Автор(-ы):
Некрасов Андрей Борисович
Баранник Софья Павловна
19 апреля 2023
Секция
Архитектура, строительство
Ключевые слова
Аннотация статьи
МЦК – Московское центральное кольцо – проходит через 26 районов города. На сегодняшний день лишь небольшая часть павильонов МЦК функционирует как полноценная часть полотна города: зачастую пешеходные связи оказываются нарушенными из-за большого количества непреодолимых транспортных полос, индифферентной застройки. В работе исследуется типология общественных центров в периферийных транспортных узлах.
Текст статьи
Настоящее исследование посвящено формированию новых архитектурных объектов транспортной инфраструктуры – многофункциональных транспортно-пересадочных узлов, развитию их в полноценные общественные центры, эффективно распределяющие потоки людей, вместе с тем являющиеся частью социальной жизни районов.
Феномен периферийных районов – это общая проблема мегаполисов. Периферийные районы в подавляющем большинстве городов изначально создавались как своеобразный антипод центру, где апробировались экспериментальные теории, реализация которых была невозможна в условиях сложившейся застройки центральной части города. За счет периферии решались проблемы расселения, с которыми не справлялся центр города, при этом развитие территории не рассматривалось как задача. Периферия – это, прежде всего, территория функционирования, а не развития. Специфика формирования периферийных районов с позиций стандартизации и унификации нашла прямое отражение в характеристиках общественных пространств.
Комплекс обостряющихся с каждым годом проблем периферийных районов Москвы сделал их ареной для трансформаций. Однако не стоит забывать, что все имеющиеся на настоящий момент проблемы периферии берут начало в экспериментальном подходе к освоению этих территорий, лишенном единого плана развития и поэтому превратившего обширную территорию в не связанные между собой обрывки планировочных экспериментов. Именно поэтому сейчас возникает потребность в утверждении некой единой стратегии реконструкции, мастерплана территории, действующего на основе единых принципов и позиций, но в то же время дающего возможность формирования уникальности каждого района. Разработка методов проектирования и реконструкции существующих периферийных площадей Москвы должна опираться на детальный предварительный анализ специфики периферии Москвы с выявлением наиболее перспективных участков для развития городских локальных центров социокультурной и деловой активности.
Территория периферии Москвы зажата между МКАД и ТТК. Можно говорить о расположении периферии фактически между двух центров – исторического центра Москвы и торгово-магистральной зоны МКАД, потребительские функции которой создают неполноценную альтернативу историческому центру. Периферия не может функционировать совместно с центром города по причине удаленности и неразвитости транспортной сети (центростремительное движение), при этом она с небольшой долей вероятности может функционировать как единый организм (центробежное движение), поскольку расположение основных транспортных артерий Москвы разрезает периферию на четко обособленные сегменты. Таким образом, неизбежно развитие периферии как фрагментированного образования с системой локальных центров.
сохраняется и вступает во взаимодействие с новообразованными общественными центрами и градостроительными структурами.
Вопросы функционирования, формирования и развития ТПУ стали широко рассматриваться в научной специализированной литературе с середины 60-х годов XX века. Научно-теоретическая база исследований в этой области включает себя научные труды учёных:
Степень важности и необходимости разработки данной тематики подтверждается материалами международных и российских научно-практических конференций: «Транспортная инфраструктура МТУ: потенциал развития» (Москва, 2014 г.); «Next Station» (Москва, 2013 г.); «Успешные инвестиции в транспортно-пересадочные узлы. Идеи и практика» (Москва, 2014 г.).
Цель исследования.
Определить архитектурно-пространственные методы для формирования общественных центров в периферийных ТПУ. Разработка новых принципов формирования транспортно-пересадочных узлов.
Задачи исследований.
Объектом исследования являются общественные центры, интегрированные в городской ландшафт близ объектов ТПУ МЦК.
Предметом исследования являются методы реорганизации пространств, примыкающим к станциям общественного транспорта на периферии Москвы.
Методика исследования включает разработку комплекса требований к новым общественным центрам при ТПУ; анализ новых элементов в рамках современной городской застройки; разработку принципов для образования подобных центров не только как в качестве элемента транспортной системы, но и в качестве открытого публичного пространства для проведения культурного отдыха и интеллектуального досуга.
Сделать это позволяют сравнительный, графоаналитический методы, с опорой на материал российского и международного опыта строительства подобных центров. С помощью моделирования и экспериментального метода были сделаны предложения по пространственной реорганизации городских ландшафтов.
Границы исследования.
Исследуются концептуальные разработки в области архитектурно-градостроительной организации общественных центров в городских периферийных ТПУ.
Основной интерес составляют пространства, обрамляющие ТПУ, окружённые большим количеством транспортных путей, с проблемами пешеходного доступа. Районы для исследования – с большим потенциалом для застройки и образующейся вследствие этого нехваткой торговых точек и точек оказания услуг.
При грамотной пространственно-функциональной организации периферийных общественых центров у ТПУ, возможно решить следующие задачи:
Список литературы
Поделиться
Некрасов А. Б., Баранник С. П. Формирование общественных центров в периферийных транспортно-пересадочных узлах // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.I.С. 54-57. URL: https://apni.ru/article/6030-formirovanie-obshchestvennikh-tsentrov-v-peri