Главная
АИ #16 (146)
Статьи журнала АИ #16 (146)
Нижнетагильская роспись как направление обучения в высшем учебном заведении

Нижнетагильская роспись как направление обучения в высшем учебном заведении

Автор(-ы):

Никольская Полина-Агафья Евгеньевна

21 апреля 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

нижнетагильская декоративная роспись
народный художественный промысел
традиция
высшее учебное заведение
учебная дисциплина

Аннотация статьи

В статье рассмотрена нижнетагильская роспись в качестве одного из направлений обучения в высшем учебном заведении, проанализированы учебные дисциплины, с помощью которых студенты погружаются в промысел и, обучившись, становятся его достойными представителями, способными развивать промысел в дальнейшем.

Текст статьи

Промысел нижнетагильских подносов появился более, чем 250 лет назад в Нижнем Тагиле. Первые упоминания о подносах из железа с художественной росписью фиксируются 1746 годом, который принято считать годом происхождения ремесла [4]. Изучая предпосылки процесса зарождения и развития расписного промысла в Нижнем Тагиле, исследователи пришли к выводу, что тагильская роспись развилась из идеи создать новые вещи, которые кроме своей практичности стали бы изысканным украшением любого помещения.

В 30-40-е годы девятнадцатого века промысел подносов Нижнего Тагила достиг высшей точки своего развития. О талантливых тагильских мастерах узнала вся страна. Художники по металлу достигли небывалых высот в своём деле, подносная живопись стала схожей с живописью на холсте. Произведения нижнетагильских художников активно продавались по всей России, а промысел благодаря этому продолжал процветать.

В девятнадцатом веке была разработана традиционная техника двуцветного мазка. Она состояла в использовании одновременно двух цветов. Одним из них в обязательном порядке являются белила. Фоновой цвет мог быть различным, но, как правило, являлся черным, тёмно-синим или тёмно-зелёным. Тагильская роза выполнялась довольно стилизованно и нереалистично, имела яркий декоративный характер. Перед расписыванием металлические подносные изделия «воронили», то есть варили в маслянистом растворе. Таким образом добивались глянцевой чёрной поверхности. Черепахового окраса на подносе добивались, коптя его. Для этого под подносом держали горящую свечу. Зелёная краска изготавливалась из предварительно размельчённого малахита.

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизует и обобщает форму – подчёркивает Ольга Силонова (художник тагильского промысла), – Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти – яркое, броское, нарядное».

Внимание к нижнетагильскому промыслу, как к неисчерпаемому источнику выражения русских традиций и обычаев, проявляется в последние годы с целью развития и сохранения ремесла. Это связано с прямым назначением всех русских ремёсел – прославлением страны и привлечением внимания к её истории.

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, традиционному художественному творчеству. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Сохранение и развитие народной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение нижнетагильского промысла – это актуальная задача современности. Он не менее полно, чем другие промыслы восполняет всю картину народной жизни, нравственности и духовности русских людей. Роспись раскрывает душу народа, демонстрирует его достоинства и особенности.

До относительно недавнего времени образование в области нижнетагильской росписи существовало только уровне среднего профессионального образования. Высшая школа народных искусств (академия) стала первым учебным заведением, в котором существует программа высшего образования в области нижнетагильской росписи.

В Высшей школе народных искусств на факультете «Декоративно-прикладное искусство» есть кафедра «Декоративная роспись по металлу». Здесь происходит обучение студентов технике и приёмам нижнетагильской росписи. Нижнетагильская подносная роспись основана на технике двухцветной маховой росписи. Приёмы маховой росписи основаны на пластичности ворса беличьих кистей (ссылка). Мазок, выполняемый художником, контролируется силой нажатия на кисть. Таким образом, выполняются различные по форме и толщине мазки.

Главной особенностью нижнетагильской росписи является двухцветный мазок. На кисть берётся одновременно два цвета. Кисть при этом визуально делится на две части – «носочек» и «пяточку». На «пяточку», как правило набирается локальный цвет, общий для всего элемента (цветка), а на «носочек» – моделирующий цвет. При помощи моделирующего цвета элементы росписи наделяются условным объёмом (тенью и светом). Важно, чтобы краска на кисточке была распределена равномерно так, чтобы не было просветов. Набрав две краски на кисть, необходимо сделать двухцветную дорожку на палитре. Дорожка выполняется движением кисти слева направо и обратно. При выполнении цветовой дорожки, две краски, набранные на кисть, образуют красивую растяжку между собой. Если краски на кисть набрано достаточно, она не будет просвечивать ни на кисти, ни на дорожке, ни на изделии. Существует множество видов мазков – листик, лепесток, круглый мазок, двойной круглый мазок, воланчик и другие. Все они выполняются за счёт разного нажатия и движения кисти. Основные элементы нижнетагильской росписи состоят из совокупности разных мазков.

Среди учебных дисциплин на кафедре «Декоративная роспись по металлу» – «Проектирование», «Исполнительское мастерство», «Совершенствование мастерства», «Макетирование и конструирование». Каждая из дисциплин развивает определённые качества студента и его навыки. Так, на дисциплине «Исполнительское мастерство» студенты изучают основные техники и традиционные приёмы росписи. На данной дисциплине у студентов развиваются такие качества, как усидчивость, стремление к аккуратности при выполнении работы. На учебной дисциплине «Проектирование» студенты осваивают композиционную вариативность решений в нижнетагильском промысле, это способствует развитию креативности и оригинальности, которая пригодится в создании собственных произведений искусства.

Большой вклад в развитие кафедры внесла А. Н. Голубева, которая возглавляла её с 2006 по середину 2019 года. За время существования кафедры декоративной росписи Алевтина Николаевна Голубева создала первые учебники и учебные пособия для студентов, обучающихся нижнетагильской росписи: учебное пособие для студентов «Нижнетагильская лаковая живопись XVIII – XIX вв.» [4], учебно-методическое пособие для бакалавров «Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись)» [5], учебники «Проектирование» для студентов, обучающихся декоративной росписи [6] и «Пропедевтика» по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись по металлу».

Нижнетагильский подносный промысел прошёл сложный путь развития с XVII века до наших времён. За это время он не раз переживал кризисные периоды. Но возвращение к старым традициям и канонам и наличие профессиональных амбициозных специалистов помогало не только сохранить, но и направить промысел на путь развития. Смелые эксперименты с цветом, формой, материалами совместно с традиционным началом помогли достигнуть росписи наивысшей точки расцвета в ХХ веке. И в наши дни промысел продолжает жить благодаря талантливым и профессиональным специалистам, которые живут и работают в Нижнем Тагиле. Развитие нижнетагильского промысла происходит и за счёт обучения студентов по данному профилю. Они обучаются традиционным приёмам, канонам росписи и впоследствии могут развивать роспись, вдыхая в неё свежие мотивы.

Список литературы

  1. Голубева А.Н. Нижнегагильская лаковая живопись XVIII - XIX вв.: учебное пособие для студентов вуза / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 64 с.
  2.  Голубева A.H. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учебно-методическое пособие для бакалавров / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева, под научной редакцией. О.П. Рыбниковой. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. – 80 с., ил.
  3. Голубева А.Н. Проектирование: учебник / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 129 с.
  4. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ. кружков. / В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов и др.; Под ред. В. А. Барадулина. – М. : Просвещение, 1979. – 320 с., ил., 16 л. ил.

Поделиться

106

Никольская П. Е. Нижнетагильская роспись как направление обучения в высшем учебном заведении // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/6042-nizhnetagilskaya-rospis-kak-napravlenie-obuch

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня