Первые дни ребёнка в детском образовательном учреждении – это стресс как для детей, так и для родителей. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, и это усугубляется такими обстоятельствами как расставание с родными, появление в окружении взрослых незнакомых людей, совершенно новая обстановка. Главная задача, которая стоит перед всеми сторонами данного процесса – это профилактика психоэмоционального напряжения детей и сведение негативного влияния на малышей к минимуму. Часть воспитанников легко привыкают к изменившимся условиям, и их психические и физиологические процессы приходят в норму через 1-2 недели; у некоторых этот процесс затягивается до 60 дней. Если же ребёнок не адаптировался в течение 3 месяцев, то вам понадобится помощь педагога – психолога. Быстрой адаптации способствует выработка единых требований и подходов к воспитанию в семье и образовательном учреждении.
Рассмотрим действия каждого субъекта в данной ситуации.
Родители. Главное условие плавного перехода ребёнка из семьи в ДОУ возможно только при тесном взаимодействии с семьёй. Ребёнок очень остро чувствует, если родители испытывают сомнения в правильности своего решения о необходимости общественного воспитания, и любые колебания при расставании утром со своим чадом вызывают негативные эмоциональные проявления в поведении малыша. Чтобы он вступил в новый этап своей жизни уверенно, следуйте следующим рекомендациям.
- Примите для себя чёткое и обдуманное решение в том, что на данном этапе вашей жизни детский сад для семьи необходим. Дети из семьи, у которой стоит острая потребность в помощи дошкольного учреждения, где родители единогласно решили преодолеть этот рубеж, адаптируются к новым условиям легко.
- Подготовьте у ребёнка элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Прежде всего малыш должен уметь принимать пищу. Избавьтесь от бутылок, сосок в период подготовки к поступлению в детский сад, иначе на фоне адаптации потребность в этих предметах у детей обострится. Научите пользоваться носовым платком, самостоятельно мыть руки, нанося на поверхность кожи мыльный раствор и смывать его под проточной водой. Чтобы побыстрее избавиться от мокрых штанишек, поделитесь «семейными секретиками», в какой форме ваш ребёнок проявляет потребность сходить в туалет.
- Ознакомьтесь с режимом дня в ДОУ и максимально приблизьте домашний режим к данному распорядку дня.
- Уделите внимание общению ребёнка с другими детьми во время прогулки. Научите знакомиться, общаться, делиться игрушками со сверстниками.
- Познакомьтесь с другими родителями. В современном мире мобильных приложений есть масса возможностей общения в небольших группах по интересующим вопросам.
- Наладьте контакт с воспитателем. Постарайтесь понять его рекомендации и пожелания, делитесь своими сомнениями, определите общий путь решение возникшей проблемы. Поверьте, ни один взрослый здравомыслящий человек не желает зла вашему ребёнку.
- Помните, что процесс привыкания ребёнка к новым условиям детского учреждения может затянуться не на один месяц. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Не планируйте длительных путешествий в данный отрезок времени: поездки на море или к родственникам в деревню, отдых в санатории.
- Расставайтесь с ребёнком в начале дня быстро, без лишних возвращений для дополнительных поцелуев. Лучше выработать ритуал прощания, который позволит сныть психологическую напряжённость.
- Помните, воспитанники младших групп подвержены воздействию различных инфекции, что связано с расширением круга общения детей и недостаточно окрепшим иммунитетом. Это явление временное. Наберитесь терпения!
- Постарайтесь дома уделить ребенку больше внимания, чем обычно. Подготовьте сюрприз, проведите время на игровой площадке, покатайтесь на велосипеде, поиграйте в куклы или машинки, чтобы он не чувствовал недостаток материнского тепла. Вселите в него уверенность, что день, проведенный в детском саду, обязательно закончится небольшим праздником.
Воспитатель. Каждый педагогический работник дошкольного учреждения знает, что для одних детей период привыкания к новым условиям будет связан с небольшим беспокойством, а для других – стрессом, который станет причиной тяжёлой адаптации. Во втором случае потребуется тесный контакт с родителями, позволяющий минимизировать пагубное воздействие на психику ребёнка. Воспитатель должен быть на постоянной связи с семьёй: утром поговорить о настроении и самочувствии их чада, после расставания сообщить о его эмоциональном состоянии, обязателен фотоотчёт различных видов деятельности с его участием, сообщение о поведении во время тихого часа, вечернее общение. Это позволит помочь родителям контролировать жизнь своего ребёнка, который совсем недавно был рядом каждую секунду времени, а также создаст вотум доверия к воспитателю.
Во время планирования деятельности включайте приёмы и элементы, которые большинство семей использует в домашних условиях:
- введите в норму тактильный контакт с детьми в этот период. Обнимашки, игры у вас на коленях, поглаживания позволят не только успокоить малыша, но и вернуть ему чувство защищённости, умиротворения.
- организуйте прогулки не только на игровой площадке, но и по всей территории ДОУ. Вы сможете переключить внимание ребёнка на интересный окружающий мир, отвлечь от мыслей о расставании с родными.
- устраивайте музыкальные паузы. Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения очень велика. Не мешайте ему двигаться, и сами примите участие в игре по правилам ребёнка, развивайте эмоциональную восприимчивость, стремление в прекрасному.
- подвижные игры с простым сюжетом позволят снять у малышей мышечную напряжённости, эмоционально раскрепоститься. А вам поможет сблизить воспитанников друг с другом.
- используйте игры, направленные на неожиданный эффект: «Мыльные пузыри», «Солнечные зайчики», «Что в мешочке?
- оборудуйте в группе «Уголок уединения», который позволит малышу отдохнуть от суеты и сверстников, получить релаксационные ощущения.
- позвольте принести в группу любимый предмет для создания комфортной среды. К этому предмету можно обращаться в течение всего времени пребывания в учреждении.
- сказкотерапия – способ заинтересовать детей, сделать небольшую паузу в деятельности, успокоиться. Читайте и рассказывайте сказки, показывайте театрализованные представления, рассматривайте иллюстрации к произведениям.
Дети. Ребёнок – это самое важное и ценное, что есть в жизни каждого родителя. От его самочувствия и мироощущения зависит состояние взрослых.
Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами ребенка. Его страшит внезапность происходящего, проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться всеми доступными средствами. Он настолько взбудоражен, что, придя домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Помогите малышу преодолеть все жизненные трудности словом и делом.
Научитесь слушать, а главное слышать малыша. Он с радостью будет делиться своими переживаниями и впечатлениями от происходящего в детском саду. Предоставьте ему эту возможность. Но учтите, что мы, взрослые, часто воспринимаем полученную информацию через призму своих страхов и фобий, рисуя в воображении ужасные картины. Я не призываю игнорировать рассказы детей, но, пожалуйста, досконально разберитесь в ситуации, прежде чем совершать какие-либо действия.
Маленький созерцатель должен делиться своими открытиями и впечатлениями. Учитесь слышать, постарайтесь увидеть мир его глазами, восхищайтесь привычными и обыденными вещами.
Ребёнок должен совершать ошибки. Дайте возможность ему самому сделать правильные выводы. Поддержите стремление к исследованию и экспериментированию, объясняйте, показывайте, контролируйте. Только по собственным ощущениям можно усвоить что бывает горячая вода, холодный лед, острые предметы, что из мокрого песка можно построить сказочные замки. Откажитесь от категоричного «нельзя», если это не угрожает его здоровью и жизни.
Вечный двигатель в маленьком тельце никогда не устаёт. Поддерживайте это движение, участвуйте в прятках, догонялках, играх с мячом.
Признаками полной адаптации ребёнка являются:
- крепкий спокойный сон;
- хороший аппетит;
- положительное эмоциональное состояние;
- активное поведение.
Особая тема для обсуждения – это появление нового воспитанника в младшей группе в то время, когда все дети начинают соблюдать режимные моменты, принимают участие в коллективной деятельности, придерживаются установленных норм поведения. В этом случае нарушается работа уже слаженного механизма: дети настороженно относятся к хныкающему человечку, педагог всё своё внимание переключает на нового воспитанника, родители негодуют из-за нарушившегося состояния комфорта для детей. Да, процесс неприятный для всех сторон. Всем терпения и немножко времени. Следует заметить, что дети, которые по каким-либо причинам попали в детский коллектив на стадии его первичной сформированности, быстрее адаптируются к новым условиям.
От того, как пройдет привыкание ребенка к дошкольному учреждению зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском коллективе, в семье, социуме.