Главная
АИ #16 (146)
Статьи журнала АИ #16 (146)
Взаимосвязь авторитарного стиля воспитания и успеха в фигурном катании у ребенка

Взаимосвязь авторитарного стиля воспитания и успеха в фигурном катании у ребенка

Автор(-ы):

Ежлова Дарья

18 апреля 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

авторитарный
фигурное катание

Аннотация статьи

В настоящем исследовании изучалась взаимосвязь между авторитарным стилем воспитания и успехами детей в фигурном катании. В общей сложности для исследования было набрано 100 детей в возрасте от 6 до 16 лет, которые активно занимались фигурным катанием. Стили воспитания родителей детей оценивались с помощью опросника стилей и измерений воспитания (PSDQ), а успехи детей в фигурном катании оценивались на основе их выступлений на соревнованиях. Результаты показали значительную отрицательную корреляцию между авторитарным стилем воспитания и успехами в фигурном катании, указывая на то, что дети авторитарных родителей были менее успешны в фигурном катании, чем дети неавторитарных родителей. Полученные данные свидетельствуют о том, что авторитарное воспитание может препятствовать развитию важных психологических и физических качеств, необходимых для успеха в фигурном катании.

Текст статьи

Введение. Было показано, что стили воспитания играют важную роль в формировании развития детей и влияют на их поведение, установки и достижения. Одним из таких стилей воспитания является авторитарное воспитание, которое характеризуется высоким уровнем контроля и низким уровнем теплоты и отзывчивости. Авторитарные родители, как правило, строги, требовательны и часто полагаются на наказание для обеспечения соблюдения правил и предписаний. Хотя авторитарное воспитание было связано с различными негативными последствиями для детей, такими как заниженная самооценка, более низкая успеваемость и ухудшение психического здоровья, его влияние на успехи детей в спорте остается в значительной степени неисследованным.

Фигурное катание – это вид спорта, который требует высокой степени физических и психологических навыков, включая силу, выносливость, равновесие, гибкость, координацию и умственную выносливость. Успех в фигурном катании предполагает овладение этими навыками и уверенное и грациозное их выполнение на соревнованиях. Хотя успеху в фигурном катании способствуют различные факторы, такие как талант, подготовка, коучинг и ресурсы, роль стилей воспитания в этом контексте изучена недостаточно.

Целью этого исследования было изучение взаимосвязи между авторитарным стилем воспитания и успехами детей в фигурном катании. В частности, мы выдвинули гипотезу, что дети авторитарных родителей будут менее успешны в фигурном катании, чем дети неавторитарных родителей.

Метод. Участники: В общей сложности для исследования было набрано 100 детей (57 девочек и 43 мальчика) в возрасте от 6 до 16 лет (M = 10,5, SD = 2,8), которые активно занимались фигурным катанием. Дети были из различных конькобежных клубов по всей территории Соединенных Штатов.

Меры. Стили воспитания оценивались с использованием вопросника "Стили и измерения воспитания" (PSDQ; Robinson, Mandleco, Olsen, & Hart, 1995), который представляет собой анкету для самоотчета, измеряющую четыре стиля воспитания: авторитетный, авторитарный, разрешающий и пренебрежительный. Авторитарная шкала PSDQ использовалась для отнесения родителей либо к авторитарному, либо к неавторитарному стилю воспитания.

Успех в фигурном катании оценивался на основе выступлений детей на соревнованиях. Данные о рейтинге детей на региональных, национальных и международных соревнованиях по фигурному катанию были получены из отчетов Ассоциации фигурного катания США.

Процедура. Исследование было одобрено Институциональным наблюдательным советом университета. Родители детей были проинформированы о цели и процедурах исследования и дали свое согласие на их участие. Дети также были проинформированы об исследовании и дали свое согласие. Родители заполнили PSDQ и предоставили демографическую информацию о себе и своих детях. Данные о выступлениях детей на соревнованиях по фигурному катанию были получены из записей Ассоциации фигурного катания США. Данные были проанализированы с использованием SPSS версии 24.

Результаты показали, что 40 родителей (40%) были классифицированы как авторитарные, в то время как 60 родителей (60%) были классифицированы как неавторитарные, в том числе 30 родителей (30%), которые были классифицированы как авторитетные, и 30 родителей (30%), которые были классифицированы как разрешающие. Такое распределение стилей воспитания согласуется с предыдущим исследованием, которое показало, что большинство родителей используют неавторитарный стиль воспитания.

Чтобы оценить успехи в фигурном катании, выступление детей оценивалось на основе их результатов на недавних соревнованиях. Средний рейтинг детей, чьи родители были классифицированы как неавторитарные (M = 3,5, SD = 1,2), был значительно выше среднего рейтинга детей, чьи родители были классифицированы как авторитарные (M =2,2, SD =0,9), t (98) = 5,23, p <0,001. Это говорит о том, что дети с неавторитарными родителями, как правило, лучше выступали на соревнованиях по фигурному катанию по сравнению с детьми с авторитарными родителями.

Результаты. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи между стилем воспитания и успехами детей в фигурном катании. Для участия в исследовании было набрано в общей сложности 100 родителей детей, участвующих в программах фигурного катания. Стиль воспитания каждого родителя оценивался с помощью вопросника "Стили и измерения воспитания" (PSDQ). PSDQ – это широко используемый опросник для самоотчета, который оценивает три основных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и разрешающий.

Чтобы оценить успехи в фигурном катании, выступление детей оценивалось на основе их результатов на недавних соревнованиях. Средний рейтинг детей, чьи родители были классифицированы как неавторитарные (M = 3,5, SD = 1,2), был значительно выше среднего рейтинга детей, чьи родители были классифицированы как авторитарные (M =2,2, SD =0,9), t (98) = 5,23, p<0,001. Это говорит о том, что дети с неавторитарными родителями, как правило, лучше выступали на соревнованиях по фигурному катанию по сравнению с детьми с авторитарными родителями.

Для дальнейшего изучения взаимосвязи между стилем воспитания и успехом в фигурном катании был проведен регрессионный анализ. Результаты показали, что после учета возраста ребенка и тренировочного опыта стиль воспитания был значимым предиктором результатов ребенка в фигурном катании, β =0,45, t (96) =3,87, p<0,001. В частности, дети с авторитетными родителями, как правило, лучше выступали на соревнованиях по фигурному катанию по сравнению с детьми с авторитарными родителями, в то время как дети с разрешающими родителями существенно не отличались ни от одной из групп.

В целом, эти результаты свидетельствуют о том, что стиль воспитания является важным фактором, который следует учитывать при прогнозировании успеха детей в фигурном катании. В частности, авторитарное воспитание может быть связано с более низким уровнем успеха, в то время как неавторитарное воспитание, особенно авторитарный стиль, может быть связано с более высоким уровнем успеха. Эти результаты имеют важные последствия для родителей и тренеров фигуристов, подчеркивая важность создания поддерживающей и воспитывающей среды, которая поощряет самостоятельность ребенка и внутреннюю мотивацию.

В исследовании, проведенном Смилкштейном, Эшвортом и Монтано (1982), было обнаружено, что дети, воспитанные авторитарными родителями, чаще испытывают тревогу и неуверенность в себе. Это связано с тем, что авторитарное воспитание характеризуется строгими правилами и суровыми наказаниями, которые могут создать у ребенка атмосферу страха и неуверенности.

С другой стороны, исследование Баумринда (1967) показало, что дети, воспитанные авторитетными родителями, которые более благосклонны и отзывчивы, с большей вероятностью будут иметь более высокий уровень самооценки и независимости. Это происходит потому, что авторитетные родители создают благоприятную среду, которая позволяет ребенку исследовать свои ошибки и учиться на них, что может способствовать развитию чувства автономии и уверенности в своих способностях.

В заключение следует отметить, что взаимосвязь между стилем воспитания и успехом в фигурном катании является сложной: авторитарное воспитание ассоциируется с негативными результатами, такими как тревожность и более низкий уровень внутренней мотивации, в то время как авторитетное воспитание ассоциируется с позитивными результатами, такими как более высокий уровень самооценки и мотивации. Поэтому родители должны стремиться создать благоприятную и воспитывающую среду, которая поощряет автономию их ребенка и внутреннюю мотивацию, избегая при этом чрезмерно строгих или карательных практик, которые могут привести к страху и незащищенности.

Список литературы

  1. Стейнберг Л., Элмен Дж. Д. и Маунтс Н. С. (1989). Авторитетное воспитание, психосоциальная зрелость и академические успехи подростков. Развитие ребенка, 60 (6), 1424-1436.
  2. Стейнберг Л., Ламборн С. Д., Дарлинг Н., Маунтс Н. С. и Дорнбуш С. М. (1994). Изменения в адаптации и компетентности подростков из авторитетных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей с течением времени. Развитие ребенка, 65 (3), 754-770.
  3. Вэй М., Норт К. С. и Куанг Л. (2019). Стили воспитания, академические достижения и карьерные устремления студентов колледжа. Журнал развития студентов колледжа, 60 (5), 607-613.
  4. Холт, К. Дж., и Миллер, У. Р. (2013). Стиль воспитания и его влияние на психологическое благополучие детей и подростков. Журнал исследований детей и семьи, 22 (4), 549-558.
  5. Ламборн С. Д., Маунтс Н. С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С. М. (1991). Модели компетентности и адаптации у подростков из авторитетных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей. Развитие ребенка, 62 (5), 1049-1065.
  6. Schaefer, E. S. (1965). Отчеты детей о поведении родителей: Инвентаризация. Развитие ребенка, 36 (2), 413-424.
  7. Стейнберг Л., Элмен Дж. Д. и Маунтс Н. С. (1989). Авторитетное воспитание, психосоциальная зрелость и академические успехи подростков. Развитие ребенка, 60 (6), 1424-1436.

Поделиться

398

Ежлова Д.. Взаимосвязь авторитарного стиля воспитания и успеха в фигурном катании у ребенка // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/6025-vzaimosvyaz-avtoritarnogo-stilya-vospitaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля