Автор(-ы):
Жирова Елена Николаевна
Максименкова Александра Юрьевна
16 апреля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются взаимодействие педагогов, родителей и детей для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Текст статьи
Первые дни ребёнка в детском образовательном учреждении – это стресс как для детей, так и для родителей. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, и это усугубляется такими обстоятельствами как расставание с родными, появление в окружении взрослых незнакомых людей, совершенно новая обстановка. Главная задача, которая стоит перед всеми сторонами данного процесса – это профилактика психоэмоционального напряжения детей и сведение негативного влияния на малышей к минимуму. Часть воспитанников легко привыкают к изменившимся условиям, и их психические и физиологические процессы приходят в норму через 1-2 недели; у некоторых этот процесс затягивается до 60 дней. Если же ребёнок не адаптировался в течение 3 месяцев, то вам понадобится помощь педагога – психолога. Быстрой адаптации способствует выработка единых требований и подходов к воспитанию в семье и образовательном учреждении.
Рассмотрим действия каждого субъекта в данной ситуации.
Родители. Главное условие плавного перехода ребёнка из семьи в ДОУ возможно только при тесном взаимодействии с семьёй. Ребёнок очень остро чувствует, если родители испытывают сомнения в правильности своего решения о необходимости общественного воспитания, и любые колебания при расставании утром со своим чадом вызывают негативные эмоциональные проявления в поведении малыша. Чтобы он вступил в новый этап своей жизни уверенно, следуйте следующим рекомендациям.
Воспитатель. Каждый педагогический работник дошкольного учреждения знает, что для одних детей период привыкания к новым условиям будет связан с небольшим беспокойством, а для других – стрессом, который станет причиной тяжёлой адаптации. Во втором случае потребуется тесный контакт с родителями, позволяющий минимизировать пагубное воздействие на психику ребёнка. Воспитатель должен быть на постоянной связи с семьёй: утром поговорить о настроении и самочувствии их чада, после расставания сообщить о его эмоциональном состоянии, обязателен фотоотчёт различных видов деятельности с его участием, сообщение о поведении во время тихого часа, вечернее общение. Это позволит помочь родителям контролировать жизнь своего ребёнка, который совсем недавно был рядом каждую секунду времени, а также создаст вотум доверия к воспитателю.
Во время планирования деятельности включайте приёмы и элементы, которые большинство семей использует в домашних условиях:
Дети. Ребёнок – это самое важное и ценное, что есть в жизни каждого родителя. От его самочувствия и мироощущения зависит состояние взрослых.
Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами ребенка. Его страшит внезапность происходящего, проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться всеми доступными средствами. Он настолько взбудоражен, что, придя домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Помогите малышу преодолеть все жизненные трудности словом и делом.
Научитесь слушать, а главное слышать малыша. Он с радостью будет делиться своими переживаниями и впечатлениями от происходящего в детском саду. Предоставьте ему эту возможность. Но учтите, что мы, взрослые, часто воспринимаем полученную информацию через призму своих страхов и фобий, рисуя в воображении ужасные картины. Я не призываю игнорировать рассказы детей, но, пожалуйста, досконально разберитесь в ситуации, прежде чем совершать какие-либо действия.
Маленький созерцатель должен делиться своими открытиями и впечатлениями. Учитесь слышать, постарайтесь увидеть мир его глазами, восхищайтесь привычными и обыденными вещами.
Ребёнок должен совершать ошибки. Дайте возможность ему самому сделать правильные выводы. Поддержите стремление к исследованию и экспериментированию, объясняйте, показывайте, контролируйте. Только по собственным ощущениям можно усвоить что бывает горячая вода, холодный лед, острые предметы, что из мокрого песка можно построить сказочные замки. Откажитесь от категоричного «нельзя», если это не угрожает его здоровью и жизни.
Вечный двигатель в маленьком тельце никогда не устаёт. Поддерживайте это движение, участвуйте в прятках, догонялках, играх с мячом.
Признаками полной адаптации ребёнка являются:
Особая тема для обсуждения – это появление нового воспитанника в младшей группе в то время, когда все дети начинают соблюдать режимные моменты, принимают участие в коллективной деятельности, придерживаются установленных норм поведения. В этом случае нарушается работа уже слаженного механизма: дети настороженно относятся к хныкающему человечку, педагог всё своё внимание переключает на нового воспитанника, родители негодуют из-за нарушившегося состояния комфорта для детей. Да, процесс неприятный для всех сторон. Всем терпения и немножко времени. Следует заметить, что дети, которые по каким-либо причинам попали в детский коллектив на стадии его первичной сформированности, быстрее адаптируются к новым условиям.
От того, как пройдет привыкание ребенка к дошкольному учреждению зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском коллективе, в семье, социуме.
Список литературы
Поделиться
Жирова Е. Н., Максименкова А. Ю. Условия успешной адаптации ребенка в детском саду // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/6015-usloviya-uspeshnoj-adaptatsii-rebenka-v-detsk