Главная
Конференции
Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровый образ жизни
здоровьесбережения
физическое развитие

Аннотация статьи

В статье вопрос сбережения жизни и здоровья у растущего поколения рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов формирования и развития дошкольников.

Текст статьи

Правила жизни и действия любого человека обязано являться осознанное и важное отношение человека к своему здоровью как к общественной ценности. Установлено, что самочувствие и поддержка жизни человека в большей степени зависит от него самого. Люди нередко теряют здоровье и погибают не только вследствие ДТП и аварий, но и в быту, на отдыхе и на природе. Безусловно, что качество и длительность жизни человека, а также состояние его самочувствия во многом определяется моделью поведения, формируемой в раннем возрасте. В соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности является» овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни» [1].

Вопрос сбережения жизни и здоровья растущего поколения сегодня стал приковывать к себе пристальное внимание населения, педагогов и родителей, старающих изменить обстановку в наилучшую сторону [2].

Вкладывать главные принципы здорового образа жизни наиболее оптимально еще в детстве.

Применять советы и рекомендации ведущих специалистов, работающих в сфере здоровьесбережения, а так же благодаря внедрению авторской методической разработки Е.Бохорского «Здоровячок» мы постарались создать в группе все условия для организации двигательной деятельности воспитанников, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, персональным отличительным чертам ребенка [5].

Важное требование полноценного формирования дошкольника – тесная связь ДОУ и семьи.

Спортивный центр, оснащен нестандартным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным совместно с родителями (султанчики для самомассажа, мешочки для метания, оборудование для дыхательной гимнастики, балансиры, кольцебросы и т.д.) пользуется большим спросом у наших воспитанников, так как они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной физической активности [7].

Нами подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики.

В своей работе мы используем такие формы оздоровления воспитанников, как психогимнастику, логоритмические игры, пантомимную гимнастику, что существенно повысило режимные моменты, а применение нетрадиционных конфигураций и способов оздоровления является средством обогащения формирования личности каждого нашего воспитанника [4].

База здорового образа жизни в детском возрасте является формирование гигиенических навыков. Посредством игр мы обучаем детей правильно пользоваться салфеткой и носовым платком, прививаем навыки одевания, раздевания, поведения за столом, правила умывания.

Каждое утро в детском саду мы начинаем с утренней гимнастики, которая сопровождается музыкой, усиливая ее оздоровительный эффект. Физкультурные занятия являются обязательной составляющей формирования основ здорового образа жизни, они способствуют укреплению самочувствия воспитанника, развитию физических качеств.

Устойчивость организма к негативным условиям окружающей среды зависит не только от личностных особенностей ребенка, но и от верного выполнения специализированных оздоровительных мероприятий, упражнений:

пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, дыхательная и пальчиковая гимнастики, бодрящая гимнастика после сна и ходьба по «ребристым дорожкам» – все это неотъемлемые составляющие ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей работе [3].

Закаливание считается значимым звеном в системе по сохранению и укреплению самочувствия воспитанников, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию окружающей среды. В нашей работе мы применяем различные оздоровительные и закаливающие мероприятия:

  • босохождение;
  • массажные «дорожки здоровья»;
  • умывание водой;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • сухое обтирание.

Существенную роль в работе по развитию основ здорового образа жизни дошкольников мы отводим непосредственной образовательной деятельности по плану «Здоровячок» Е.М.Бохорский, которая благополучно реализуется в нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет. Внедрение нестандартных конфигураций оздоровления дают возможность своевременно убирать мышечное напряжение, повысить насыщенность ООД и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз, что-то новое (слова, мелодии и многое др.), мы способствуем не только увеличению интереса ребенка, но и формированию у них познавательных способностей [5].

Особое место в работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни занимает взаимодействие с семьей. Вследствие близкого контакта с родителями мы узнаем о проблемах со здоровьем в каждой семье, рассказываем мамам и папам о существующих способах поддержания хорошего самочувствия воспитанников, приглашаем на открытые просмотры всех форм оздоровления и закаливания, просим принимать активное участие в создании необходимых условий с целью оздоровления (изготовление «массажных дорожек», приобретение инвентаря) и участие в активных формах работы с детьми – совместные спортивные праздники и развлечения, походы.

Таким образом, мы поддерживаем весьма близкую взаимосвязь с семьей по вопросам здоровья детей, информируя родителей о наших успехах и неудачах. И та деятельность, что проводится в детском саду, имеет продолжение в семьях, обеспечивая ее беспрерывность, а, следовательно, результативность.

Мы убеждены в правильности и действенности, подобранных нами мероприятий в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни.

ЗОЖ становятся неотъемлемой составляющей нашего существования.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд. пед. наук // Н.А.Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.
  3. Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 162 c.
  4. Кабанов А.А., Габовская Л.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: 1989.
  5. Научно-методическая разработка «Здоровячок». Под ред.Е.М.Бохорского, Л.С.Кротовой.
  6. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор.и практ. физ. культ. 1998, 5, С.11-15.
  7. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. V Международной науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.

Поделиться

752

Лобарева С. Ф., Лучкина О. В. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни // Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/6035-formirovanie-u-doshkolnikov-osnov-zdorovogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января