Почему управлением стрессом важно?
Как известно, предприятия и бизнесы создают продукты и предлагают свои услуги, чтобы получать прибыль для того, чтобы растить свою компанию, получить свою долю на рынке, и, конечно же, стать лидером в своей отрасли. Однако, мир бизнесов, населенный безжалостными корпоративными гигантами, переживает такое время, что на рынке долго не приживаются те компании, чьи идеи и концепции уже потеряли свою актуальность.
Согласно модели жизненного цикла организации Ицхака Адизеса, компания переживает несколько этапов жизни, начиная с рождения и заканчивая смертью. Исходя из этой модели, организации можно поделить на два типа: первый – это те, кто однажды успешно выступили на рынке и на отголосках своего успеха продолжают жить до самой смерти; второй тип – это те организации, кому одного успеха недостаточно, и продолжают развиваться, расширяя направления деятельности и создавая инновационные продукты.
Однако, секрет успеха развивающихся организаций заключается не только в постоянном росте. Ключевую роль в успешном ведении бизнеса также играют продуманная стратегия, эффективный организационный менеджмент, и, конечно же, грамотный кадровый менеджмент. Грамотные руководители понимают, что наиболее важными ресурсами в компании являются как раз таки человеческие ресурсы. Именно они являются генераторами новых идей и инноваций, а также двигателями развития.
Поскольку, персонал является важным ресурсом в организации, то и держать их необходимо в тонусе. Для этого разрабатываются система мотивации, предоставляются условия и стимулы для комфортной и эффективной работы, создается корпоративная культура для нужного настроя. Однако, персонал – это не машины, которые без устали могут работать длительное время. Переработка, конфликты на рабочем месте, проблемы в личной жизни становятся причиной стресса и выгорания на работе. И, чтобы противодействовать данной проблеме, используются практики по управлению стрессом.
Управление стрессом является комплексом управленческих мероприятий, направленных на снижение и контроль уровня стресса. Сюда включаются инструменты, стратегии и техники, которые снижают стресс и негативное влияние, продуцируемое стрессорами, на психическое и физическое благосостояние. Главной целью данных мероприятий является поддержание уровня физического и психологического состояния персонала. Управление стрессом включает в себя разные методы решения проблемы: организационные (нормализация условий труда, оптимизация рабочего процесса, снабжение современным и необходимым оборудованием) и личностные (умение отдыхать, выброс эмоций, отслеживание перемен в себе). Это элемент системы управления персоналом, без которого ни одна прогрессивная компания не обходится.
Тренды и использование информационных технологий для борьбы со стрессом.
С мировыми трендами, такими как развитие информационных технологий, переход на дистанционный формат, создаются новые техники по управлению стрессом. И уже некоторые компании используют цифровые технологии для контроля уровня стресса у своих сотрудников. Используются чат боты, которые могут ответить на тревожащие вопросы. Используются коммуникационные онлайн-платформы, где представлена сеть людей, с которыми возможно обсудить психологические проблемы. Так, компания «Google» разработала онлайн-платформу под названием «Blue Dot», состоящая из сети Гуглеров, членов данной организации, которая выслушивает тех, кто связывается с ними. Предназначение данной платформы является не оказание психологической помощи, а выслушивание собеседников. То есть важно сделать так, чтобы «пациенты» чувствовали себя в безопасности, что это нормально говорить о своих проблемах с другими людьми. Сами же люди, пользовавшиеся данной платформой, подмечали, что после разговора чувствовали себя воодушевленными и энергичными.
Говоря про Google, стоит также отметить их стремление создавать гаджеты, включающие в себя программы по слежению здоровьем. Компания в 2021 году выпустила на рынок многофункциональный умный дисплей Nest Hub второго поколения. Одной из функций данного гаджета является слежение за процессом сна. Дисплей составляет статистику по качеству сна, предоставляет результаты и дает полезные советы, однако не способна диагносцировать, лечить или предотвращать заболевания. Хоть сей девайс был протестирован самими сотрудниками, нельзя точно быть уверенным, что дисплеи используются в рамках стресс менеджмента компании Google. Но все же стоило бы обратить внимание на этот гаджет и использовать его в качестве инструмента, с помощью которого возможно идентифицировать стресс на раннем этапе.
Стоит также упомянуть технологию по распознаванию эмоций. Данные технология с помощью искусственного интеллекта анализируют биометрические данные человека. Она одновременно может считывать выражения лиц нескольких людей. Затем алгоритм изучает движения лицевых мышц и биометрические особенности каждого человека и оценивает их по нескольких шкалам. Например, китайская компания Taigusys разработала систему распознавания лиц на базе искусственного интеллекта. По словам производителей, предназначение системы – помощь в сокращении количества конфликтов и помощь с дисциплиной людей в офисе. Программа настолько чувствительна, что определит, если кто-то изображает улыбку. Также она формирует отчеты о людях, в которых может порекомендовать им «эмоциональную поддержку», если маркеры негативных эмоций превышает норму. У данной технологии есть большой потенциал в предотвращении стрессовых состояний у людей, что позволить автоматизировать процесс по управлению стрессом.
Таким образом, с технологическим развитием для стресс-менеджмента не только появляется больше инструментов, облегчающие и автоматизирующие данный процесс, но и появляется больше возможностей для заботы о людях, находящихся на дальнем расстоянии.
Этика и права человека.
Как уже было выше сказано, физический психологический стресс возможно отслеживать и измерять с помощью смартфонов, носимых на руке устройств и персональных компьютеров. Данные по самочувствию людей могут помочь терапевтам мониторить и снижать стресс. Однако, сбор данных и ее анализ, а также вопросы о том, кто должен иметь доступ к этой информации, с какой целью собирается информация, поднимают множество социотехнических вопросов. Является ли сбор персональных данных с целью оказания медицинской помощи этичным? Ведь не каждому человеку приятно осознавать, что технологии собирают личные данные, затем эти данные передаются незнакомым людям, стоящими за этими девайсами, и информация может быть использована не в благородных целях. В результате, говоря в рамках рабочих отношений в компании, у сотрудников возникает чувство тревоги, незащищенности, паранойи, теряется доверие к высшему руководству. На выходе страдают и сотрудники, и менеджмент.
В 2022 году было проведено исследование, в котором решался вопрос: возможно ли измерить стресс на рабочем месте, используя цифровые технологии, и нужно ли вообще людям этого рода системы? В ходе исследования испытуемым были предложены трекеры, диагностическая карта с данными по сну, активности и времени работы, и текстовые окна, куда испытуемые могли вписывать информацию о самочувствии. Испытуемые были открыты к идее использования технологий для улучшения самочувствия, при этом их мучал вопрос конфиденциальности. В ходе исследования выяснилось, что испытуемые не решались делиться данными до тех пор, пока их не уверили в том, что личные данные будут использоваться только для улучшения самочувствия. Также для решения вопроса с конфиденциальностью, было предложено сделать сбор данных анонимным, но это лишь обесценит ценность собираемой информации для наблюдателей, так как не будет известно, кто и чем страдает. Вывод исследования: процесс обмена персональными данными сложен, требуется дальнейшая работа по созданию и учреждению новых норм.
Проанализировав данный кейс, для компаний, которые планируют собирать личные данные сотрудников для решения проблем со стрессом, можно порекомендовать следующее: убедить сотрудников в том, что данные собираются для их же блага. То есть необходимо убедить в том, что данные находятся в безопасных руках, они используются в нужных целях. Тем самым сотрудники успокаиваются, и доверие подчиненных к руководству не теряется. Желательно делать это своевременно, выстроив правильные коммуникации.
Выводы.
Стресс остается важной проблемой в управлении персоналом. Прогрессивные компании, которые стремятся к постоянному росту, заботятся о благополучии своих дорогих сотрудников, используя проверенные методы по управлению стрессом. С развитием технологий, у компаний появляются возможности для оптимизации и совершенствования процесса управления стрессом, что позволяет заботиться не только о сотрудниках, находящихся в офисе, но и о тех, кто находятся за пределами офиса. Проблема сбора личных данных и конфиденциальности до сих пор остается нерешенной. Требуется совершенствование законодательства. Единственным разумным решением остается установка контакта с сотрудниками и убеждение их в сохранности данных.