Главная
Конференции
Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности
Описание эксперимента по «Изучению состояния процесса воспитания аппликатурных н...

Описание эксперимента по «Изучению состояния процесса воспитания аппликатурных навыков на уроках фортепиано в Детских школах искусств»

Автор(-ы):

Беликова Юлия Сергеевна

Ляшенко Галина Михайловна

Калашникова Наталья Юрьевна

Захлевная Светлана Петровна

20 апреля 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

аппликатурные навыки
фортепиано
обучение
школы искусств
методика

Аннотация статьи

Данная статья посвящена проблеме формирования аппликатурных навыков у обучающихся младших и средних классов фортепианных отделений Детских школ искусств. Анализ теоретической литературы и анкетирование преподавателей показали, что целенаправленных занятий по воспитанию аппликатурной грамотности практически не проводится, что приводит к разрозненному и спонтанному обучению.

Текст статьи

Формирование аппликатурных навыков – сложный и длительный процесс. Умение грамотно выстраивать аппликатуру и определять смены позиций руки необходимо воспитывать с самых ранних этапов обучения игре на фортепиано.

Анализ теоретической литературы по проблеме воспитания аппликатурных навыков у обучающихся младших и средних классов фортепианных отделений Детских школ искусств дал нам основание полагать, что в ходе учебного процесса целенаправленных занятий в данном направлении практически не проводится, так как не существует единой методики. Работа над воспитанием аппликатурной грамотности если и осуществляется, то происходит это спонтанно и разрозненно.

Эти выводы подтвердило проведенное нами анкетирование, в ходе которого было опрошено десять преподавателей фортепиано Детской школы искусств с. Большетроицкое Шебекинского района Белгородской области и Детской школы искусств г. Шебекино.

Приводим вопросы анкеты на страницах исследования.

Анкета

«Изучение состояния процесса воспитания аппликатурных навыков на уроках фортепиано в Детских школах искусств»

1. Считаете ли вы необходимым проведение работы с обучающимися по освоению аппликатурных навыков? Нужное подчеркните:

- да

- нет

2. Объясняете ли вы ученикам выбор аппликатурных решений? Нужное подчеркните:

- объясняю всегда вне зависимости от сложности произведения

- объясняю только в сложных случаях

- выписываю в нотах и требую выполнить без объяснения

- маленьким детям трудно понять причины выбора. Им лучше до определенной поры неукоснительно следовать указаниям педагога.

Ваш вариант________________________________________________

3. Позволяете ли вы обучающимся самостоятельно выбирать аппликатуру в музыкальных произведениях? Нужное подчеркните:

- да

- нет

4. Часто ли Вам приходится сталкиваться с неграмотным выбором аппликатуры учащимися? Нужное подчеркните:

- да

- нет

5. Каким образом, по вашему мнению, следует работать над освоением аппликатурных принципов? Нужное подчеркните:

- как можно больше изучить пьес различной трудности

- обращать внимание учащихся на аппликатуру и объяснять причины её выбора

- использовать гаммы и упражнения

6. Необходимо ли изучение гамм в Детской школе искусств? Нужное подчеркните:

- да

- нет

7. Чьи вы знаете упражнения, помогающие ловкому подкладыванию 1-го пальца при игре гамм и гаммообразных пассажей?_______________________________________________________

8. Возникают ли у Вас трудности с выбором аппликатуры в произведениях современных авторов?________________________________

Анализ заполненных анкет десяти преподавателей выявил следующее:

- все преподаватели считают необходимым с ранних этапов обучения прививать обучающимся аппликатурные приемы и навыки;

- 80% опрошенных практически не объясняют причины того или иного выбора аппликатуры, требуя выполнения нотных предписаний;

- 90 % не позволяют обучающимся самостоятельно выбирать аппликатуру;

- 70 % считают, что работа над аппликатурной грамотностью происходит путем объяснений педагога в процессе работы над музыкальными произведениями;

- 30 % высказались за использование гамм и упражнений для закрепления аппликатурных навыков;

- и только 10 % смогли назвать авторов упражнений, способствующих ловкому подкладыванию 1-го пальца.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что работа над аппликатурой в фортепианных классах Детских школ искусств происходит разрозненно, вне какой-либо определенной системы в занятиях. Лишь малая часть педагогов проецирует работу над гаммами и специальными упражнениями в плоскость аппликатуры. Основная часть опрошенных педагогов не даёт домашних заданий для самостоятельной работы над выбором аппликатуры. Из результатов анкетирования необходимо отметить главное: большинство педагогов, считая работу над аппликатурой одной из главных задач педагога, не представляют, какие методы можно использовать при её изучении, кроме словесных пояснений, которые делаются педагогами, как выяснилось, далеко не всегда.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение исходного уровня развития аппликатурных навыков среди обучающихся младших и средних классов.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. разработать критерии выявления уровня сформированности аппликатурных умений и навыков среди обучающихся младших и средних классов;
  2. подобрать диагностический материал;
  3. провести диагностику уровня развития аппликатурных умений и навыков на уроке фортепиано у обучающихся младших и средних классов в экспериментальной и контрольной группах.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нами были отобраны ученики младших и средних классов фортепианного отделения Детской школы искусств с. Большетроицкое Шебекинского района Белгородской области в количестве 16 человек. Для проведения эксперимента были сформированы две группы – контрольная и экспериментальная. Группы состояли из равного числа обучающихся – по 8 человек в каждой.

Для выявления уровня аппликатурной грамотности каждой группы нами было предложено несколько диагностических форм.

Диагностическая форма №1 заключалась в самостоятельной расстановке аппликатуры в незнакомом произведении, доступном по уровню музыкального развития. Выбор произведений для каждого класса следующий:

Для 2-го класса была предложена пьеса Ю. Слонова «Полька»;

для 3-го класса – А. Гедике «Пьеса»;

для 4-го – Р. Шуман «Первая утрата».

Данная форма работы позволяет достоверно определить умения обучающихся выбрать наиболее верную и целесообразную аппликатуру. При выполнении задания обучающиеся могли воспользоваться фортепиано и проиграть произведения.

Диагностическая форма №2 состояла в расстановке аппликатуры в изученном ранее произведении. Обязательным условием выполнения задания было отсутствие аппликатурных пометок в нотах, для чего педагогом заранее был подготовлен нотный текст. Произведения соответствовали требованиям по классам и были доступны обучающимся по уровню художественного и технического развития.

Критерии оценки диагностики для этих двух форм были разработаны нами самостоятельно.

  • 3 балла – высокий уровень – ученик самостоятельно грамотно расставил аппликатуру во всем произведении, возможны небольшие поправки со стороны педагога;
  • 2 балла – средний уровень – ученик в большинстве случаев верно определил расстановку пальцев, но допустил также и существенные ошибки;
  • 1 балл – низкий уровень – ученик не справился с заданием, пальцы расставлены в основном неграмотно.

Диагностическая форма №3 на констатирующем этапе эксперимента заключалась в исполнении одной или двух гамм по выбору педагога в соответствии с годовыми требованиями по классам.

Критерии оценки, предъявляемые к исполнению гамм, выглядят следующим образом:

  • 3 балла – высокий уровень – гаммы сыграны верной аппликатурой, в достаточно быстром темпе и без сбоев в ходе проигрывания.
  • 2 балла – средний уровень – при игре гамм были допущены аппликатурные погрешности, как следствие темп не достигнут или подвержен замедлениям и ускорениям.
  • 1 балл – низкий уровень – ученик существенно путается в аппликатуре или не знаком с нею, игра гамм вызывает значительные затруднения.

В представленных ниже таблицах (таблица 1, таблица 2) отражены результаты проведения описанных выше диагностических форм в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению исходного уровня развития аппликатурных умений среди обучающихся младших и средних классов в контрольной группе

№ п/п

ФИО, класс

№1. (Расстановка аппликатуры в незнакомом произведении)

№2. (Расстановка аппликатуры в выученном произведении)

№3. (Игра гамм)

Уровень развития

1.

Г. Дарья, 2 класс

1

2

1

Средний

2.

Ш. Мария, 2 класс

1

1

1

Низкий

3.

Ч. Саша, 2 класс

1

2

1

Средний

4.

Р. Паша, 3 класс

1

1

1

Низкий

5.

Г. Гоар, 3 класс

2

2

2

Средний

6.

Ф. Дарья, 4 класс

2

3

2

Высокий

7.

П. Альбина, 1 класс

1

1

1

Низкий

8.

Ц. Анастасия, 1 класс

1

1

1

Низкий

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению исходного уровня развития аппликатурных умений среди обучающихся младших и средних классов в экспериментальной группе

№ п/п

ФИО, класс

№1. (Расстановка аппликатуры в незнакомом произведении)

№2. (Расстановка аппликатуры в выученном произведении)

№3. (Игра гамм)

Уровень развития

1.

Е. Анна, 2 класс

2

1

2

Средний

2.

М. Даяна, 2 класс

1

1

1

Низкий

3.

Г. Варвара, 3 класс

1

2

1

Средний

4.

С. Люда, 3 класс

2

3

2

Высокий

5.

Ш. Елена, 3 класс

1

1

2

Средний

6.

В. Оксана, 4 класс

1

1

1

Низкий

7.

Р. Дарина, 1 класс

1

1

1

Низкий

8.

М. Милена, 1 класс

1

1

1

Низкий

Таким образом, в контрольной группе оказалось, что у 4-х обучающихся аппликатурные навыки соответствуют низкому уровню, у 3-х – среднему и у 1-го – высокому. Аналогичным образом выглядят результаты в экспериментальной группе. Из проведённой диагностики видно, что уровень сформированности аппликатурных навыков и умений у детей обеих групп, в основном, находится на низком и среднем уровне. Это подтверждает факт недостаточного внимания вопросам аппликатуры на уроках фортепиано.

Из приведенных данных видно, что сформированность аппликатурных приемов и навыков у обучающихся обеих групп находятся примерно на одинаковом уровне, что ставит участников эксперимента в равные условия.

Список литературы

  1. Штейнхаузен, Ф.А. Техника игры на фортепиано. Предисл., доп. И ред. Гр. Прокофьева. Перевод со 2-го нем. Издания. – М.: Госиздат Муз. Сектор, 1926. – 90с.
  2. Шуман, Р. Жизненные правила музыканта / Р. Шуман // Избранные статьи о музыке. – М.: Музгиз, 1956. – 360 с.
  3. Щапов, А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. / А.П. Щапов - М., 1968. – 259 с.
  4. Ядова, И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. / И. Ядова – СПб, 2005. – 37 с.

Поделиться

302

Беликова Ю. С., Ляшенко Г. М., Калашникова Н. Ю., Захлевная С. П. Описание эксперимента по «Изучению состояния процесса воспитания аппликатурных навыков на уроках фортепиано в Детских школах искусств» // Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 29-33. URL: https://apni.ru/article/6040-opisanie-eksperimenta-po-izucheniyu-sostoyani

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля