Принципы и объекты правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы о принципах правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. Исследуется объекты указанной деятельности. С учетом проведенного исследования формулируются выводы о совокупности принципов и перечне объектов правоохранительной деятельности министерства.

Аннотация статьи
Министерство юстиции Российской Федерации
принципы и объекты данной деятельности
правоохранительная деятельность
Ключевые слова
При рассмотрении вопроса о правовом статусе органа государственной власти большое значение имеет определение принципов (основных начал) деятельности указанного органа, а также установление объектов деятельности указанного органа.

Поскольку Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет правоохранительную деятельность как самостоятельно, в результате реализации правоохранительных функций его центральным аппаратом, так и посредством деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, определим принципы осуществления указанным министерством правоохранительной деятельности.

Для определения принципов правоохранительной деятельности Министерства юстиции России выборочно рассмотрим принципы деятельности правоохранительных органов, действующих в Российской Федерации.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» (ст. 5-11) полиция в Российской Федерации действует на основе принципов соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [1].

Во исполнение Федерального закона «О федеральной службе безопасности» (ст. 15) органы федеральной службы безопасности России осуществляют свою деятельность, соблюдая права и свободы человека и гражданина, взаимодействуя с российскими и иностранными учреждениями [2].

Войска национальной гвардии Российской Федерации осуществляют свою деятельность, соблюдая принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления [3, ст. 4].

С учетом изложенного представляется возможным высказать предложение о необходимости внесения дополнений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 [4], в части определения в нем принципов деятельности указанного министерства.

К таким принципам, по нашему мнению, следует отнести, прежде всего, следующие:

– принцип законности;

– принцип соблюдения, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства;

– принцип гласности;

– принцип взаимодействия с другими правоохранительными, а также государственными органами и общественными организациями.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об объектах правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

Среди ученых и специалистов, исследующих проблематику правоохранительной деятельности, не сложилось единого мнения об объекте правоохранительной деятельности.

Как полагает Н.И. Свечников, объектом правоохранительной деятельности является правопорядок, общественные отношения в сфере прав и свободы человека и гражданина [5, с. 35].

А.Ю. Гулягин указывает, что объектом правоохранительной деятельности выступает всегда человек, его поведение в обществе, постольку объектом будут общественные отношения, возникающие при реализации прав и свобод личности, а также при выполнении конституционных обязанностей гражданином [6, с. 7-9].

По нашему мнению, под объектом правоохранительной деятельности следует понимать тот круг, перечень, состав участников правоотношений, на охрану которого (которых) направлена указанная правоохранительная деятельность.

Главным объектом правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации является человек.

Вместе с тем, правовой статус «человека» подразумевает под собою для каждого государства несколько категорий находящихся на его территории лиц, в том числе и, прежде всего - в проекции на наше исследование объекта правоохранительной деятельности, он должен предусматривать обеспечение в Российской Федерации прав и свобод гражданина.

Поскольку конституционно-правовой статус гражданина на территории Российской Федерации в части наличия у него конституционных прав в определенной сфере общественной и государственной жизни выше (полнее, шире) конституционно-правового статуса «человека» (в частности, у гражданина Российской Федерации, в отличие, к примеру, от пребывающего на территории России иностранного гражданина, имеется в полном объеме активное и пассивное избирательное право; а также, к примеру, право на поступление и прохождение государственной службы) – поэтому гражданин в обязательном порядке должен быть одним из объектов правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, первым и главным объектом правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, на охрану которого направлена правоохранительная деятельность указанного министерства, является человек и гражданин, что в полной мере соответствует целям и задачам правоохранительной деятельности указанного министерства.

При этом, как мы уже это исследовали, под правовым статусом «человека» мы будем понимать конституционно-правовое толкование данного термина, включающее гражданина страны, иностранного гражданина и лицо без гражданства. Что же касается отдельного упоминания в числе главных субъектов правоохранительной деятельности Министерства юстиции России именно «гражданина», то обоснование именно такого дополнительного обособления данной категории в настоящем исследовании мы уже несколько ранее дали.

Конституционные нормы относят к числу главных субъектов правовых отношений в Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения (ч. 2 ст. 15).

На наш взгляд, на правовую охрану именно указанных в Конституции Российской Федерации субъектов и должна быть направлена правоохранительная деятельность Министерства юстиции России.

При этом нами не усматривается несоответствий между приведенными конституционной нормой и определением известного ученого, поскольку, как представляется народ есть собирательный термин, объединяющий собою всех граждан государства; депутаты, собрания граждан и собрания избирателей также можно объединить термином граждане страны.

Объединения граждан, в свою очередь, в соответствии с приведенной конституционной нормой есть суть общественные объединения, структуры российского общества.

Таким образом, к объектам правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации необходимо, по нашему мнению, отнести человека, гражданина, а также государство и общество.

Солидарную с нами точку зрения высказывает и Е.В. Пономарь, по мнению которого в юриспруденции и законодательстве Российской Федерации выделяют три основные объекта правоохранительной деятельности и правоохранительной системы: в первую очередь – личность, во вторую – общество, в третью очередь – государство. Важно отметить данную очередность, иерархию приоритетов при осуществлении работы правоохранительных органов [7, с. 249].

Как представляется, тезис, высказанный в последнем предложении приведенной цитаты Е.В. Пономаря является дискуссионным.

Так, нисколько не умаляя роль общества, мы все-таки считаем, что именно государство призвано обеспечивать права и свободы человека и гражданина, а также интересы общества.

Поэтому в иерархии рассмотренных нами объектов правоохранительной деятельности Министерства юстиции России мы полагаем поставить на второе место, вслед за человеком и гражданином именно государство.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" / "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
  2. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» / Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15, ст. 1269.
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" / Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4159.
  4. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (в редакции Указа от 24.10.2018 № 602).
  5. Свечников Н.И. Сущность правоохранительной деятельности / Lex Russica. 2016. № 7 (116).
  6. Гулягин А. Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 7-9. Цит. по: Свечников Н.И. Сущность правоохранительной деятельности / Lex Russica. 2016. № 7 (116). С. 35.
  7. Пономарь Е.В. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11.
Список литературы