Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Особенности ландшафтной организации территории учебно-тренировочных центров МЧС ...

Особенности ландшафтной организации территории учебно-тренировочных центров МЧС РФ

Автор(-ы):

Чекулаева Ольга Викторовна

14 апреля 2023

Научный руководитель

Ильвицкая Светлана Валерьевна

Секция

Архитектура, строительство

Ключевые слова

учебно-тренировочный центр
образовательное пространство
защитная функция
ландшафтная организация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности ландшафтной организации специализированных учебных заведений под эгидой МЧС РФ, дан анализ взаимовлияния образовательного процесса и ландшафтной организации образовательного пространства, предложены формы ландшафтно-архитектурной адаптации и преобразования территории в целях подготовки курсантов и слушателей.

Текст статьи

В наше время в публичном пространстве доминирует идея угрозы – естественного, техногенного или антропогенного происхождения. При проектировании объектов различного назначения ландшафтные архитекторы должны учитывать запрос общества: создание интерактивного, жизнеспособного и динамически развивающегося пространства, при этом обеспечивающего безопасность участников всех процессов, происходящих внутри этого пространства. В этой связи возникает вопрос: каковы критерии, определяющие соответствие создаваемого нового пространства интересам современного общества, и каким образом в это пространство должны быть интегрированы меры по обеспечению безопасности?

Для ответа на этот вопрос была поставлена задача изучить организацию учебно-тренировочного пространства в учебных центрах Министерства по чрезвычайным ситуациям – министерства, первой и непосредственной задачей которого является ответ на угрозы и риски фактически любого характера.

Известно, что подготовка специалистов по предотвращению чрезвычайных ситуаций и борьбе с их последствиями выходит на одно из первых мест в области профессионального образования. Жизнь и благополучие граждан будут зависеть от умения спасателей принимать грамотные и оперативные решения, действовать организованно, упорядоченно и эффективно в сложнейших ситуациях. Для того, чтобы добиться высоких результатов в подготовке специалистов данного профиля, необходимо создать условия, максимально отвечающие современным требованиям к специализированной образовательной среде учебных заведений под эгидой Министерства чрезвычайных ситуаций РФ.

Ландшафтная организация территории учебно-тренировочных центров МЧС играет важную роль в повышении эффективности учебного процесса. Цель данного мероприятия – создать оптимальные условия для проведения практических занятий, а также обеспечить безопасность обучающихся. Ландшафтная организация включает в себя размещение объектов на территории, обустройство дорожек, проездов, площадок для размещения учебных стендов и тренировочных комплексов, защитных элементов и зон отдыха, декоративное и экранирующее озеленение и др. Перечисленные мероприятия создают благоприятную атмосферу для обучения и способствуют повышению качества подготовки специалистов МЧС.

В ходе исследования и поиска современных форм ландшафтной организации территории учебных центров, соответствующих актуальной подготовке специалистов МЧС для защиты жизни и обеспечения безопасности российских граждан, выявлены наиболее оптимальные подходы и определены эффективные методы и приёмы использования ландшафтной архитектуры в этих целях.

Учебные центры МЧС имеют определенные особенности практикоориентированного обучения по сравнению с другими учебными заведениями:

  1. Направленность на подготовку кадров для МЧС России: в учебных центрах МЧС обучаются будущие пожарные, спасатели, инженеры и другие специалисты, высокий уровень подготовки которых является критически важным.
  2. Программа обучения: в учебных центрах МЧС программа разработана с учетом специфики работы в МЧС и включает в себя как теоретические, так и, в большей мере, практические занятия, при этом объём практических занятий должен быть существенного выше, чем в других учебных заведениях.
  3. Современное оборудование: учебные центры МЧС оснащены новым мультимедийным оборудованием и специфическими тренировочными комплексами, которые используются при проведении практических занятий.
  4. Подготовка к экстремальным ситуациям: в учебных центрах МЧС проводятся занятия, которые позволяют студентам научиться действовать в экстремальных ситуациях, таких как пожары, наводнения, землетрясения и т.д.
  5. Высокий уровень требований: подготовка в учебных центрах МЧС требует высокого уровня физической и психологической подготовки, что делает ее более сложной по сравнению с другими учебными заведениями.
  6. Стажировка: учебные центры МЧС предоставляют студентам возможность проходить стажировку на базах МЧС и получать практический опыт работы в реальных условиях.

Очевидно, что Учебный центр, объединяющий в себе высокопрофессиональный преподавательский состав и качественную учебно-материальную базу, должен обладать двумя обязательными составляющими: методическим компонентом, обеспечивающий наиболее эффективную организацию подготовки и результативное ведение занятий, а также практико-ориентированным учебно-тренировочным компонентом, основанным на современных технических и инженерных средствах. Концентрация теоретических и практических ресурсов в одном УТЦ позволит проводить подготовку универсальных специалистов, способных решать сложные задачи в экстремальных условиях.

Образовательное пространство учреждения как пространства для образования предстает как некоторая совокупность, а в некоторых случаях и система пространственных единиц, мест взаимодействия педагога и образующегося [7]. Следовательно, особое внимание следует уделить тому, что тренировочный компонент составляет существенную часть учебного процесса в учебных центрах МЧС.

Специфика профессии подразумевает борьбу со стихией и, соответственно, для качественного освоения навыков действий в чрезвычайных ситуациях курсантам нужны ландшафтные комплексы под открытым небом и обустроенные пространства (открытые, закрытые и заглубленные), которые будут являться специальным образом организованными тренировочными площадками.

Основной инструмент для воссоздания экстремальных условий в тренировочных целях – специально обустроенные учебные полигоны.

Проектирование учебных полигонов основывается на нескольких принципах:

  1. Функциональность – учебный полигон должен быть спроектирован так, чтобы он соответствовал своей функции. Например, если это полигон для тренировки горноспасателей, то он должен иметь сооружения, имитирующие горные выработки и позволяющие применять горноспасательное оснащение [6].
  2. Безопасность – учебный полигон должен быть безопасным для студентов и персонала. Все оборудование должно быть проверено на безопасность, а инструкции по использованию должны быть ясными и понятными.
  3. Эргономика – учебный полигон должен быть удобным и эргономичным для работы: студенты и персонал должны иметь легкий доступ к тренажерным комплексам, также должны быть оборудованы рабочие площадки
  4. Адаптивность – учебный полигон должен быть спроектирован так, чтобы он мог адаптироваться к изменяющимся потребностям и технологиям. Например, если в будущем появится новое оборудование, то полигон должен быть готов к его установке и использованию.
  5. Эффективность – учебный полигон должен быть спроектирован так, чтобы он был эффективным для обучения. Это означает, что он должен быть организован таким образом, чтобы студенты могли максимально эффективно использовать свое время и ресурсы для обучения. Все эти принципы должны быть учтены при проектировании максимально эффективных учебных полигонов.

Для того, чтобы выяснить, как принципы проектирования полигонов применяются на практике, был проведён сравнительный анализ отечественных и зарубежных центров подготовки и обучения спасателей.

Анализ особенностей ряда учебно-тренировочных центров позволил выявить, что зарубежные тренировочные центры спасателей могут отличаться от российских по ряду параметров, а именно:

  1. Масштабность: многие зарубежные центры могут иметь больший бюджет и большее разнообразие и объём оборудования, чем российские центры.
  2. Технологичность: зарубежные центры могут использовать более современные технологии и оборудование для тренировок спасателей.
  3. Международный опыт: многие зарубежные центры работают с различными международными организациями и могут использовать этот опыт для оптимизации учебно-тренировочной деятельности.
  4. Фокус на конкретные виды спасательной деятельности: российские тренировочные центры обычно специализируются на определенных видах спасательной деятельности, таких как спасение на воде, в горах, при пожаре. Многие зарубежные центры подготовки спасателей делают упор на том, чтобы сосредоточить на территории одного центра максимально разнообразные тренировочные площадки, от подземных туннелей метро до участков скоростных шоссе, от площадок с имитацией весеннего половодья до воссоздания заброшенных населенных пунктов.

В то же время, и у нас, и за рубежом современные тенденции в организации учебных полигонов для подготовки спасателей связаны с использованием новых технологий и оборудования, применяемых с учетом современных вызовов и угроз. В частности, в последнее время активно используются компьютерные технологии и программное обеспечение для моделирования и симуляции различных аварийных ситуаций и чрезвычайных ситуаций, что позволяет более эффективно подготовить спасателей и пожарных к реальным действиям в экстренных ситуациях. Также существует тенденция к использованию более современного и функционального оборудования, включая автомобили, специальную технику, средства связи и т.д. Важным аспектом является также учет географических и климатических особенностей региона, в котором находится полигон, а также учет специфики работы спасательных служб в данном регионе.

Методы формирования территории полигонов могут быть различными в зависимости от целей, задач и требований к полигону. Одним из методов является выбор подходящей территории, которая должна соответствовать географическим, экологическим и инженерным требованиям. Также могут использоваться методы землеустройства, которые позволяют определить оптимальные границы и структуру территории полигона, учитывая при этом ее функциональное назначение и требования к безопасности. Кроме того, при формировании территории полигона могут использоваться методы ландшафтного проектирования, которые позволяют создать благоприятные обучения и тренировки спасателей, а также сохранить природную среду и биологическое разнообразие.

Важным аспектом в организации учебных полигонов МЧС является учет географических и климатических особенностей региона, в котором находится полигон, а также учет специфики работы МЧС в данном регионе. В то же время специальное ландшафтно-архитектурное оформление отдельных площадок проводится редко или вообще не проводится.

В ходе изучения примеров зарубежных и отечественных центров обучения и тренировки спасательных служб были выявлены следующие проблемы:

  • отрицательное экологическое воздействие полигонов на окружающую среду;
  • отсутствие защитных мер для наблюдателей и должных мер обеспечения безопасности самих спасателей;
  • отсутствие актуального рекреационного и эстетического компонента в ландшафтно-архитектурных решениях, применяемых в УТЦ.

Результаты проведенного анализа показали, что наиболее соответствующей функциональным требованиям к организации учебно-тренировочного центра является территориально-планировочная планировка функционального типа «загородный кампус». Оптимальным местом для расположения учебного центра МЧС с полигоном является удаленная от густонаселенных районов территория, где имеется достаточное пространство для размещения обучающих объектов. Также желательно, чтобы на территории были наличие водоемов, лесов и других естественных объектов, которые могут быть использованы в качестве объектов пожарной тренировки. Кроме того, учебный центр должен быть удобно расположен относительно дорожной сети, чтобы была возможность быстро доставлять оборудование и персонал на место учений.

Как уже упоминалось, наряду с основными функциональными зонами учебно-тренировочного центра: учебной, спортивной, рекреационной, административно-хозяйственной, парадно-гостевой, у центра должен быть полигон для проведения учений, воссоздания элементов чрезвычайных ситуаций, обкатки тяжелой техники, возможно, управления беспилотными и пилотируемыми летальными аппаратами.

Существует несколько типологических схем размещения полигонов МЧС:

  1. Размещение полигона вблизи города или на его окраине. Эта схема позволяет быстро доставлять необходимое оборудование и персонал на место происшествия, а также быстро эвакуировать пострадавших в городскую больницу.
  2. Размещение полигона вблизи автомагистралей и дорог. Логика размещения та же, что и в предыдущем пункте.
  3. Размещение полигона на территории аэропорта. Эта схема позволяет отрабатывать действия мобильных авиаотрядов, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие по всей стране и за рубежом.
  4. Размещение на территории полигона мобильного пункта медицинской помощи или размещение самого полигона вблизи от центра экстренной медицинской помощи. Такая схема позволяет обеспечивать безопасность проводимых на территории полигона занятий.

Таким образом, основной момент, который предстоит решить с точки зрения функционального зонирования: будет ли тренировочный полигон располагаться на территории учебного центра (при условии, что территориальное расположение УТЦ соответствует вышеперечисленным требованиям и для строительства такого центра была выделена необходимая по размерам площадка) или отдельно, если у УТЦ нет возможности разместить полигон непосредственно на территории.

В любом случае, курсантам нужны ландшафтные комплексы под открытым небом, которые будут являться специальным образом организованными тренировочными площадками.

Второй важный вопрос для рассмотрения: обеспечение готовности к оперативному реагированию на ЧС различного характера подразумевает не только участие в тренировках на специализированных стендах и оборудовании, но и наблюдение за процессом.

В связи со спецификой учебно-тренировочных занятий наблюдение за происходящими тренировками может быть небезопасным для слушателей, следовательно, учебно-тренировочные комплексы и стенды должны располагаться на отдельных площадках и быть оборудованы ландшафтными средствами защиты.

Примером такого ландшафтного комплекса может служить система двойных валов с хвойной живой изгородью и вложенным дефиле дорог и проездов по схеме ландшафтной композиции древнеримских лагерей. Также возможна организация заглубленных наблюдательных пунктов непосредственно в защитных валах (подразумеваются меры укрепления передней стенки вала).

В этой связи представляется необходимым исследовать особенности ландшафтной организации учебно-тренировочных полигонов МЧС, защитных ландшафтно-архитектурных сооружений с различными свойствами и средствами защиты, разработку и применение специализированных инженерных компонентов организации территории для создания архитектурно-ландшафтного ансамбля [4].

Несмотря на актуальность существующей проблемы, современные аспекты системного интегрирования ландшафтного компонента в образовательное пространство остаются недостаточно изученными. До настоящего времени ландшафтная организация территорий учебно-тренировочных центров военных и военизированных учебных организаций осуществляется по остаточному принципу, зачастую с нарушениями даже тех требований, которые были выработаны и применялись ещё в СССР.

В этой связи представляется необходимым разработать научно обоснованные принципы ландшафтной организации УТЦ МЧС РФ с максимальным включением систем ландшафтного преобразования территории как равноценного методического компонента учебно-тренировочного процесса.

Многофункциональность учебных центров МЧС РФ может способствовать переосмыслению пространственного развития тренировочных центров, в поиске компромисса между безопасностью, компактностью и комфортностью соответствующей территории.

Итак, анализ особенностей архитектурно-ландшафтной организации учебно-тренировочных центров показал, что данные типы учебных учреждений изучены недостаточно подробно в связи со специфическим видом деятельности.

Включение таких центров в городскую среду не представляется целесообразным, они сохраняют своё периферийное и отчасти изолированное положение. Тем не менее, включение в ткань городской среды представляется неизбежным в силу стремительных темпов городской застройки и необходимости устанавливать транспортные и функциональные связи. Таким образом, сохраняет свою актуальность вопрос разнообразных физических и экологических степеней защиты [5].

Предлагается организовать безопасную среду для проведения отработки действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий средствами ландшафтного проектирования: геопластика, размещение соответствующих малых архитектурных форм, на основе классификации современных образовательных центров служб реагирования на чрезвычайные ситуации.

Необходимо решать вопросы совершенствования архитектурно-ландшафтной организации, приведения ее в соответствие с учебно-научными, эколого-просветительскими и природоохранными требованиями:

  • использовать методы и приёмы ландшафтной архитектуры для безопасности учебно-тренировочного и образовательного процесса;
  • создавать специальные ландшафтно-архитектурных защитные комплексы, которые будут функционировать как классы под открытым небом [4];
  • рассмотреть возможность применения для ландшафтных архитектурных сооружений геопластики с хвойной живой изгородью и вложенным дефиле дорог и проездов;
  • использовать принципы ландшафтного проектирования в условиях повышенной экологической и функциональной напряженности;
  • сформировать новые типы ландшафтно-архитектурных объектов, которые будут обеспечивать безопасность и эффективность обучения и прохождения практической подготовки в учебных центрах МЧС путем применения специальных геопластических форм и сооружений [2];
  • внедрять заглубленные сооружения как с целью отработки определенных видов спасательных операций, так и для обеспечения безопасности курсантов и наблюдателей в процессе обучения [1].

Разработанные и предложенные рекомендации по формированию ландшафтно-архитектурных защитных комплексов на базе учебных полигонов УТЦ МЧС могут быть использованы для обеспечения формирования на базе УТЦ МЧС более комфортной, безопасной и эффективной ландшафтно-архитектурной образовательной среды.

Учебные центры должны стать своего рода цивилизационными центрами, совмещающими как представительские, обучающие, так и когнитивно-воспитательные функции.

Список литературы

  1. Ильвицкая, С.В. Особенности формирования заглублённых зданий с применением зелёных технологий: учебное пособие. М.: ГУЗ, 2022. 60 с.
  2. Сокольская, О. Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для вузов / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. – М.: Академия, 2008. 224 с.
  3. Исаева, Л.К. Экологическая безопасность: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 1. Экологическая безопасность природно-техногенной среды при штатных ситуациях. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 210 с.
  4. Лимонад, М.Ю. Избранные проблемы архитектурной типологии. Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МаВР – ГУЗ, 2012. 449 с.
  5. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ.
  6. Приказ МЧС России от 31 октября 2018 г. N 484 "Об утверждении Устава внутренней службы военизированных горноспасательных частей"
  7. Фрумин И.Д. Тайны школы. Заметки о контекстах: Моногр. / И.Д. Фрумин. – Красноярск: Красноярский гос. унт-т., 1999. – 256 с.

Поделиться

220

Чекулаева О. В. Особенности ландшафтной организации территории учебно-тренировочных центров МЧС РФ // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.I.С. 49-54. URL: https://apni.ru/article/6012-osobennosti-landshaftnoj-organizatsii-territo

Другие статьи из раздела «Архитектура, строительство»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая