Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Эвакуация автомобильной техники с поврежденным передним мостом в территориальных...

Эвакуация автомобильной техники с поврежденным передним мостом в территориальных органах войск национальной гвардии Российской Федерации

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

эвакуация
ведение боевых действии
ремонтно-эвакуационная группа

Аннотация статьи

Особо важную роль во время ведения боевых действий войск приобретает эвакуация вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Вместе с тем увеличение насыщенности войск автомобильной техникой (АТ), повышение ее роли и возможностей, использование по всей глубине построения войск является одной из основных причин увеличения интенсивности и масштабов потерь ВВСТ при ведении боевых действий.

Текст статьи

Эвакуация включает в себя вывод неисправных (поврежденных) ВВСТ из-под огня противника, из районов, которые подверглись ударам противника или которым угрожает захват ВВСТ противником, из районов радиационного, химического, биологического заражения; вытаскивание застрявших и затонувших объектов с проведением необходимых подготовительных работ; буксировку (транспортирование) поврежденных объектов к местам ремонта или передачи [1].

Эвакуация ВВСТ организуется с учетом оперативной, тактической, технической и тыловой обстановки, природно-климатических и дорожных условий и осуществляется самовытаскиванием застрявших машин силами экипажей (водителей, механиков-водителей), силами и средствами ремонтно-эвакуационных групп (РЭГ) (замыканиями колонн). В зависимости от условий обстановки для эвакуации ВВСТ по решению командиров и начальников могут привлекаться личный состав, боевые и другие машины подразделений.

Основные способы эвакуации неисправных транспортных средств представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные способы эвакуации неисправных транспортных средств

Приведенными способами транспортируются и исправные транспортные средства, когда этого требует конкретная ситуация по экономическим или другим соображениям.

В ходе боевых действий на поле боя образуются боевые потери, в число которых входят и колесные машины с поврежденным передним мостом.

Эвакуация в район расположения сборных пунктов поврежденных машин (СППМ) возложена на РЭГ, в состав которых должны входить тягачи с эвакуационными средствами.

С возникновением в РЭГ по различным причинам некомплекта в эвакуационных средствах, а также большого количества ремонтного фонда с вышеуказанным повреждением, образуется оперативная пауза по их эвакуации, которая отрицательно отразится на восстановлении живучести частей и подразделении, участвующих в боевых действиях.

Для выхода из создавшегося положения предлагается иметь в штате эвакуационных средств РЭГ буксирный прицеп с поворотной площадкой для погрузки на нем переднего моста эвакуируемой машины.

Вот если не нужно было бы снимать передние колёса, а погрузка и разгрузка осуществлялась бы с минимальными затратами труда и без дополнительных грузоподъёмных средств, да ещё при сохранении общей простоты конструкции подкатной тележки, тогда бы её преимущества перед значительно более дорогим эвакотягачами были бы очевидными. Многие годы казалось, что это невозможно. Но говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое и если правильно сформулировать задачу, то половина ответа содержится в ней самой. В общем виде задача уже сформулирована, и коротко она звучит так: система автомобиль – тягач и буксирный прицеп (подкатная тележка) должна сама осуществлять погрузочно-разгрузочные работы без дополнительного привлечения, каких бы то ни было, грузоподъёмных средств и без демонтажа передних колёс у эвакуируемого автомобиля. Уже имеющийся для этого в технической системе энергетический ресурс – сила тяги автомобиля – тягача.

Решением указанной задачи стал буксирный прицеп, изображённый на рисунке 2. Погрузка неисправного автомобиля здесь осуществляется за счёт возможности складывания дышла прицепа в вертикальной плоскости силой тяги автомобиля – тягача.

Рис. 2. Буксирный прицеп, обеспечивающий погрузку неисправного автомобиля за счёт возможности складывания дышла прицепа в вертикальной плоскости силой тяги автомобиля – тягача

Данный прицеп предназначен для выполнения полупогрузки и транспортирования за переднюю часть автомобилей семейства: УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ различных модификаций. Кроме этого для повышения эксплуатационных возможностей прицеп снабжён коником со складывающимися стойками, позволяющим использовать его в качестве прицепа – роспуска для перевозки длинномерных грузов.

Иллюстрация принципа действия прицепа представлена на рисунке 3.

а

б

Рис. 3. Принцип действия буксирного прицепа со складыванием дышла

Для перевозки повреждённого автомобиля тягач, сцепленный с прицепом, задним ходом подъезжает к неисправному автомобилю. Под колёса прицепа со стороны неисправного автомобиля устанавливаются противооткатные упоры 1 (один из них показан синим цветом), открывается механизм фиксации 2, и извлекается страховочный палец 3. При медленном движении задним ходом прицеп складывается в вертикальной плоскости и пристыковывается к бамперу повреждённого автомобиля. Транспортно-сцепное устройство 4 с захватными элементами 5 опускается довольно легко и осуществляется, даже если у повреждённого автомобиля отсутствует одно или оба передних колеса.

Для более плотного их прижатия друг к другу (захватных элементов 5 и бампера повреждённого автомобиля), необходимо передвинуть противооткатные упоры в сторону неисправного автомобиля, при этом прицеп будет перемещаться ближе к неисправному автомобилю. Далее цепями 6, имеющимися на захватных элементах 5, плотно обвязываются кронштейны рессор, балка моста или другие силовые элементы эвакуируемого автомобиля. Таким образом, осуществляется захват и фиксация неисправного автомобиля. После этого противооткатные упоры устанавливаются с другой стороны колёс прицепа (со стороны автомобиля – тягача) и при движении тягача вперёд, за счёт силы тяги, происходит подъём (вывешивание) неисправного автомобиля. При этом дышло 7 распрямляется (раскладывается), а передняя часть рамы 8 воздействует на управляющий элемент механизма фиксации 2, который срабатывает и автоматически фиксирует их в горизонтальном положении. С целью их дополнительной фиксации в этом положении устанавливается страховочный палец 3. После этого убирают противооткатные упоры 1 и прицеп готов к транспортированию неисправного автомобиля. Разгрузка производится в обратном порядке. Для управления процессом погрузки необходимы два человека. Ими могут быть водители тягача и неисправного автомобиля. При определённой натренированности водителя тягача процесс погрузки занимает не более 10 – 15 минут. Разгрузка осуществляется быстрее и может выполняться одним водителем тягача.

Для повышения безопасности прицеп оснащён пневматическими тормозами с приводом и управлением от автомобиля – тягача. Представленный на рисунке 1. буксирный прицеп достаточно универсален и может применяться для эвакуации практически всех основных марок грузовых автомобилей, легковых автомобилей семейства УАЗ и некоторых (с небольшим задним свесом) марок автобусов, например марки ПАЗ. Для других марок легковых автомобилей и автобусов необходима разработка прицепа с меньшей погрузочной высотой.

Таким образом, видно, что представленный буксирный прицеп является более дешёвой альтернативой специальному эвакотягачу и имеет следующие основные преимущества:

  • исключается необходимость применения специальных грузоподъёмных устройств для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • возможность использования в качестве тягача практически любого грузового автомобиля (при необходимости и гусеничного тягача), оснащённого стандартным тягово-сцепным устройством и пневматическим выводом для управления тормозами прицепа;
  • более высокая надёжность и живучесть конструкции по причине отсутствия в ней сложных силовых и управляющих элементов (гидроцилиндров, распределителей, гидронасоса, коробки отбора мощности, лебёдки и т. д.), так как конструктивно применяется чисто механическая схема использующая систему рычагов;
  • сравнительно низкая стоимость прицепа и высокая его ремонтопригодность вследствие того, что основные узлы ходовой части прицепа (колёса, ступицы, элементы тормозной системы) заимствованы с серийно выпускаемых грузовых автомобилей и прицепов;
  • при таком способе эвакуации не происходит разгрузки переднего моста у автомобиля – тягача и, соответственно, вес неисправного автомобиля не влияет на его управляемость;
  • возможность использования прицепа по другому функциональному назначению, а именно – для перевозки длинномерных грузов, что существенно повышает его эксплуатационные качества.

Конечно, можно сказать, что этот прицеп опоздал со своим рождением лет на пятьдесят и останется на обочине пути дальнейшего развития эвакосредств, так как не будет востребован их производителями. Однако рыночные отношения, всё больше внедряющиеся в нашу жизнь, заставляют всех считать экономический эффект и вселяют определённый оптимизм по поводу будущего этого прицепа. Если цена у производителя такого прицепа будет как минимум на порядок меньше, чем у специального эвакотягача, то спрос на них будет обеспечен, как обеспечен он сейчас на эвакуационные услуги [2]. 

Рассмотренные выше особенности способов эвакуации показывают, как в настоящее время может решаться проблема эвакуации автомобилей с неисправным передним мостом.

Список литературы

  1. Эвакуаторы поврежденных автомобилей: учебное пособие. Тарасенко П.Н. Минск. БелНТУ, 2010.
  2. Оптимизация системы восстановления автомобильной техники в войсках национальной гвардии / П.А. Сафронов, С.В. Нечипоренко, А.А. Иванников, Р.Г. Мухутдинов, М.С. Фокин, В.И. Ильин, С.А. Забара // Актуальные исследования. – 2022. - №10(89). – С.25-29. – EDN GKZAVB.

Поделиться

935

Тулин В. Ф., Фокин М. С., Мухутдинов Р. Г., Передня А. В., Забара С. А. Эвакуация автомобильной техники с поврежденным передним мостом в территориальных органах войск национальной гвардии Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.I.С. 24-28. URL: https://apni.ru/article/6009-evakuatsiya-avtomobilnoj-tekhniki-s-povrezhde

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января