Актуальность. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья является основополагающей задачей физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Однако современные требования сферы образования к учебно-познавательной деятельности ребенка и внедрение новых направлений работы в дошкольных учреждениях (изучение иностранных языков и компьютерных технологий, воспитание национальной культуры) может приводить к резкому снижению двигательной активности дошкольников и соответственно негативно влиять на здоровье занимающихся [1, с. 97; 2, с. 277].
Исходя из данного факта перед специалистами в области физической культуры и рекреации встает вопрос поиска новых подходов и форм, средств и методов физического воспитания, которые бы способствовали развитию физических способностей, а также эффективно влияли на познавательные и умственные способности ребенка [2, с.277].
При этом ученые В.Я. Лыкова, Л.В. Карманова, Н.И. Бочарова [3, c.1122] утверждают, что туристские походы с применением простейших элементов туризма оказывают значительное влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.
Цель исследования – изучить возможности организации занятий с использованием средств дошкольного туризма для детей старшего дошкольного возраста в г. Севастополе.
Результаты исследования. Исследование проходило на базе ГБДОУ № 71 г. Севастополя в старшей группе дошкольников.
Понятие «дошкольный туризм» определяется как двигательная активность, направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, достижение физического совершенства, а также знакомство с окружающим миром используя игровые методы проведения занятий. Основными формами дошкольного туризма принято считать: туристские прогулки, походы, путешествия и экскурсии, занятия в секции, различные слеты и соревнования [2, с.278].
Следует отметить, что наиболее распространено использование туристских прогулок и походов, поскольку большую часть времени дети выполняют определенные упражнения (ходьба, бег, лазание), что позволяет достичь оптимальной двигательной активности, при этом занимающиеся активно применяют знания об окружающем мире, полученные на занятиях по другим предметам [1, с.98; 3, с.1124].
С целью развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста была разработана методика с использованием специальных блоков средств дошкольного туризма. Блоки применялись раз в неделю (35 мин), в зависимости от задач занятия и имели цикличный характер.
В разработанную методику были включены два вида подготовки: теоретическая и практическая, решающих образовательную, воспитательную и оздоровительную задачи (табл.).
Таблица
Модель методики развития физических качеств детей дошкольного возраста
Вид подготовки |
Средства |
Особенности выполнения |
---|---|---|
Теоретическая |
проведение лекций-бесед, показ фильмов и видеоматериалов, чтение литературы, игровые упражнения, посещение музея |
- в начале занятия (5-10 мин); - на занятиях по «Окружающему миру». |
Практическая |
- блок «Кабинет юного путешественника» - квест-прогулки «Сокровища греков» - туристские походы «В гостях у малой Родины» - веревочный парк «Лесные жители» |
- в основной части занятия (20-25 мин); - поход выходного дня - во время прогулок. |
Теоретическая часть предполагала изучение дошкольниками краеведческих, географических и топографических основ, знакомство с фауной и флорой региона, историей родного края, а также необходимых аспектов техники безопасности. Также в теоретическую часть вошли занятия по совместному планированию маршрута, выбора локаций, формированию списка вещей для похода.
В практическую часть вошли четыре блока упражнений, направленные на решение различных задач. Блок «Кабинет юного путешественника» предполагал использование различных игр и упражнений, направленных на освоение основ топографии и ориентирования на местности, а также включал звуковое сопровождение (звуки природы), позволяющее погрузиться в атмосферу леса, моря, гор. Упражнения выполнялись в кабинете, спортивном зале и на игровой площадке.
Особенностью квест-прогулок было использование элементов туризма (вязание узлов, преодоление препятствий) и ориентирования во время проведения недлительных прогулок по территории детского сада.
Веревочный парк «Лесные жители» предполагал выполнение специального комплекса упражнений и подвижных игр, направленных на развитие физических качеств в спортивном зале.
Заключительным блоком в течении месяца был туристский поход «В гостях у малой Родины». Были разработаны три туристических маршрута («Эколята-дошколята», «Замок Рапунциль», «Тайны средневековой крепости») протяженностью от 3-5 км, проходящих по окрестностям Балаклавы. Обязательным элементом в каждом походе было знакомство с туристским снаряжением и приобретение необходимых туристских навыков.
Каждый туристский поход и квест-прогулка сопровождалась изучением природы, наблюдением за повадками птиц, сюжетно-ролевыми играми (с элементами туризма: перепрыгивание кочки, проходить маршрут с препятствиями на скорость). Использовались и дыхательные упражнения: раздувание вымышленного костра, использовались мыльные пузыри.
После каждой прогулки детям предлагалось нарисовать свои впечатления о пройденном пути, рассказать о своих впечатлениях родителям.
Выводы. Таким образом продуманные и интересно организованные занятия по физическому воспитанию в природных условиях способствуют повышению у детей дошкольного возраста заинтересованность в занятиях физической культурой и туризмом, укрепляют здоровье и мотивируют к ведению здорового образа жизни.
Дошкольным туризм является эффективным средством всестороннего гармонического развития личности и благоприятного климата в семье, поскольку совместные туристские походы родителей с детьми, формируют общность интересов и обеспечивают совместное приятное времяпрепровождение.