Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Организационно-правовой механизм реализации избирательного права в Российской Фе...

Организационно-правовой механизм реализации избирательного права в Российской Федерации

Автор(-ы):

Логунова Регина Евгеньевна

14 апреля 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

избирательное право
граждане
механизм
выборы
референдум

Аннотация статьи

В настоящем исследовании рассмотрены отдельные вопросы организационно-правового механизма реализации избирательного права в Российской Федерации. Кроме того, автором выделен ряд проблемных вопросов, связанных с реализацией механизма избирательного права России. Также автором предложены пути решения указанных проблем.

Текст статьи

Представленная тема исследования является актуальной поскольку в России регулярно проходят выборы на различных уровнях власти – от местных выборов до президентских. Поэтому важно обеспечить гражданам России возможность реализовывать свое избирательное право наиболее эффективным способом.

Организационно-правовой механизм реализации избирательного права включает в себя нормы права, регулирующие процесс проведения выборов, а также организационные меры, направленные на обеспечение их честности и прозрачности. В связи с этим, вопросы, связанные с организацией избирательных кампаний, правилами голосования, контролем за процессом голосования и подсчетом голосов имеют огромное значение для обеспечения демократических процедур.

Недавние изменения в законодательстве, касающиеся выборов, в том числе ужесточение ответственности за нарушения избирательного процесса, демонстрируют, что государство старается улучшить и обеспечить прозрачность и честность выборов.

В Российской Федерации существует несколько проблем, связанных с механизмом реализации избирательного права. Некоторые из них:

  1. Ограничения на участие в выборах: существуют ограничения на участие в выборах, такие как требование обязательного наличия гражданства Российской Федерации, ограничения на участие в выборах для осужденных за совершение преступления и другие. Однако некоторые из этих ограничений могут противоречить принципам свободы и равенства, а также Конституции Российской Федерации, например, запрет на участие в выборах для людей, осужденных без лишения свободы [10, c. 8].
  2. Недостаточная прозрачность и честность выборов: часто возникают жалобы на нарушения избирательного процесса, такие как неправомерное вмешательство в процесс голосования, подкуп избирателей, фальсификации результатов и т.д. Важно отметить, что многие из этих нарушений могут быть связаны с недостаточной прозрачностью процесса и несоблюдением правил голосования, например, недостаточной проверкой подписей в списке избирателей [1, c. 47].
  3. Неэффективность механизмов обжалования: существуют механизмы обжалования результатов выборов, но они могут быть неэффективными в случае, когда необоснованные решения принимаются судами или иные неправомерные действия. Например, часто возникают жалобы на решения избирательных комиссий, которые не поддаются обжалованию или обжалование которых является формальной процедурой [9, c. 172].
  4. Ограничения на право на наблюдение за выборами: в соответствии с законодательством Российской Федерации, в выборах могут принимать участие наблюдатели. Однако, существует ряд ограничений, которые могут затруднить работу наблюдателей, например, требование обязательного наличия регистрации в органах власти для участия в выборах, что может ограничить доступ независимых наблюдателей [2, c. 12].
  5. Ограничение доступа к независимым информационным источникам: в России существуют ограничения на свободу слова и доступ к независимым информационным ресурсам, которые могут влиять на механизм реализации избирательного права. Например, многие независимые СМИ могут сталкиваться с преследованием и репрессиями со стороны властей, что затрудняет доступ к объективной информации для избирателей.

В законодательстве Российской Федерации есть нормы, направленные на решение некоторых из этих проблем, но не все из них реализуются должным образом. Например, законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил голосования, но не всегда эти правила соблюдаются, и нарушители не всегда привлекаются к ответственности [3, c. 85].

Также в России действует Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который устанавливает правила и процедуры проведения выборов и референдумов. Однако, некоторые из норм этого закона могут быть противоречивыми, например, ограничения на участие в выборах для некоторых групп граждан.

В целом, проблемы механизма реализации избирательного права в Российской Федерации требуют усилий со стороны властей и общества для их решения. Необходимы меры для улучшения прозрачности и честности избирательного процесса, расширения прав граждан на наблюдение и участие в выборах, а также сокращения ограничений на участие в выборах [4, c. 63].

Одной из главных проблем Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является его недостаточная защита прав и свобод избирателей. В законе отсутствуют механизмы защиты избирательных прав граждан, а также необходимые меры для обеспечения прозрачности и честности выборов [5, c. 681].

Другой проблемой является недостаточность мер, предусмотренных законом, для предотвращения и устранения нарушений избирательного процесса. Например, закон не содержит четких механизмов контроля за финансированием избирательных кампаний, что может приводить к недопустимым вмешательствам в избирательный процесс [6, c. 209].

Также в законе отсутствуют механизмы для обеспечения равных возможностей для всех кандидатов и политических партий. Некоторые политические партии, которые не являются официально зарегистрированными, оказываются лишены права участвовать в выборах [7, c. 132].

Чтобы решить эти проблемы, необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом следует уделить особое внимание установлению эффективных механизмов защиты избирательных прав, контролю за финансированием избирательных кампаний, а также обеспечению равных возможностей для всех кандидатов и политических партий [8, c. 53]. Следует отметить, что в новых субъектах Российской Федерации (ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области) действует военное положение. Исходя из этого нами предлагается внести изменения в часть 4 статьи 10.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно после слов «чрезвычайной ситуации» дополнить словами «военного положения».

Также в связи с особенностью регионального выборного законодательства   Российской Федерации, целесообразно установить некоторые исключения в части 7 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», дополнив данную норму словами «за исключением случаев, установленных законом субъекта Российской Федерации».

Таким образом, организационно-правовой механизм реализации избирательного права в Российской Федерации описывает систему правил и процедур, которые обеспечивают проведение свободных и справедливых выборов на всех уровнях власти. Российское избирательное законодательство требует внесение корректировок и всестороннего анализа. Только комплексный подход сможет способствовать устранению неточностей в законодательстве.

Список литературы

  1. Борноволоков П.А. Некоторые вопросы совершенствования избирательного законодательства России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2020. – № 1. – С. 42-50.
  2. Веревкин А.И. Политико-административный режим регулирования избирательного процесса в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / А.И. Веревкин. – Санкт-Петербург, 2012. – 25 с.
  3. Гранатович А.В. К вопросу о реализации избирательных прав военнослужащих // Гражданин. Выборы. Власть. – 2019. – №3. – С. 81-90.
  4. Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан. – М.: Городец, 2005. – 144 с.
  5. Кравец Д.А. Обеспечение конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в Российской Федерации / Д.А. Кравец // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2014. – Т. 14. – № 4. – С. 675-684.
  6. Матренина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных информационных технологий / К.Ю. Матренина // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 206-211.
  7. Мармилова Е.П. Особенности государственной электоральной политики (по материалам экспертного опроса) / Е.П. Мармилова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2016. – № 4 (49). – С. 129-134.
  8. Саликов М. С. Об установлении и устранении барьеров в российском избирательном процессе // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». – 2017. – № 5. – С. 49-56.
  9. Худолей Д.М. Электронное голосование – необходимость для цифровизации избирательного процесса Российской Федерации / Д.М. Худолей // Конституционное, административное, финансовое и международное право. – 2019. – № 2. – С. 169-176.
  10. Юсубов Э.С. «Мобильный избиратель» как новая гарантия активного избирательного права // Избирательное право. – 2018. – № 2. – С. 2-11.

Поделиться

214

Логунова Р. Е. Организационно-правовой механизм реализации избирательного права в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 34-36. URL: https://apni.ru/article/6004-organizatsionno-pravovoj-mekhanizm-realizatsi

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня