Конкуренция – главный фактор, определяющий успешность того или иного товара или услуги, в конечном счёте предприятия. Из данного подхода следует следующее: конкурентоспособность можно охарактеризовать как достижение конкурентных преимуществ. В широком смысле конкурентоспособность – это позиция товара или услуги на рынке, обусловленная экономическими, социальными и иногда политическими факторами. Предприятиям общественного питания надо постоянно работать над повышением конкурентных преимуществ, посредством формирования уникального предложения для клиента или гостя гостиничного предприятия.
В Федеральном законе № 135–ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» содержится следующее определение: конкуренция – это «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключаются или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»
В основе большинства классификаций конкурентоспособности лежит методология Х.А. Фасхиева. Он дает такое определение: «Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным способом у потребителей». В трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» Х.А. Фасхиев выделяет три основных подхода: конкурентоспособность товара, сочетание товара и производственной деятельности субъекта, сосредоточение на внутренней и внешней деятельности фирмы.
В настоящее время очень использованной считается классификация определений термина «конкурентоспособность предприятия», предложенная Е.А. Арбатской. Она выделяет пять основных подходов к трактовке этой категории: маркетинговый, продуктовый, экономический, конкурентный и комплексный [1].
Суть комплексного подхода к определению конкурентоспособности предприятия раскрывает определение, данное Л.М. Калашниковой: «Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы».
А.Е. Арбатская обосновывает целесообразность применения комплексного подхода к определению понятия «конкурентоспособность предприятия сферы услуг». Эту конкурентоспособность она описывает следующим образом: «Оцененное субъектами внешней и внутренней среды предприятия его превосходство на выбранных сегментам рынка над конкурентами в определенный период времени, достигнутое в рамках существующих ограничений, определяемое конкурентоспособностью его услуг, долей, занимаемой предприятием на рынке, а также конкурентным потенциалом предприятия сферы услуг» [1].
Следует выделить некоторые значимые современные тенденции в понимании экономической категории «конкурентоспособность предприятия. Многие исследователи раскрывают суть этого понятия через стоимостной подход, т.е. рост стоимости бизнеса и привлекательность для инвестора.
Особое внимание уделяется также решению вопросов влияния интеллектуального капитала и трудового потенциала на конкурентоспособность предприятия. По мнению Р.Е.Мансурова, «конкурентоспособность проявляется не только в эффективного использовании имеющегося финансового, технического и природного капитала, но и интеллектуального, человеческого капиталов с целью достижения поставленных стратегических целей компании.
В последнее время стали появляться подходы к трактовке термина «конкурентоспособность предприятия», учитывающие возрастающий интерес к проблеме формирования позитивного имиджа, деловой репутации, социальной значимости организации, реализуемым социальным программам.
Таким образом, конкуренция является многоаспектным системным явлением, которое требует рассмотрения с различных сторон и точек зрения.
Руководство гостиничного предприятия достаточно часто задумывается о необходимости повышения своей конкурентоспособности с целью занятия лидирующие позиции на рынке гостиничных услуг. Но прежде, чем осуществлять эту деятельность, нужно сначала оценить свое положение на рынке в настоящий момент, а затем уже разрабатывать стратегии и начинать работать над повышением своей экономической эффективности.
Оценка конкурентоспособности ресторана при гостиничном предприятии необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной производственной деятельности;
- составления программы выхода гостиничного предприятия на новые клиентские группы;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
В современной экономической литературе выделяют основные методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия: оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительской стоимости, метод построения многоугольника конкурентоспособности, SWOT-анализ.
Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий – это очень долгий и трудоемкий процесс. Весь надо глубоко проанализировать не только фирму – конкурента, но и весь рынок в целом. Важно отметить, не существует такого метода, который бы не имел недостатков, поэтому гостиничное предприятие, решив оценить свои возможности, должна прибегать сразу к нескольким методам, так анализ получится наиболее наполненным, достоверным и информативным, что может повышающие конкурентоспособность стратегии, которые выведут компанию на новый уровень.
Определение конкурентных преимуществ и возможностей, недостатков и угроз является ключевым шагом для улучшения различных показателей, с упором на финансовую составляющую. Сама по себе система действий также может разниться и изменяться в зависимости от сферы индустрии гостеприимства.
К наиболее общим способам управления конкурентоспособности предприятия общественного питания в гостинице можно отнести:
- Улучшение качественных свойств услуги или продуктов питания.
- Применение инноваций и новых технологий.
- Стимулирование рекламной деятельности и связей с общественностью.
- Формирование уникального предложения для клиента.
- Использование новых методов привлечения клиентов.
- Улучшение имиджа и повышение авторитетности на рынке гостиничных услуг и создание фирменного стиля.
Предприятия общественного питания являются одной из перспективно развивающихся, особенно если они существуют в тандеме с коллективным средством размещения. Организации ресторанного бизнеса помогают гостиницам быть наиболее конкурентоспособными на рынке.
Конкурентоспособность ресторана в гостинице и его прибыльность напрямую зависят от удовлетворенности гостем продукцией заведения, а также от качества самого обслуживания. Успешный ресторан приносит реальную прибыль гостиничного предприятия, в здании которого он расположен или тому, с которым сотрудничает. Отсюда вытекают сразу две возможные проблемы, связанные с предоставлением услуг питания.
С точки зрения организации бизнеса, ресторан, который не предоставляет гостю качественную продукцию и достойное обслуживание, не пользуется популярностью среди посетителей, т.е. выступает неконкурентоспособным на рынке гостинично-ресторанных услуг. Такое предприятие приносит прибыль намного меньше, чем могло бы при противоположных условиях.
Развитие сферы туризма неразрывно связано с индустрией гостеприимства, а именно с тем, насколько качественно предоставляются те или иные услуги, на качество оказания которых указывает категория гостиничного предприятия.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2019 № 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц», с 2019 г. гостиничные предприятия в Российской Федерации обязаны предоставлять потребителям достоверную информацию об уровне сервиса на объекте туристской индустрии посредством присвоения заслуженного количества «звёзд». Иными словами, начиная с января 2019 г., проблема услуг питания наиболее остро стоит для тех средств размещения, которые претендуют на количество от 2-х и более «звезд», но на данный момент не имеют помещение для предоставления услуг питания или не предоставляют услуги питания по договору со специализированным предприятием [2].
В условиях конкуренции на рынке гостиничных предприятий значимо растет роль свойства предоставляемых предложений, в частности предложений питания. Необходимо вовремя находить проблемы, имеющиеся как у самого предприятия общественного питания при гостинице, так и у его служащих для того, чтобы иметь возможность грамотно и быстро их решать.
Гостинично-ресторанный бизнес существенно подвержен проблеме непостоянства качества. Если на предприятии общественного питания работает персонал, который обладает недостаточным профессионализмом, не имеет опыта в общении с гостями или в продажах блюд и услуг, то он может влиять на доход гостиницы от услуг питания, а также на качество обслуживания и аттрактивность заведения среди клиентов.