Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Психоэмоциональное состояние дошкольников в условиях ДОУ

Психоэмоциональное состояние дошкольников в условиях ДОУ

Рубрика

Психология

Ключевые слова

эмоции
дошкольники
эмоциональная сфера
чувства
настроение

Аннотация статьи

Данная статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Вывод о том, что выявленные особенности эмоциональной сферы у дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы дошкольников.

Текст статьи

Эмоции играют главную роль в жизни малыша, в особенности в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той вот либо другой ситуации. Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной базы. Они больше связаны с реактивностью человека, нежели с его активностью. Активность представляет собой целенаправленное поведение, опосредованное желаниями, нуждами, устремлениями человека. Реактивность – конкретную реакцию на ситуацию либо стимул.

Существует еще «объединяющая» категория – эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния – это такие психические состояния личности, которые связаны с устойчивыми переживаниями личности, влияющими на ее мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с людьми.

При исследовании эмоциональных явлений специалисты по психологии делят их, потому что они занимают важную роль в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относят настроения более либо наименее долгие чувственные состояния, образующие начальный фон жизнедеятельности. Ко 2-ой чувства условно устойчивые людские переживания, имеющие мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей. К третьей группе относят собственно эмоции личные реакции человека и животных на воздействие внутренних и наружных раздражителей, проявляющихся в виде наслаждения или неудовольствия, радости, ужаса и т.д. Таким образом, в отличие от чувств чувства носят более устойчивый нрав. Детки 3-5 лет теснее в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Из-за этого эмоции принимают участие в формировании взаимодействия и привязанности.

Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Эмоции являются источником радости и страдания, и жизнь невозможна без эмоций, без эмоциональных переживаний. Исследования многих ученых (Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, В.А. Кожевниковой) показали, что для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные, или балластные (60%).

С первых дней жизни ребенок сталкивается с разнообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только лишь знакомят малыша с абсолютно всем, что его окружает, но всегда в той или другой форме выражают свое отношение к вещам, явлениям при помощи интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с разными качествами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некие образцы отношений и человечьих ценностей: одни предметы, деянья, поступки получают символ желаемых, приятных, иные – напротив отвергаются. Стоит отметить, что, познавая вокруг мир, ребенок теснее в раннем детстве проявляет выраженное, личное, избирательное отношение к предметам.

А.И. Баркан так описывает процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду: «Адаптация малыша к дошкольному учреждению обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга, а это поведение ребенка, которое зачастую приводит в смятение. Но сдвиги происходят и в организме и внутренне ребенка. В детском коллективе малыш непрерывно, как под током сильного сердито-психического напряжения, не прекращающегося ни на минутку. Он на грани нервного напряжения либо в полной мере ощущает стресс. Провоцирует же стресс у малыша отрыв от мамы. Ведь малыш неразрывно связан с матерью, длительное время только при помощи мамы ребенок получал все нужное для жизни.

Страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее любви.

Социальными психологами и педагогами (А.И. Баркан, Г. Степанова) были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в вялости после нагрузки, которая совсем не так давно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости либо, наоборот, завышенной злости;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • без убежденности внутри себя, которая выражается в этом ребенок регулярно отыскивает согласия у взрослых, дословно жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в робости контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок напрасно бродит по групповой, не находя для себя занятия);
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в понижении массы тела либо, против, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в завышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых иных явлениях.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх – это обычный спутник отрицательных эмоций. Вряд ли удастся повстречаться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз, на протяжении адаптации к детсаду. Ведь малыш, в первый раз придя в ребяческий коллектив, во всем только лицезреет скрытую угрозу для собственного существования на свете. Поэтому он многого побаивается, и страх преследует его практически по пятам, гнездится в нем лично. Малыш побаивается безызвестной обстановки и встречи с незнакомыми детками, малыш опасается новых воспитателей, а основное, а всё потому что вы забудете про это, уйдя из сада на работу.

Гнев – иногда на фоне нервного напряжения у малыша вспыхивает гнев, который проталкивается наружу, написанный дословно на лице. В такой момент ребенок, готов с яростью кинутся на обидчика, отстаивая свою правоту.

Во время адаптации ребенок схож на ахиллесову пяту и из-за того раним так, что удачным поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им злость способны разгореться, даже если нет искры, словно в самом ребенке заложена пороховая бочка.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть нехорошую роль и в первом классе учебного заведения.

Таким образом психологическая атмосфера в младших группах, представляет собой одну из главных составляющих успешной адаптации дошкольников в ДОУ.

Список литературы

  1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 2021.
  2. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-н/Д., 2018.

Поделиться

1112

Щербинина А. Л., Патанина Е. А. Психоэмоциональное состояние дошкольников в условиях ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/6054-psikhoemotsionalnoe-sostoyanie-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января