентским кадетским училищем. В командном зачете СК СВУ заняло 18- место из 21, в личном первенстве: Малиев Б. (9 кл.) – занял 6 место из 17, а Харламов И. (10 кл.) – занял 12 место из 20. Проведенное в конце первого полугодия 2021 года анкетирование 10 б класса показало, что суворовцы показали хорошие знания по военной истории и огромный интерес к военной тематике.

Считаем, что в суворовских военных училищах курс «Военная история России» должен быть обязательным в 10-11 классах, а в младшем звене 5-9 класс должен быть введен элективный курс или летняя практика.

Как говорил Бисмарк: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Поэтому также считаем необходимо:

  • в процессе преподавания применять сравнительно-исторический подход, когда суворовцы сопоставляют разные периоды, оценивают причины и следствия; вести системную работу, направленную на пресечение фактов фальсификации военной истории России, в целях сохранения исторической правды, утверждения научной объективности, патриотического воспитания суворовцев;
  • рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы для преподавания курса «История России» раздела по изучению военно-исторического наследия субъектов Российской Федерации (региональной истории), вклада жителей регионов в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, их подвигов при защите Отечества;
  • вопрос об увеличении военно-исторической составляющей в заданиях ЕГЭ по истории, обратив особое внимание на крупнейшие победы российского воинства, законодательно утвержденные как Дни воинской славы и памятные даты;
  • вопрос о возможности увеличения количества учебного времени, отводимого на изучение истории России в СК СВУ, в том числе выделить военно-историческую составляющую как отдельное направление.
  • изучение военной истории в рамках училищного туризма на территории субъекта Российской Федерации, интегрировав познавательные экскурсии с общеобразовательными программами;
  • пополнение фондов библиотеки СК СВУ художественной, документальной и научно-популярной литературой по военной истории Отечества, региона.
  • включение в классные часы документальных и художественных фильмов, отражающие наиболее важные события отечественной военной истории.

Таким образом, преподавание военной истории должно стать мощным средством формирования профессиональной направленности суворовцев СК СВУ.

Список литературы

  1. Мединский В. Военная история России. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Издательство Абриос. ОЛМА, 2019.
  2. Рябцев. Ю. С. Военная история России с древнейших времён до конца XVII в. Учебное пособие 10 класс Москва Берлин, 2019.

Поделиться

824

Ляшова И. А. Военная история как средство формирования профессиональной направленности суворовцев СК СВУ // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.I.С. 16-20. URL: https://apni.ru/article/5996-voennaya-istoriya-kak-sredstvo-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января