Понятие социального интеллекта, несмотря на растущий интерес исследователей, по-прежнему остается спорным. Число публикаций растет, однако, ввиду сложности самого предмета ученым трудно сформулировать единую дефиницию социального интеллекта. В данной статье представлен анализ представлений об этом явлении во взглядах отечественных и зарубежных психологов, а также предпринимается попытка сформулировать единое определение социального интеллекта.
Впервые понятие «социальный интеллект» было сформулировано Е. Торндайком в 1920 году. Он определял его как способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, вести себя мудро в человеческих взаимоотношениях [11, с.230]. Данное определение было описано на страницах журнала «Harper’s Magazine», который не является научным и представляет собой развлекательное издание.
По мнению Г. Айзенка социальный интеллект – это интеллект индивида, который формируется в процессе социализации, под влиянием социокультурных условий [1, с. 112].
Социальный интеллект – это умение верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать их адекватное приспособление в межличностном взаимодействии, – такое определение формулирует Г. Олпорт. По его мнению, социальный интеллект является особым социальным даром, который призван обеспечивать некоторую «гладкость» в отношениях с людьми, прежде всего за счет умения точно судить об их реакциях и прогнозировать их поведение. Основное назначение социального интеллекта – это социальное приспособление [4, с. 81].
Н. Кэнтор рассматривает социальный интеллект как когнитивную компетентность, позволяющую людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и извлекать из них максимум личной пользы [2, с. 76].
Особенное внимание стоит уделить определению, предложенному Дж. Гилфордом – создателем первого теста для измерения социального интеллекта. По его мнению, социальный интеллект является системой интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта. Гилфорд предлагает следующее определение:
Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.
Процессами, образующими социальный интеллект названы: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память, социальное мышление [7, с. 56].
Анализ литературы позволяет также выделить следующие трактовки понятия «социальный интеллект»:
- приспособленность индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)
- способность легко сходиться с другими людьми, умение ставить себя на их место (П. Вернон)
- способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Д. Ведек) [7, с. 54-56].
Современные исследователи С. Космитский и П. Джон видят социальный интеллект как способность понимать и следовать социальным правилам, устанавливать социальные контакты, поддерживать эмоциональную теплоту в дружеских контактах [12, с. 14].
В отечественной литературе впервые понятие «социальный интеллект» был использован М.И. Бобневой в 1978 году. Социальное воображение и социальный интеллект, по ее мнению, являются способностями и свойствами, обеспечивающие социальную адекватность личности. Под социальным интеллектом понимается способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Социальное воображение предполагает способность человека поместить себя в реальный социальный контекст и в соответствии с этим определить определенную линию поведения. М.И. Бобнева не находит однозначной связи между уровнем общего и социального интеллектов, однако говорит о важности высокого интеллектуального уровня, называя его благоприятствующим фактором для развития интеллекта социального. Отмечается также влияние социального интеллекта на общий интеллект. Последний может обесцениваться социальной неадекватностью поведения и установок человека. [9, с. 26].
Одно из самых развернутый определений предложил Ю.Н. Емельянов: социальный интеллект – устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективном реагировании и социальном опыте способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [3, с. 59].
Д.В. Ушаков определяет социальный интеллект как своеобразный вид интеллекта, на который могут быть распространены закономерности, обнаруженные в сфере общего интеллекта. Социальный интеллект можно рассматривать как способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их [10, с. 58].
Социальный интеллект – это способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, – такое определение приводит Н.А. Кудрявцева [7, с. 61].
Е.С. Михайлова определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, которая обеспечивает успешность общения, прогнозирования поведения людей на основе восприятия вербальной и невербальной экспрессии и способствует успешной социальной адаптации [7, с. 62].
В.Н. Куницына исследовала социальный интеллект и социальную компетентность в период социальных изменений. По мнению ученой, социальный интеллект – это глобальная способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, в том числе уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции [7, с. 72].
О.В. Лунева определяет социальный интеллект как субъектно-личностный конструкт, обеспечивающий взаимодействие человека с другими людьми и группами и включающий в себя три подструктуры:
- способности к социальному познанию и конструированию картины взаимодействия человека с другими людьми;
- социально-психологические характеристики человека;
- способности саморегуляции социального поведения и управления ситуациями межличностного взаимодействия [5, с. 14].
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что существенных отличий в представлении о социальном интеллекте среди отечественных и зарубежных авторов нет. На основании проведенного анализа моно заключить, что под социальным интеллектом большинство ученых понимают способность человека, обеспечивающую социальную адаптацию успешное функционирование в социуме и социальное взаимодействие, которые становятся возможными за счет умения понимать самого себя и других людей и на основании этого делать соответствующие прогнозы.
История изучения социального интеллекта отечественной наукой не так продолжительная, как в западной психологии, однако можно сделать вывод, что исследования повторяют общую линию развития представлений о данном феномене.