Главная
АИ #16 (146)
Статьи журнала АИ #16 (146)
Анализ понятия «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии

Анализ понятия «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии

Автор(-ы):

Потапова Екатерина Дмитриевна

21 апреля 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

интеллект
социальный интеллект
социальная психология
коммуникация

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу понятия «социальный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии. Приводится сравнение взглядов на данное понятие среди отечественных и зарубежных ученых.

Текст статьи

Понятие социального интеллекта, несмотря на растущий интерес исследователей, по-прежнему остается спорным. Число публикаций растет, однако, ввиду сложности самого предмета ученым трудно сформулировать единую дефиницию социального интеллекта. В данной статье представлен анализ представлений об этом явлении во взглядах отечественных и зарубежных психологов, а также предпринимается попытка сформулировать единое определение социального интеллекта.

Впервые понятие «социальный интеллект» было сформулировано Е. Торндайком в 1920 году. Он определял его как способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, вести себя мудро в человеческих взаимоотношениях [11, с.230]. Данное определение было описано на страницах журнала «Harper’s Magazine», который не является научным и представляет собой развлекательное издание.

По мнению Г. Айзенка социальный интеллект – это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, под влиянием социокультурных условий [1, с. 112].

Социальный интеллект – это умение верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать их адекватное приспособление в межличностном взаимодействии, – такое определение формулирует Г. Олпорт. По его мнению, социальный интеллект является особым социальным даром, который призван обеспечивать некоторую «гладкость» в отношениях с людьми, прежде всего за счет умения точно судить об их реакциях и прогнозировать их поведение. Основное назначение социального интеллекта – это социальное приспособление [4, с. 81].

Н. Кэнтор рассматривает социальный интеллект как когнитивную компетентность, позволяющую людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и извлекать из них максимум личной пользы [2, с. 76].

Особенное внимание стоит уделить определению, предложенному Дж. Гилфордом – создателем первого теста для измерения социального интеллекта. По его мнению, социальный интеллект является системой интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта. Гилфорд предлагает следующее определение:

Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

Процессами, образующими социальный интеллект названы: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память, социальное мышление [7, с. 56].

Анализ литературы позволяет также выделить следующие трактовки понятия «социальный интеллект»:

  • приспособленность индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)
  • способность легко сходиться с другими людьми, умение ставить себя на их место (П. Вернон)
  • способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Д. Ведек) [7, с. 54-56].

Современные исследователи С. Космитский и П. Джон видят социальный интеллект как способность понимать и следовать социальным правилам, устанавливать социальные контакты, поддерживать эмоциональную теплоту в дружеских контактах [12, с. 14].

В отечественной литературе впервые понятие «социальный интеллект» был использован М.И. Бобневой в 1978 году. Социальное воображение и социальный интеллект, по ее мнению, являются способностями и свойствами, обеспечивающие социальную адекватность личности. Под социальным интеллектом понимается способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Социальное воображение предполагает способность человека поместить себя в реальный социальный контекст и в соответствии с этим определить определенную линию поведения. М.И. Бобнева не находит однозначной связи между уровнем общего и социального интеллектов, однако говорит о важности высокого интеллектуального уровня, называя его благоприятствующим фактором для развития интеллекта социального. Отмечается также влияние социального интеллекта на общий интеллект. Последний может обесцениваться социальной неадекватностью поведения и установок человека. [9, с. 26].

Одно из самых развернутый определений предложил Ю.Н. Емельянов: социальный интеллект – устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективном реагировании и социальном опыте способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [3, с. 59].

Д.В. Ушаков определяет социальный интеллект как своеобразный вид интеллекта, на который могут быть распространены закономерности, обнаруженные в сфере общего интеллекта. Социальный интеллект можно рассматривать как способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их [10, с. 58].

Социальный интеллект – это способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, – такое определение приводит Н.А. Кудрявцева [7, с. 61].

Е.С. Михайлова определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, которая обеспечивает успешность общения, прогнозирования поведения людей на основе восприятия вербальной и невербальной экспрессии и способствует успешной социальной адаптации [7, с. 62].

В.Н. Куницына исследовала социальный интеллект и социальную компетентность в период социальных изменений. По мнению ученой, социальный интеллект – это глобальная способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, в том числе уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции [7, с. 72].

О.В. Лунева определяет социальный интеллект как субъектно-личностный конструкт, обеспечивающий взаимодействие человека с другими людьми и группами и включающий в себя три подструктуры:

  • способности к социальному познанию и конструированию картины взаимодействия человека с другими людьми;
  • социально-психологические характеристики человека;
  • способности саморегуляции социального поведения и управления ситуациями межличностного взаимодействия [5, с. 14].

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что существенных отличий в представлении о социальном интеллекте среди отечественных и зарубежных авторов нет. На основании проведенного анализа моно заключить, что под социальным интеллектом большинство ученых понимают способность человека, обеспечивающую социальную адаптацию успешное функционирование в социуме и социальное взаимодействие, которые становятся возможными за счет умения понимать самого себя и других людей и на основании этого делать соответствующие прогнозы.

История изучения социального интеллекта отечественной наукой не так продолжительная, как в западной психологии, однако можно сделать вывод, что исследования повторяют общую линию развития представлений о данном феномене.

Список литературы

  1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, 1136 с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 2: Пер.с франц. М.: «Мир», 2005. 376 с.
  4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 184 с.
  5. Лунева О.В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2009, 124с.
  6. Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012 № 2 С. 46–51
  7. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2007. С. 61
  8. Практический интеллект / Р.Дж. Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  9. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 416 с.
  10. Сеткова Н.А. Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «человек – человек» // Психология в экономике и управлении. 2010 №1. С.57-63.
  11. Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. № 140. Р. 227-235.
  12. Kosmitzki C., John O. P. The implicit use of explicit conception of social intelligence / C. Kosmitzki // Personality and Individual Differences., 1993. № 15. № 1. P. 11-23.

Поделиться

957

Потапова Е. Д. Анализ понятия «социальный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/6049-analiz-ponyatiya-sotsialnij-intellekt-v-zarub

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня