Автор(-ы):
Чекулаева Ольга Викторовна
14 апреля 2023
Научный руководитель
Ильвицкая Светлана Валерьевна
Секция
Архитектура, строительство
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В наше время в публичном пространстве доминирует идея угрозы – естественного, техногенного или антропогенного происхождения. При проектировании объектов различного назначения ландшафтные архитекторы должны учитывать запрос общества: создание интерактивного, жизнеспособного и динамически развивающегося пространства, при этом обеспечивающего безопасность участников всех процессов, происходящих внутри этого пространства. В этой связи возникает вопрос: каковы критерии, определяющие соответствие создаваемого нового пространства интересам современного общества, и каким образом в это пространство должны быть интегрированы меры по обеспечению безопасности?
Для ответа на этот вопрос была поставлена задача изучить организацию учебно-тренировочного пространства в учебных центрах Министерства по чрезвычайным ситуациям – министерства, первой и непосредственной задачей которого является ответ на угрозы и риски фактически любого характера.
Известно, что подготовка специалистов по предотвращению чрезвычайных ситуаций и борьбе с их последствиями выходит на одно из первых мест в области профессионального образования. Жизнь и благополучие граждан будут зависеть от умения спасателей принимать грамотные и оперативные решения, действовать организованно, упорядоченно и эффективно в сложнейших ситуациях. Для того, чтобы добиться высоких результатов в подготовке специалистов данного профиля, необходимо создать условия, максимально отвечающие современным требованиям к специализированной образовательной среде учебных заведений под эгидой Министерства чрезвычайных ситуаций РФ.
Ландшафтная организация территории учебно-тренировочных центров МЧС играет важную роль в повышении эффективности учебного процесса. Цель данного мероприятия – создать оптимальные условия для проведения практических занятий, а также обеспечить безопасность обучающихся. Ландшафтная организация включает в себя размещение объектов на территории, обустройство дорожек, проездов, площадок для размещения учебных стендов и тренировочных комплексов, защитных элементов и зон отдыха, декоративное и экранирующее озеленение и др. Перечисленные мероприятия создают благоприятную атмосферу для обучения и способствуют повышению качества подготовки специалистов МЧС.
В ходе исследования и поиска современных форм ландшафтной организации территории учебных центров, соответствующих актуальной подготовке специалистов МЧС для защиты жизни и обеспечения безопасности российских граждан, выявлены наиболее оптимальные подходы и определены эффективные методы и приёмы использования ландшафтной архитектуры в этих целях.
Учебные центры МЧС имеют определенные особенности практикоориентированного обучения по сравнению с другими учебными заведениями:
Очевидно, что Учебный центр, объединяющий в себе высокопрофессиональный преподавательский состав и качественную учебно-материальную базу, должен обладать двумя обязательными составляющими: методическим компонентом, обеспечивающий наиболее эффективную организацию подготовки и результативное ведение занятий, а также практико-ориентированным учебно-тренировочным компонентом, основанным на современных технических и инженерных средствах. Концентрация теоретических и практических ресурсов в одном УТЦ позволит проводить подготовку универсальных специалистов, способных решать сложные задачи в экстремальных условиях.
Образовательное пространство учреждения как пространства для образования предстает как некоторая совокупность, а в некоторых случаях и система пространственных единиц, мест взаимодействия педагога и образующегося [7]. Следовательно, особое внимание следует уделить тому, что тренировочный компонент составляет существенную часть учебного процесса в учебных центрах МЧС.
Специфика профессии подразумевает борьбу со стихией и, соответственно, для качественного освоения навыков действий в чрезвычайных ситуациях курсантам нужны ландшафтные комплексы под открытым небом и обустроенные пространства (открытые, закрытые и заглубленные), которые будут являться специальным образом организованными тренировочными площадками.
Основной инструмент для воссоздания экстремальных условий в тренировочных целях – специально обустроенные учебные полигоны.
Проектирование учебных полигонов основывается на нескольких принципах:
Для того, чтобы выяснить, как принципы проектирования полигонов применяются на практике, был проведён сравнительный анализ отечественных и зарубежных центров подготовки и обучения спасателей.
Анализ особенностей ряда учебно-тренировочных центров позволил выявить, что зарубежные тренировочные центры спасателей могут отличаться от российских по ряду параметров, а именно:
В то же время, и у нас, и за рубежом современные тенденции в организации учебных полигонов для подготовки спасателей связаны с использованием новых технологий и оборудования, применяемых с учетом современных вызовов и угроз. В частности, в последнее время активно используются компьютерные технологии и программное обеспечение для моделирования и симуляции различных аварийных ситуаций и чрезвычайных ситуаций, что позволяет более эффективно подготовить спасателей и пожарных к реальным действиям в экстренных ситуациях. Также существует тенденция к использованию более современного и функционального оборудования, включая автомобили, специальную технику, средства связи и т.д. Важным аспектом является также учет географических и климатических особенностей региона, в котором находится полигон, а также учет специфики работы спасательных служб в данном регионе.
Методы формирования территории полигонов могут быть различными в зависимости от целей, задач и требований к полигону. Одним из методов является выбор подходящей территории, которая должна соответствовать географическим, экологическим и инженерным требованиям. Также могут использоваться методы землеустройства, которые позволяют определить оптимальные границы и структуру территории полигона, учитывая при этом ее функциональное назначение и требования к безопасности. Кроме того, при формировании территории полигона могут использоваться методы ландшафтного проектирования, которые позволяют создать благоприятные обучения и тренировки спасателей, а также сохранить природную среду и биологическое разнообразие.
Важным аспектом в организации учебных полигонов МЧС является учет географических и климатических особенностей региона, в котором находится полигон, а также учет специфики работы МЧС в данном регионе. В то же время специальное ландшафтно-архитектурное оформление отдельных площадок проводится редко или вообще не проводится.
В ходе изучения примеров зарубежных и отечественных центров обучения и тренировки спасательных служб были выявлены следующие проблемы:
Результаты проведенного анализа показали, что наиболее соответствующей функциональным требованиям к организации учебно-тренировочного центра является территориально-планировочная планировка функционального типа «загородный кампус». Оптимальным местом для расположения учебного центра МЧС с полигоном является удаленная от густонаселенных районов территория, где имеется достаточное пространство для размещения обучающих объектов. Также желательно, чтобы на территории были наличие водоемов, лесов и других естественных объектов, которые могут быть использованы в качестве объектов пожарной тренировки. Кроме того, учебный центр должен быть удобно расположен относительно дорожной сети, чтобы была возможность быстро доставлять оборудование и персонал на место учений.
Как уже упоминалось, наряду с основными функциональными зонами учебно-тренировочного центра: учебной, спортивной, рекреационной, административно-хозяйственной, парадно-гостевой, у центра должен быть полигон для проведения учений, воссоздания элементов чрезвычайных ситуаций, обкатки тяжелой техники, возможно, управления беспилотными и пилотируемыми летальными аппаратами.
Существует несколько типологических схем размещения полигонов МЧС:
Таким образом, основной момент, который предстоит решить с точки зрения функционального зонирования: будет ли тренировочный полигон располагаться на территории учебного центра (при условии, что территориальное расположение УТЦ соответствует вышеперечисленным требованиям и для строительства такого центра была выделена необходимая по размерам площадка) или отдельно, если у УТЦ нет возможности разместить полигон непосредственно на территории.
В любом случае, курсантам нужны ландшафтные комплексы под открытым небом, которые будут являться специальным образом организованными тренировочными площадками.
Второй важный вопрос для рассмотрения: обеспечение готовности к оперативному реагированию на ЧС различного характера подразумевает не только участие в тренировках на специализированных стендах и оборудовании, но и наблюдение за процессом.
В связи со спецификой учебно-тренировочных занятий наблюдение за происходящими тренировками может быть небезопасным для слушателей, следовательно, учебно-тренировочные комплексы и стенды должны располагаться на отдельных площадках и быть оборудованы ландшафтными средствами защиты.
Примером такого ландшафтного комплекса может служить система двойных валов с хвойной живой изгородью и вложенным дефиле дорог и проездов по схеме ландшафтной композиции древнеримских лагерей. Также возможна организация заглубленных наблюдательных пунктов непосредственно в защитных валах (подразумеваются меры укрепления передней стенки вала).
В этой связи представляется необходимым исследовать особенности ландшафтной организации учебно-тренировочных полигонов МЧС, защитных ландшафтно-архитектурных сооружений с различными свойствами и средствами защиты, разработку и применение специализированных инженерных компонентов организации территории для создания архитектурно-ландшафтного ансамбля [4].
Несмотря на актуальность существующей проблемы, современные аспекты системного интегрирования ландшафтного компонента в образовательное пространство остаются недостаточно изученными. До настоящего времени ландшафтная организация территорий учебно-тренировочных центров военных и военизированных учебных организаций осуществляется по остаточному принципу, зачастую с нарушениями даже тех требований, которые были выработаны и применялись ещё в СССР.
В этой связи представляется необходимым разработать научно обоснованные принципы ландшафтной организации УТЦ МЧС РФ с максимальным включением систем ландшафтного преобразования территории как равноценного методического компонента учебно-тренировочного процесса.
Многофункциональность учебных центров МЧС РФ может способствовать переосмыслению пространственного развития тренировочных центров, в поиске компромисса между безопасностью, компактностью и комфортностью соответствующей территории.
Итак, анализ особенностей архитектурно-ландшафтной организации учебно-тренировочных центров показал, что данные типы учебных учреждений изучены недостаточно подробно в связи со специфическим видом деятельности.
Включение таких центров в городскую среду не представляется целесообразным, они сохраняют своё периферийное и отчасти изолированное положение. Тем не менее, включение в ткань городской среды представляется неизбежным в силу стремительных темпов городской застройки и необходимости устанавливать транспортные и функциональные связи. Таким образом, сохраняет свою актуальность вопрос разнообразных физических и экологических степеней защиты [5].
Предлагается организовать безопасную среду для проведения отработки действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий средствами ландшафтного проектирования: геопластика, размещение соответствующих малых архитектурных форм, на основе классификации современных образовательных центров служб реагирования на чрезвычайные ситуации.
Необходимо решать вопросы совершенствования архитектурно-ландшафтной организации, приведения ее в соответствие с учебно-научными, эколого-просветительскими и природоохранными требованиями:
Разработанные и предложенные рекомендации по формированию ландшафтно-архитектурных защитных комплексов на базе учебных полигонов УТЦ МЧС могут быть использованы для обеспечения формирования на базе УТЦ МЧС более комфортной, безопасной и эффективной ландшафтно-архитектурной образовательной среды.
Учебные центры должны стать своего рода цивилизационными центрами, совмещающими как представительские, обучающие, так и когнитивно-воспитательные функции.
Список литературы
Поделиться
Чекулаева О. В. Особенности ландшафтной организации территории учебно-тренировочных центров МЧС РФ // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.I.С. 49-54. URL: https://apni.ru/article/6012-osobennosti-landshaftnoj-organizatsii-territo