Главная
АИ #16 (146)
Статьи журнала АИ #16 (146)
Использование телесно-ориентированных технологий в коррекционной работе с детьми...

Использование телесно-ориентированных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

телесно-ориентированные технологии
кинезиология
коррекционные упражнения
общее недоразвитие речи
дошкольники
коррекция звукопроизношения
упражнения
самомассаж
активизация тактильных рецепторов
трудности с обучением
развитие речи
психические функции

Аннотация статьи

В статье обсуждается важность развития речи у детей для общего роста, социализации и успеха в учебе. Отмечается, что нарушения речи негативно влияют на психические функции ребенка, его поведение и активности. Авторы отмечают, что у некоторых детей с нарушениями речи также возникают проблемы с координацией движений и тонкими движениями пальцев.

Текст статьи

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для его общего развития, для социализации в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на поведении ребенка и на его деятельности в целом.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

Поскольку развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы для ребенка являются наиболее естественными и гармоничными, то применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, в контексте развивающих и коррекционных занятий в настоящее время является актуальным.

Телесно-ориентированные технологии – это технологии, рассматривающие телесные (физиологические) функции как неотделимую часть целостной личности наравне с психическими и энергетическими феноменами и осуществляющая психокоррекцию имеющихся психических, физиологических или энергетических нарушений с помощью процедур телесного контакта и/или использования телесных функций (дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.).

Спектр проблем, которые можно решить с помощью телесно-ориентированной психотерапии, широк:

  • тревожность, возбудимость, плаксивость;
  • агрессивность;
  • страхи и фобии;
  • навязчивости и стереотипии;
  • трудности в общении, стеснительность, зажатость;
  • замкнутость, закрытость;
  • коррекция звукопроизношения.

Телесно-ориентированная терапия не является гарантией выздоровления, но ее использование способствует улучшению состояния ребенка, стабилизации эмоциональной сферы.

Обнимая, целуя ребенка, родители сами являются терапевтами. Но только обниманием дело не ограничивается. Имеет смысл родителям включить в свой досуг с ребенком специальные упражнения.

Примеры упражнений, используемых в раках телесно-ориентированного подхода.

Упражнения, направленные на мозжечковую стимуляцию

Ребенок стоит на поверхности пола (для увеличения коррекционного эффекта со временем можно ограничить пространство для выполнения упражнений: отчертив границы мелом или ограничить поле фанерой определенного размера).

Варианты упражнений:

1. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивается, пытаясь удержать равновесие.

2. Ребенок в положении сидя на полу. Выполняет упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно – левой рукой, затем правой.

3. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

4. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

5. Положение сидя. Выполняются круговые вращения руками:

  • обе руки в одну сторону;
  • обе руки в разные стороны;
  • по очереди в одну сторону;
  • по очереди в разные стороны.

6. Любое положение (стоя, сидя, на корточках или на коленях, «по-турецки»):

  • обе руки положить на грудь;
  • поднять руки над головой;
  • прямые руки в сторону;
  • нагнуться, достать до пола.

Стоя ребенок также может выполнять задания педагога или мамы. Например, обмениваясь мячом с взрослым, он называет буквы алфавита, домашних животных, диких животных и т.п.

Упражнения для растяжки и стабилизации тонуса мышц

Растяжки – это система специальных упражнений на растягивание мышц. При их выполнении в мышцах должно возникать ощущение мягкого растяжения, а не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов, оптимизации тонуса и повышению психической активности.

1. «Кобра»

Лежа на животе руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Ребенку предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямлять руки и приоткрывать при этом рот. Приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.

2. «Солдатик»

Лежа на спине, выпрямить руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется.

3. «Репка»

Дети садятся на корточки, колени направлены – в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

4. «Насос и надувная кукла»

Ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, – лежит совершенно расслабленно на полу. Логопед (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно – кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает», расслабляется.

Массаж

Систематическое проведение массажа улучшает функции рецепторов, при этом усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Вследствие чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Массаж с легкими прикосновениями способствует активизации тактильных рецепторов сенсорной системы. Для массажа можно использовать мягкие щетки, шары, массажеры, сухие бассейны, песок, крупу. Можно рисовать красками при помощи пальцев рук или ног. Сочетание прикосновения к поверхности кожи с движением приводит к развитию высших психических функций.

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

1. Массаж ушных раковин

Необходимо помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. Затем растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины (Упражнение можно выполнять в парах).

2. Массаж (самомассаж) рук

Существуют следующие приемы массажа или самомассажа рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук

Кисть и предплечье левой руки располагается на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки. Затем выполняют то же и для правой руки. Все движения выполняются, как при растирании замерзших рук.

Упражнения, направленные на формирование пространственных представлений

Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести к следующим проблемам: ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот – справа налево и снизу вверх (зеркалить). Могут возникнуть трудности с изучением геометрии, физики, т. к. изучение данных предметов требует наличие у детей хорошо развитых пространственных представления.

Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.

1. «Пространство листа»

Необходимо показать детям на пространстве альбомного листа, как надо размещать рисунки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз. Работу следует выполнять строго внутри клетки или полосы.

2. «Лабиринт»

Ребенок должен обходить стулья с продвижением вперед: справа от стула, слева от стула, над стулом, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

3. «Осьминожки»

Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Педагог включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: дети должны занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.

4. «Зеркало»

Педагог встает спиной к детям и выполняет движения руками, ногами, телом. Дети повторяют все движения инструктора. Усложнение упражнения заключается в том, что инструктор встает лицом к детям, которые должны повторить его движения.

5. «Тень»

Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «тенью».

Формирование межполушарного взаимодействия

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения.

1. «Кулак-ребро-ладонь»

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Детям предлагается выполнять движения вместе с педагогом, затем по памяти выполнить течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем - двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

2. «Лягушка»

Детям предлагают положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Нужно одновременно поменять положение рук.

3. «Ухо-нос»

Детям предлагают левой рукой взяться за кончик своего носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Телесно-ориентированные методы облегчают все виды обучения, особенно эффективны они для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, а также облегчают освоение процессов чтения и письма.

Список литературы

  1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. - М., 1999.
  3. Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект». - Санкт-Петербург, 2005.
  4. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.
  5. Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 523-526.
  6. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие.

Поделиться

2616

Старовойт А. Н., Вяткина И. А. Использование телесно-ориентированных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II.С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/6044-ispolzovanie-telesno-orientirovannikh-tekhnol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января