Нижнетагильская роспись возникла в 1746 году в г. Нижний Тагил. У истоков промысла находилась иконопись – рассматривая образцы изделий XVIII века, можно отметить на них декоративные иконописные техники (использование серебра, золота, металлических песков). Одной из значимых предпосылок возникновения промысла нижнетагильской росписи стало наличие на территории г. Нижнего Тагила большого количества железных руд. Данные минеральные образования активно использовались на производствах, где из них промышленным способом извлекалось железо. Нижнетагильское железо соединяло в себе такие качества, как долговечность и термопластичность, что делало его популярным не только при использовании в бытовой жизни, но и у художников-ремесленников. К ним относятся и мастера нижнетагильской росписи. Ещё одной предпосылкой к возникновению нижнетагильской росписи явилась распространяющаяся в стране тенденция к украшению бытовой жизни. Изобилие разнообразных предметов быта, которое наблюдалось в XVIII веке, постепенно перестаёт иметь лишь одно назначение – практическое, обретая одновременно с ним иное – эстетическое [2, с. 48]. Таким образом, стремление из неприметных и заурядных предметов быта создать практичные в использовании, но наделённые художественной ценностью объекты, способствует появлению различных народных художественных промыслов (в том числе и нижнетагильской росписи) и, как следствие, появлению профессиональных художников-мастеров. Также изделия народных художественных промыслов выполняют ещё одно важное назначение: иллюстрируют и сохраняют традиции русского ремесла.
Главным традиционным элементом композиций нижнетагильской росписи является «роза», которая имеет очень стилизованный и декоративный характер [1, с. 23]. Несколько пар лепестков, выполненных мазками, и тычинки в центре – все её составляющие (рис. 1). Изделиями, на которых выполнялась роспись, традиционно являлись подносы, которые художники нижнетагильского промысла часто украшали «коптёжкой» – приёмом в нижнетагильской росписи, когда с помощью источника огня (свечи) художник проводил по покрытому лаком цветному изделию. Так, цветной фон наделяли необычными узорами [5, с. 10].
Рис. 1. Этапы выполнения основного элемента нижнетагильской росписи – «розы»
В своей росписи нижнетагильские мастера используют такие технические приёмы как «разживка» или «разбел». Они используют масляные краски и олифу (плёнкообразующее вещество), которая приготавливается самостоятельно, и от качества которой зависит прочность краски. На заранее подготовленный и высушенный фон (как правило, это были белый, голубой или оранжевый) мастер наносит пальцем или широкой кистью несколько подмалёвков (цветовые «пятна», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски). Не дожидаясь их высыхания, художник кистью с набранными на неё красками двух определённых цветов аккуратно выполняет по подмалёвкам мазки. Частично смешиваясь, краска образовывала плавные переходы, которые делали весь элемент цельным и гармоничным в восприятии зрителя.
В ХХ веке художники по нижнетагильской росписи начинают экспериментировать с цветочными формами [3, с. 54]. Они стилизуют привычные растительные формы, такие как ягоды шиповника, колокольчики, ветки рябину и другие растительные формы под нижнетагильскую роспись (рис. 2).
Рис. 2. Афанасьева А.В. Поднос «На исходе лета», 1983 г.
Нижнетагильская маховая роспись. 45.7x32.5 см
Масло, лак, металл, кистевая роспись.
1997, приобретено музеем с ТОО «Метальная лавка»
Одним из талантливых художников-новаторов нижнетагильской росписи является Т.В. Гуляева, наставницей которой была известная мастерица тагильского промысла А.В. Афанасьева. А.В. Афанасьева – старейшая и опытнейшая мастерица нижнетагильского промысла [4, с. 55]. Она обучила Гуляеву основам и тонкостям росписи, поэтому неудивительно, что она стала настоящим профессионалом в своём деле. Татьяна Васильевна в течение своей карьеры несколько раз занималась повышением своих профессиональных качеств. Результатом этого явились новые, экспериментальные композиции – она занялась не традиционными букетами, а проявила внимание к изящным изображениям фруктов и ягод. Изделия художницы соединяют в себе такие качества, как детализировалось и изящество, отличаются продуманной гармоничной композицией. Особое внимание Т.В. Гуляева уделяет деталям: она прописывает отдельно каждый лепесток цветка, тонко пишет каждую прожилку листьев. Но больше всего Гуляева заинтересована в композициях, составленных из цветов и ягод. Именно эти изделия являются наивысшей точкой расцвета творчества художницы. Она достигла совершенства в компоновке цветочно-ягодных элементов, внесла оригинальные детали в свою роспись и разработала новые формы традиционных цветов.
Другая художница промысла Т.В. Юдина увлекалась мотивом рябины. В своих произведениях она использовала огненный колорит, особенно впечатляющий зрителя (рис. 3).
Рис. 3. Юдина Т. В. Поднос «Рябинка», 1991. Масло, лак, металл, золотая паста, роспись кистевая 40x60 см.
Поступление: 1991, приобретено музеем в цехе художественной росписи Нижнетагильского завода эмалированной посуды
Традиционно на изделиях нижнетагильского промысла присутствуют следующие цветочные формы: розы, ромашки, колокольчики, сирень и др. Но в процессе развития промысла художники вносят в свое творчество новаторские мотивы. Это отражается в композиционных, колористических решениях, а также в самих цветочных формах. Таким образом, некоторые мастера нижнетагильской росписи вдохновляясь натуралистичными цветами, стилизуют их под нижнетагильский промысел.
Среди таких мастеров – Л. И. Кизилова. Она привнесла в нижнетагильскую роспись форму ириса (рисунок 4). Ирис написан в технике двухцветного мазка, традиционного для росписи, имеет нарочито стилизованные составляющие, но при этом выглядит очень декоративно и привлекающе.
Рис. 4. Л. И. Кизилова. Поднос «Весенняя фантазия». Металл, штамповка, кистевая роспись, лак. 40х30 см.
Еще один мастер нижнетагильской росписи, Е. Л. Отмахова, использует на своих изделиях необычную цветочную форму – астру (рис. 5). На данном изделии можно увидеть композицию из двух крупных астр и цветочных форм поменьше. Астры выполнены из множества двухцветных остроконечных мазков, подобно лепесткам в настоящем растении.
Также композицию дополняет детализированный трафаретный орнамент, располагающийся по периметру изделия.
Рис. 5. Е. Л. Отмахова. Поднос «Астры». Металл, штамповка, кистевая роспись, лак
Таким образом, абсолютно новые формы цветов в нижнетагильской росписи можно получить путём стилизации растений под технику двухцветного мазка. Стилизация возможна путём поиска аналогов, анализа способов стилизации уже традиционных элементов росписи, таких как, например, нижнетагильская роза. Так, например, рябина состоит из ягод, выполненных круглым одиночным мазком, а сверху украшена точками. Более сложные растения содержат в себе несколько видов мазков. Каждый цветок обладает неповторимым строением и особенностями. Это необходимо учитывать при стилизации. Сначала растение можно линейно зарисовать, чтобы понять из каких частей оно состоит (сколько лепестков, как они располагаются и т. д.), затем каждую деталь растения преобразовать в мазок. Завершить рисунок чертёжками и тычинками.