Фотография для многих – это часть хобби, которая играет очень важную роль в создании образов и представлений о внешнем мире. Неудивительно, что с появлением большого количества интересных технических приспособлений и устройств фотография стала своего рода искусством, которому может обучиться абсолютно каждый человек. Наличие профессионального оборудования или просто телефон в руках помогают запечатлеть самые яркие моменты из жизни, которые не хочется выбрасывать из памяти.
На сегодняшний день феномен фотографии вызывает интерес со стороны специалистов в таких научных дисциплинах, как социология и психология, философия и культурология [1, с.93]. С точки зрения значимости фото играет важную роль – она не только сохраняет в себе память и образы давно минувших лет, но и позволяет отразить сущностные и художественные, реальные образы территорий, удаленных страны, расположенных на других точках земного шара.
Туризм феномен фотографии стороной не обошел: человек в первую очередь постигает особенности стран и регионов через изображения. На них запечатлены основные интересные достопримечательности, встречаются выдающиеся личности, животные, пейзажи. Именно они оказывают влияние на отношение человека к территориям и вызывают в нем желание посетить страну или регион, какое-то конкретное место. Гораздо интереснее пользователю рассматривать изображения, сохраняя их в памяти, восторгаться образами городов и регионов, чтобы желать попасть в них когда-то самому.
По сути, по фотографии можно складывать свое представление и мнение о том или ином регионе. Поэтому совсем неудивительно, что специалисты пользуются этим для того, чтобы повысить туристский потенциал региона. У туриста изначально имеется несколько источников, чтобы получать информацию о какому-либо месте: общение с туроператором, с местными жителями, печатная продукция, интернет-источники. В рамках печатной продукции мы выделим проспекты и каталоги, путеводители. Все они украшены яркими фотографиями, отражающими основные особенности контингента того или иного региона, а также его культурные характеристики.
К объяснению фотографии и ее роли в сфере туризма можно выделить сразу несколько подходов, и все они будут по-своему актуальны и верны:
- Фотография – это один из способов, принимающих активное участие в формировании положительного образа региона;
- Продавец туристских услуг может воздействовать на окончательное решение покупателя, демонстрируя изображения с теми или иными местами;
- Туристы фотографируют все подряд «на память», но даже такой дезорганизованный процесс в дальнейшем поможет им определиться, хотят ли они вновь посетить ту или иную страну, или изображения не вызывают у них более эмоций и ярких впечатлений;
- Организация специального путешествия. Его цель – обучение искусству фотографирования как раз на конкретных территориях, в рамках определенного пейзажа или природной, городской, урбанистической композиции.
Есть множество иных объяснений, с помощью которых можно осознать, как же фотоискусство воздействует на туристский потенциал. Но в первую очередь – это эмоциональное влияние на человека. Тот, кто делает фото, стремится поразить, вызвать эмоции и ассоциации, желание посетить регион. Иногда фотографии наоборот могут заставить вас задуматься о том, а правда ли вы хотите оказаться именно в этом месте, или у него есть обратная сторона – бедность и нищета, грязь, некомфортные условия также отражаются в фото.
Отсюда двойной эффект от фотографии – она побуждает и, в то же время, может заставить задуматься и изменить свое мнение. Специалисты все же стремятся обращать фото в свою пользу. Помимо отдельных фотографий благодаря искусству и специальному оборудованию можно создавать фотобанки. Известные во всем мире достопримечательности и музеи также пользуются всеми преимуществами фотоискусства.
Например, современные музеи ориентируются на то, чтобы создавать виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии являются общим обозначением для нескольких объединенных сферических панорам, между которыми в процессе просмотра пользователь может перемещаться на виртуальном уровне. В подобные проекты могут быть также включены виртуальные интерактивные элементы – например, информационные окна, надписи, которые носят поясняющий и ознакомительный характер, графически оформленные клавиши для удобного перемещения и управления виртуальной экскурсией.
Благодаря виртуальному туру у пользователя возникает ощущение полного погружения в экскурсионную площадку, то есть появляется так называемый эффект присутствия. Это яркие, запоминающиеся образы, которые позволяют получать не только информацию об объекте, но и иллюстрировать его изображение [2]. Фотография выступает в качестве самой простой, а также самой доступной формой представительства музеев, некоторых библиотек в глобальном Интернет-пространстве это обусловлено несколькими факторами: во-первых, тем, что значительная часть сотрудников музеев и библиотек владеет навыками фотографирования; во-вторых, наличием в учреждениях культуры фототехники различных классов. Это может быть и любительская, и профессиональная техника. Третий фактор – это материал достаточно просто добавлять на сайт, а при привлечении специалистов в этом области можно создавать полноценные и реалистичные виртуальные туры, которые будут иметь спрос среди экскурсантов из любой точки земного шара [3].
Таким образом, фотоискусство действительно может в значительной степени сказываться на туристском потенциале. Благодаря фотографии даже людям с ограниченными возможностями стали доступны практически реальные образы стран и городов, где у них нет возможности побывать. Говоря о перспективах развития фотоискусства в направлении туризма, мы можем отозваться достаточно положительно. Уже сегодня ни одно туристическое агентство, ни один музей, известная достопримечательность и исторически значимая площадка не обходится без тиражирования своих снимков, и они становятся лишь совершеннее и привлекательнее.