Согласно последним оценкам, опубликованным Организацией Объединенных Наций в декабре 2017 года, около 258 миллионов человек, или 3,4 % населения мира, проживают не в стране своего происхождения, что означает увеличение на 49 человек на 100 человек. К этому следует добавить 19 миллионов беженцев, зарегистрированных в том году, что увеличит глобальное число международных мигрантов до 277 миллионов. Хотя это и значительное увеличение интенсивности миграционных потоков, тем не менее оно намного ниже, чем то, что имело место в другие периоды истории, например, во время первого великого переселения в начале XIX века, когда эмигрировало около 60 млн. европейцев. на американский континент, либо во время второй волны, начавшейся после Второй мировой войны, резко ускорившейся после 1990 г. [7].
В 1990-х годах наблюдался рост миграционных потоков, которые в настоящее время происходят почти со всех континентов, а также с более разнообразными направлениями. Обширный анализ детерминант миграции выявил множество аспектов, лежащих в основе моделей миграции, включая факторы, связанные с экономикой и торговлей, социальными и культурными связями, демографией, безопасностью, а также географическим положением и близостью [2].
Направление исследований связи между «зрелостью» миграции и развитием показывает, что в определенный момент получение более высоких доходов, которые позволили бы увеличить эмиграцию, может стать стабилизирующим элементом и сократить выездную миграцию, в чем можно убедиться, если принять во внимание учитывают миграционные потоки между 1990 и 2015 годами, которые некоторые авторы называют «переходом мобильности» или «кривой миграции» [6].
В настоящее время большинство мигрантов происходит не из беднейших стран, а из стран со средним уровнем доходов. Учитывая убеждение, что миграция в основном является явлением из бедных в богатые страны, следует помнить, что в действительности большая часть миграции является внутрирегиональной [3].
Иммиграция в Испанию – это явление, которое в основном произошло за последнее десятилетие. Масштабы этого явления были таковы, что с 1997 года Испания ежегодно принимает больше иммигрантов, чем любая другая страна Европейского Союза. Хотя большинство населения Испании положительно воспринимает иммиграцию, с 2001 года наблюдается постепенный рост отношения неприятия к прибытию иммигрантов. Так, например, различные опросы, проведенные Центром социологических исследований, отражают небольшое увеличение в последние годы доли испанцев, которые обеспокоены идеей о том, что иммигранты отнимают рабочие места у испанцев или получают слишком много социальных пособий по сравнению с другими группами.
Испания исторически была мигрирующей страной. В течение десятилетий с 1960-х по 1980-е годы около 3 млн. человек покинули Испанию в поисках экономических возможностей, в основном в европейские страны, в частности во Францию, Бельгию, Швейцарию и Германию, а также в различные страны Латинской Америки, такие как Аргентина, Чили и Мексика, хотя и в гораздо меньшей степени. Этот факт, вместе с депрессивной экономикой и далекой от стандартов окружающих стран, создал образ Испании как страны эмиграции.
Приход демократической системы в 1978 г. и экономическое развитие, вызванное вступлением Испании в Европейском Союзе (ЕС) в 1986 г., начали преобразовывать страну, способствуя быстрому экономическому росту и в некоторых аспектах сближая Испанию с западными демократиями. Экономическое благополучие привело к изменению миграционной модели испанцев, и страна превратилась из страны эмигрантов в страну иммиграции.
Это изменение начало формироваться примерно в период с 1986 по 1996 год. В этот период мы стали свидетелями экспоненциального снижения числа выездов испанцев за границу, в то время как профили иммиграции начали формироваться.
Начиная с середины 90-х годов прошлого века миграционное сальдо стало положительным (то есть въезда иммигрантов было больше, чем выездов эмигрантов), что привело к самому быстрому миграционному приросту, испытанному Испанией за последнее столетие. Испания пережила очень высокий рост иммиграции за очень короткое время (1998-2012гг.). Мы можем классифицировать миграционные моменты следующим образом [1]:
- Первый приезд иммигрантов в последние годы 90-х годов, в основном из Марокко. Марокканская иммиграция не перестала прибывать в Испанию, но со второго десятилетия 21 века потеряла пропорциональный вес по сравнению с другими национальностями.
- Вторая волна иммигрантов из стран Латинской Америки, в основном из Боливии, Эквадора, Перу и Колумбии и в меньшей степени чилийцев и аргентинцев. Эта иммиграция происходит в основном с 2000 года.
- Третья волна иммигрантов из Восточной Европы, в основном из Румынии, которая вступает в силу с 2004/2005 года с признанием европейского гражданства гражданам Румынии и Болгарии. Сегодня румын является первой национальностью по количеству жителей, в абсолютном выражении превосходя марокканцев и выходцев из других латиноамериканских стран. Как следствие, Испания в настоящее время является одной из европейских стран с самым высоким процентом иностранного населения по сравнению с общей численностью населения.
Экономический кризис породил явление возвращения, но с меньшей интенсивностью, чем предсказывали некоторые аналитики. Испания по-прежнему продолжает привлекать людей из других стран, но также верно и то, что впервые за последние 5 десятилетий нынешнее население Испании уменьшилось по сравнению с предыдущей переписью в результате возвращения иммигрантов. Возвращение было в основном сосредоточено среди населения из стран Латинской Америки, поскольку двусторонние соглашения между Испанией и некоторыми из этих стран упростили для граждан Латинской Америки получение пособия по безработице при условии, что они вернутся в свои страны [9].
Необходимо учитывать, что значительная часть безработного населения в Испании – это иммигранты. Политика возвращения была разработана с учетом перспективы снижения уровня безработицы и скудных перспектив восстановления экономики в краткосрочной перспективе. Однако эта политика оказалась более эффективной в отношении иммигрантов из Латинской Америки, чем в отношении марокканцев, африканцев к югу от Сахары и выходцев из Восточной Европы [4].
Одним из объясняющих фактором данного явления может быть расстояние между пунктами назначения. Географическая близость между Марокко или Румынией и Испанией сыграла в пользу постоянства представителей этих двух стран. Наблюдается, что среди этих иммигрантов больше миграционных перемещений, в случае марокканцев туда и обратно (Марокко-Испания) и в случае румын, пользующихся европейским гражданством, между странами Европейского Союза. Ситуация с иммигрантами из стран южнее Сахары отличается, поскольку возвращений очень мало. Сенегалец или нигериец скорее уедет из Испании в другую европейскую страну, чем вернется в свою страну.
Географию миграций в Испании можно свести к существованию своего рода миграционной специализации по крупным географическим ареалам. В то время как центр полуострова, и особенно Мадрид, принял значительную часть латиноамериканской и румынской иммиграции, испанский Леванте (прибрежные районы Средиземного моря) принял большее количество арабов и жителей к югу от Сахары. Однако сегодня в Леванте также проживает значительное количество румынских граждан [5].
В целом можно сказать, что иммигрантское население в Испании живет в худших условиях жизни, чем коренное население, не только во времена кризиса, но и в целом. Об этом год за годом свидетельствуют показатели Обследования условий жизни, ежегодно публикуемые Национальным институтом статистики [8].
Иммигранты имеют более низкий годовой доход, получают более низкую заработную плату, занимают самые низкооплачиваемые рабочие места в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, а районы, в которых они проживают, также зачастую являются наиболее запущенными.
В Испании не было речи о гетто для обозначения жилых районов с преобладанием иммигрантского населения, поскольку этот термин имеет негативный оттенок и также был бы далек от реальности. Но он выявляет районы, прилегающие к крупным городам, постепенно оставленные потомками рабочих (в процессе социального восхождения) и занятые иммигрантским населением. Однако за исключением некоторых конкретных случаев, в этих жилых районах не было очевидных социальных конфликтов, что побудило некоторых аналитиков рассмотреть собственную модель интеграции иммигрантов в испанское общество.
Что касается гражданских прав, легальные иммигранты (то есть лица, имеющие разрешение на работу и вид на жительство) могут пользоваться правами ассоциации, членства в политической партии, союзе или организации другого типа, но право голоса ограничено иммигрантами из ЕС стран или выходцев из стран с двусторонними соглашениями, но в любом случае это право голоса ограничено местными выборами. Чтобы иметь возможность голосовать на всеобщих выборах, необходимо иметь признанное испанское гражданство.
Доступ к гражданству затруднен и дорог с административной точки зрения. Так же, как и признание статуса беженца, который может продлеваться со временем, чтобы не допустить нормального развития деятельности людей. Наконец, необходимо упомянуть критическое положение тысяч иммигрантов с неурегулированным статусом и временное положение тысяч иммигрантов, содержащихся в ЦСИ (временных центрах содержания нелегальных иммигрантов). Большинство дел, открытых в ЦСИах, заканчиваются высылкой из страны.
Таким образом, миграционные процессы Испании потерпели значительные изменения под влиянием современных геополитических процессов. Испания превратилась из страны эмигрантов в страну иммигрантов происходят изменения государственной политики в отношение мигрантов.