История окинских сойотов

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

род
родословная
Окинский район
сойоты
этнос
народ
обычаи
традиции
возрождение

Аннотация статьи

История – это память народа, его прошлое. Мы живём в удивительное время, время возрождения родовых традиций, обычаев, реализации этнокультурного потенциала народов, проживающих в Байкальском регионе. Каждый из нас может оглянуться в прошлое своего рода. В данной статье нам хотелось бы осветить вопросы и проблемы, с которыми пришлось столкнуться сойотам на пути возрождения и признания их на государственном уровне самостоятельным этносом, а также рассказать историю их рода. Сойоты представляют собой один из субэтносов в составе бурятского народа. В статье мы постарались подробно рассказать об одном из сорока малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Текст статьи

В своей статье мне хотелось бы осветить вопросы и проблемы, с которыми пришлось столкнуться сойотам на пути возрождения и признания их на государственном уровне самостоятельным этносом.

Сойоты – коренные жители муниципального образования «Окинский район» Республики Бурятия, расположенного в Восточных Саянах. Это один из сорока малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Несколько слов о месте проживания народа. На юге Окинский район граничит с Монголией, на западе – с Республикой Тывой, на севере – с Иркутской областью, на востоке – с Тункинским районом Республики Бурятия. Он занимает площадь более 26 тысячи квадратных километров в центральной части Восточных Саян. Около 37 процентов его территории занято лесом. Район отличается чрезвычайно суровыми условиями, трудноспособностью и богатством недр. Удаленность от океанов и большая абсолютная высота местности над уровнем моря обуславливают резко-континентальный климат на всей территории района. Зима продолжительная и холодная, морозы достигают 50-ти градусов по Цельсию. Лето холодное и короткое.

Сойоты жили в этом красивом и суровом краю задолго до переселения сюда бурят. Они – прекрасные охотники, рыбаки, оленеводы и яководы (поголовье окинских яков – самое северное в мире и самое многочисленное в России).

В статье «Древнее племя – сойоты» от 28 июня 1993 года Клим Дашеевич Тулуев пишет: «В единственных монгольских источниках говорится о роде соеонгууд, живущих горах Соеон (по-монгольски «Соео нуруу»), что в переводе означает «клыкастые горы». И никто достоверно не может сказать, откуда произошло название «Саяны». От названия племен, живущих здесь или племена назвали себя по местности, где они проживают? В Оке сохранилась легенда о роде соеонгууд. В ней рассказывается, что соеонгуты жили большими селениями в районе Хан-Модон. Однажды, в одной семье родилась дочь Гонзой и в руках держала бубен. Шаман рода, увидев в этом дурное предзнаменование, приказал умертвить ее. После этого род начал вымирать. Тогда пригласили великого шамана из Тувы. Он обвинил в совершении непростительного преступления – умертвление будущей великой шаманки. И они должны покинуть эти места, а оставшиеся вынуждены были отречься о своего рода.»

В Оке сохранилось несколько фамилий, берущих свой род от соеонгутов: это Дондоковы, Ошоровы, Путункеевы, Наханцаковы, Самсоновы. Об этом писали А.Д. Дыржинов и В.Д. Арабжаев.

Хотелось бы остановиться на более поздней истории сойотов. В начале ⅩⅤⅠⅠⅠ века по свидетельству этнографа из института имени Миклухо-Маклая из Санкт-Петербурга Л.Р. Павлинской, три сезона проводившей исследования в Окинском районе, взаимоотношения между бурятами и сойотами носили исключительно мирный характер. Но буряты оказали сильное влияние на культуру и быт сойотов. По ее мнению, сойотский этнос возник на основе древнего самодийского автохтонного средневековья сильной тюркизации.

В начале 20 века сойотов постигла печальная участь: были казнены народные лидеры, ставившие отдельный вопрос об отдельной автономии. Однако по неизвестным причинам был сохранен Сойотский Туземный сельский совет в границах сельского поселения «Сойотское». Вот что рассказал в газете «Аха» ветеран войны и труда С.Д. Биданов:

hоед угсаатанай түүхэhээ

Минии мэдэхэhээ абан hоед, буряад хоер зон хоорондоо эбтэй, нягта нарин холбоотой байhан юм. Эндэ hоед угсаатанай түүхэ тухай мэдэhэн соогоо хөөрэхэ hанаа бодол түрэбэ.

Совет засаг тогтожо, ʏмсɵɵрɵɵ hууха байдал болигдожо, 1928-1931 онуудта Ахада коммуна, артельнууд эмхидхэгдэжэ захалаа. Мʏн энэ хубилалтануудта hоед угсаатан ɵɵдынгɵɵ хамтын ажахынуудые эмхидхээ. Элшэртэ «Ногоон уула», Хоньшондо «Улаан Хоньшон», Сорогто «3-хи Интернационал» гэhэн хамтын ажахынууд бии болоо. Энэ гурбан ажахынуудта 107 айлнууд ʏмсынгɵɵ ажал хамтаруулhан байха юм.

«Ногоон уула» гэжэ ажахын тʏрʏʏлэгшээр Рабдан Цыремпилов, hʏʏлээрнь Наханцаков Цыретор hунгагдаа . Энэ ажахыда 27 айл хамтараа. «Улаан Хоньшон» гэhэн ажахыда 34 айл, тʏрʏʏлэгшээр Самсонов Жап, Сорогой «3-хи Интернационал» гэhэн ажахыда 46 айл хамтаржа, тʏрʏʏлэгшээр Бадмаев Данзан hунгагдаа.

1931-1932 онуудаар Тʏнхэнhɵɵ ноед ерэжэ, мʏн тиихэдэ БурЦИК-эй инструкторнуудаар хамтаран, суглаанууд дээрэ hоед хамтын ажахынуудые болюулха гэжэ хэлэдэг болоо hэн. Гансал Сорог тосхондо «Коминтерн» колхоз ʏлеэгээд, Соедой сомоной Соведые сельскэ совет болгохо гэжэ ажал ябуулаа. Энэ ямар удхатайб гэхэдэ, hоед яhанай нэрэ алдар ʏгы болгожо, бултандаа «буряад» яhатан бологты гэhэн удхатай болоно.

hоедуд эдэ hэдэлгэнүүдые буруушаажа, Хоньшоной hоедууд сугларжа Эрхʏʏгэй можын Черемховын райондо орохомнай гээд Дамбаев Жигжидые - теэбэйемни абын абые тʏлɵɵлэгшɵɵр эльгээгээ. Теэд энээнhээнь туhа болоогʏй. Хамалганда ороhон hоедууд, зариманиинь Тʏнхэнэй аймаг, Эрхʏʏгэй можо тэрэ ʏедэ нʏʏhэн байна. Хуулиин еhоор туземнэ сомоной Совет 1930 ондо БурЦИК-эй 20 дуугаар тогтоолой еhоор баталагдаhан юм, харин 1933 ондо Тʏнхэнhɵɵ ноед ерэжэ суглаа хээд, hоедуудай хамтын ажахынуудые болюулжа, гансахан «Коминтерн» колхоз болгожо, мʏн Сорогой хʏдɵɵгэй Совет байгуулhан гэхэ. Тэрэ гэhэнhээ хойшо хэдэн олон жэлнʏʏд ʏнгэрɵɵ.

Тэрэ ʏедэ hоед яhатанай дунда бага яhатай зоноо нэрэ солынь hэргээхэ гэжэ эрмэлзэhэн хʏнʏʏд олон байгаа. Хэд бэ гэбэл: Замбалов Жалсарай, Сонопов Дыжит, Самсонов Жап, Доржиев Сосор, Бадмаев Данзан, Наханцаков Цыретор, Даша, Дампи Ошоровтон гэхэ мэтэ.

Саашадаа 30-аад онуудаар саг хатууржа олонхи hоедой түлөөлэгшэд «кулак», «ангиин дайсан» гэхэ мэтэ нэрнүүдые зүүлгөөд хамалган хашалганда ороhон юм. Эндэ Замбалов Жалсарай Жабхунаевич тухай дурдамаар. Энэ хүн 1892 ондо түрэhэн hоед яhaтай хүн байгаа.

Би Жалсарай Жапхунаевичые hайн мэдэхэб. Юуб гэхэдэ, тэрэ 30-аад онуудаар Ж. Ж.Замбалов минии эсэгэтэй суг хүдэлжэ байhан. 1931ондо хошуунай түрүүлэгшээр хүдэлөө, энэл үеэр БурЦИК-эй 5-хи зарлалай съезддэ хабаадажа hоедой зүгhөө БурЦИК-эй Президиумэй тоодо оролсоhон түүхэтэй. 30-аад онуудар, хэнэйшье мэдээжэ, үнөөхил хашалган хамалган захалаа hэн.

1938 ондо Жалсарай Замбаловые «бандит», «враг народа» гэжэ нэрлээд хамалганда абаашаhaн юм. Нэгэ жэл үлүүтэй түрмэдэ hуугаад, тэhэ бала наншуулаад, эрэмдэг боложо носилкоор нютагтаа бусаhан юм. Тэрэ гэhээр үнишье болонгүй наhaa барашоо юм.

Мʏнɵɵ hанаад ʏзэхэдэ, hоед угсаатанай тэрэ ʏедэ нэрэ солоео хамгаалжа тэмсэhэниинь миинтэ хосороогʏй. Юундэб гэхэдэ, 90-ээд онуудhаа эхилжэ, аймагай гулваа Валерий Раднаевич Монголов тʏрʏʏтэй энэ хэрэг дахинаа hэргээгдэжэ, президент В.В.Путин hоедуудые Россиин бага яhатанай тоодо оруулха гэhэн тогтоолдо гараа табижа, hоедууд одоол хʏсэhэндɵɵ хʏрɵɵ.

Ахын аймагые hоедой национальна район болгоо haань, бултанда туhатай үйлэ хэрэг болохо hэн гэжэ hанагдана. Энэншье хүсэндөө орохо бэзэ гэжэ найдагдана.

В этой статье автор С.Д. Биданов пишет, что в 1928-1937 годах в Оке создаются первые коммуны, артели. Сойоты тоже создают свои артели.

В 1931-1932 годах инструкторы из БурЦИКа и Тунки на совместном собрании решили запретить артели, создать Сойотский Туземный сельский совет в границах нынешнего сельского поселения «Сойотское». Это означало всем стать бурятами. В Хончоне собрались сойоты и решили отправить моего прадеда Дамбаева Жигжита Намагсановича за тем, чтобы они вошли в состав Иркутской области в Черемховский район, пользы не было. Те, кто оказались в гонении переселились в Тункинский аймак, Иркутскую область. В жерновах репрессий оказались и Иркутский профессор Петри, большой друг сойотского народа, изучавший его жизнь и быт, а также Верховный шаман Чимит Путункеев. Но как бы то там не было, Сойотский Туземный сельский совет просуществовал в районе на протяжении всех советских лет.

Привожу цитаты из книги «Бурятии честь и совесть» в 1955 году корреспондент газеты «Бурят-Монголой үнэн» Р. Балданов пишет о моем прадедушке: «Манай колхоздо 73 наhатай Жигжит Намагсанович Дамбаев түмэршэ дархаар хүдэлмэрилдэг. Дамбаев хэды үндэр наhатайшье hаа, хамтын ажалда эдэбхитэйгээр хабаалдасана. Нүхэр Дамбаев нютаг дээрээ мүн ангууша мэргэн алдартай юм. Энэ хуушанай ангуушан тайгые табан хургандаа адляар мэдэдэг. Теэд мэдэншьегүй яахаб даа: 60 жэлдэ агнажа ябана бшуу. Энэ хугасаа соо 310 баабгай, 75 шоно, 380 буга, 20 шэлүүhэ, 30 хандагай , 80 гүрөөhэ ба хүдэрэ, 5 зээгэ, 3 халюу баряа.

В этой книге автор Р.Балданов рассказывает: «В нашем колхозе работает кузнецом Ж.Н. Дамбаев. Несмотря на свой преклонный возраст, а ему 73 года, он принимает активное участие в жизни колхоза. С давних времен он славится как опытный охотник и меткий стрелок. Он знал тайгу как свои пять пальцев. За 60 лет охоты он поймал 310 медведей, 75 волков, 380 изюбров, 20 рысей, 80 особей косуль и кабарги, 5 росомах и 3 выдры.»

Гайхамшагта ангуушад болон малшадай ажалай баатаршалга тухай ондоошье баримтануудые дуулаhан байнабди.»

Также журналист Д. Ц-Б. Шарастепанов в своей книге «Ока: годы, люди» пишет воспоминания о своей работе в «Улан-Шулуте». «С 9 февраля 1957 года общее собрание колхоза «Улан-Шулута» избрало меня председателем колхоза («тридцатитысячником»). Оказывается, еще задолго до этого собрания заведующий орготделом райкома КПСС Баженов Александр Прокофьевич был в колхозе «Улан-Шулута», узнавал мнение старых колхозников, кого можно рекомендовать в председатели; из молодых районных работников предложили меня, в частности, обо мне сказал положительно Нанзыт Самбялов, работавший тогда председателем колхоза, уходящий с этого поста по состоянию здоровья, обещал оказать всяческую помощь.

Я был удивлен, когда мне сказали, что бюро райкома партии желает рекомендовать меня на пост председателя колхоза. Мне тогда исполнилось только полных 22 года. Скажу прямо, что, конечно, было принято смелое решение, оказали мне большое доверие. Я осознавал, что мне надо оправдать это высокое доверие колхозников, бюро райкома.

Конечно, были колхозники, которые сомневались в моих способностях, и были люди, которые готовы были мне помочь и верили, что я оправдаю их надежды. Может быть в течение полугода; конечно было очень трудно, но учился, принимая дельные советы умных, добрых стариков. Так, например, мне всегда помогали отец Доржо Жигжитовича Дамбаева - Жигжид таабай, Данзан Папаев и другие. Постепенно приходили уверенность, умение работать с людьми, искать и находить выходы из сложной ситуации, опыт управления.»

Из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что мой прадедушка Жигжит Намагсанович был истинным сойотом, всей душой болел за общенародное дело.

Я знаю 9 поколений.

Бабушка рассказывает, что ее отец Шойжап Жигжитович Дамбаев родился в 1911 году. В детстве они жили в м. Хончон. прадедушка Жигжит вместе с сыновьями жил в Хончоне, когда жена Долгор умерла, дети были маленькие и не помнили мать. Дед старался с ними как-то выжить.

Дед, как истинный сойот, ездил на оленях на охоту. Представьте себе, в то время, как осенью, зимой, весной мы чувствуем себя хорошо в наших домах, а сойоты живут в высокогорных долинах, где всегда свищет ветер, где облака ползут почти по земле, цепляясь мохнатыми лапами за деревья и обдавая мелким дождем и снегом, их дети дрогнут в своей берестяной юрте. Полуголые, озябшие ребятишки жмутся к костру: сквозь дырявые тесы (берестяная покрышка жилья) сочится вода, и отсыревшая одежда не греет. Чай и ржаная лепешка (мука, густо замешенная на воде и испеченная в золе – главное и почти единственное питание сойота в течение всего года).

Количество потребления мяса и масла до курьеза ничтожно. Вполне понятно, что такие бытовые условия сильно отражаются на сойотах и главным образом на детях. И действительно детская смертность, особенно в раннем возрасте, была весьма велика. Это и служит основной причиной малого числа сойот. Прадед Жигжит женился на сойотке во второй раз. В браке родилась дочь Сурма, но когда дед приходил из леса, то оба сына были полуголодные, полухолодные. Дети прижимались к отцу, соскучившись по ласке и вниманию. Тогда дед решил сам воспитывать сыновей, жену с дочкой оставил и больше не женился.

Дед Жигжит долгое время работал на Ботогольском руднике вместе с Арданом Монголовым и Антоном Нехлановым. В основном он работал в Хончоне и Хан-Модоне, занимался охотой и оленеводством, он поклонялся хозяинам гор.

Впоследствии, когда его сын Доржо Жигжитович работал парторгом в Улан-Шулуте, жил у них. Доржо Дамбаев всю свою жизнь проработал ветеринарным фельдшером. Был активистом, комсомольцем, в то же время грамотным. На собрании Окинской ячейки ВКП(б) от 23.11.1951 года «О работе по ликвидации неграмотности» отмечена работа учителей и культармейцев, получивших премии по 100 рублей: Самсонова Ханда Жаповна – Хан-Модон, Дамбаев Шойжап Жигжитович – Хончон, Огзонов Лопсон Ендонович – Хан-Модон.

У Шойжапа Жигжитовича и Дулмы Дагбаевны было пятеро детей: Ольга, Роза, Александр, Дугар и моя бабушка Октябрина.

Подводя итоги проделанной работы, мне хочется отметить, что уникальные повороты в истории сойотского этноса свидетельствуют о том, насколько непонятно и быстротечно время. И пусть численность этого удивительного народа не столь велика – культура, самобытность, обычаи и традиции сойотов вызывает большое впечатление и восхищение. А пока жители удивительного по красоте и сурового горного края – Оки полны светлых надежд и решимости принимать самое активное участие в своем же собственном будущем.

Список литературы

  1. Биданов С. hоед угсаатанай түүхэhээ // Аха. – 2000.- № 125. – нояб.11. - Н.1.
  2. Буряад арадай буян hэшхэл. Бурятия: честь и совесть. – Улан-Удэ: «Буряад үнэн», 2006. – Н.136-137.
  3. Информация О.Ш. Дашеевой.
  4. Сойоты.80 лет развития // Аха. – 2000. – № 102-103. - –5 авг. – С. 2.
  5. Шарастепанов Д.Ц-Б. Ока: годы и люди. – Улан-Удэ: ОАО Республиканская типография, 2008. – С.230.

Поделиться

926

Бартаева Б. Б. История окинских сойотов // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 15-18. URL: https://apni.ru/article/6007-istoriya-okinskikh-sojotov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа