Система арбитражных судов в Российской Федерации выступает отдельным элементом в судебной системе, а ее органы, т.е. арбитражные суды, созданы и призваны осуществлять правосудие в нашей стране в сфере экономических споров.
Арбитражные суды приобрели форму, привычную на сегодняшний день, не сразу, а развивались и изменялись в процессе исторического развития Российской Федерации. Система арбитражных судов прошла немало этапов в своем развитии и становлении, каждый из которых существенно повлиял на современную систему арбитражных судов, на их структуру и компетенцию [7].
Полномочия и компетенция данных судов устанавливаются законодательными актами Российской Федерации – рассмотрение экономических споров между организациями, индивидуальными предприятиями, гражданами и др. Сам процесс развития привычной нам системы арбитражных судов затронул несколько десятилетий.
Анализ юридической литературы показывает, что смысл создания такого органа, как арбитражный суд, выражался в необходимости показать различие между новой судебной системы и бывшим советским арбитражем. Развитие рыночных отношений также вызвало необходимость продемонстрировать переход от административных методов управления к договорным способам хозяйствования.
90-е года ХХ века в России характеризуются масштабными изменениями в правовой и экономической сферах, которые вызвали необходимость развития экономического правосудия. Экономическое правосудие предполагало эффективное разрешение экономических споров, а также защиту прав хозяйствующих субъектов. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что деятельность арбитражных судов заслуживает высокой оценки, а система данных судов доказала свою высокую эффективность [8].
Так были учреждены арбитражные суда, которые осуществляют судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.
Упразднение в 2014 году Высшего Арбитражного Суда РФ оставило существенный след в системе арбитражных судов, так как его надзорные функции за деятельностью арбитражных судов стали возлагаться на Верховный Суд РФ. Несмотря на упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, 2014 внес еще несколько существенных изменений в структуру арбитражных судов, например, образованием Арбитражного суда Республики Крым и Арбитражного суда города Севастополь [6], а также Двадцать первого Арбитражного апелляционного суда [4].
Компетенция и полномочия арбитражного суда закреплены в законодательстве Российской Федерации, а именно Конституцией РФ [1], ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» [3], ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [2], Арбитражным процессуальным кодексом [5] и другими нормативными правовыми актами.
Система арбитражных судов в РФ включает в себя:
- Арбитражные суды округов;
- Арбитражные апелляционные суды;
- Арбитражные суды субъектов РФ;
- Специализированные арбитражные суды.
Действовавшая ранее двухзвенная система арбитражных судов приводила к пробелам и ошибкам при рассмотрении споров. Для разрешения этих проблем и преодоления трудностей были созданы 10 федеральных арбитражных судов округа.
В системе арбитражных судов также не исключены пробелы в праве и возникновение правовых ошибок, поэтому в системе арбитражных судов выделяют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды призваны осуществлять проверку в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, которые были приняты ими в первой инстанции.
Другим элементом системы арбитражных судов в Российской Федерации являются арбитражные суды субъектов, которые рассматривают и разрешают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В системе арбитражных судов они занимают самое низшее звено и создаются на территории республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Данные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции экономические споры, отнесенные к их компетенции.
В Российской Федерации специализированным арбитражным судом является Суд по интеллектуальным правам. Его создание было обусловлено необходимостью рассмотрения специальным судебным органом споров, связанных с защитой интеллектуальных прав. Изначально дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, подлежали дальнейшему рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Анализ судебной практики показывает, что большинство споров рассматриваются в судах общей юрисдикции, отсюда и вытекает их большая загруженность, которая в конечном итоге может допустить появление правовых ошибок и пробелы в праве в процессе осуществления правосудия. Поэтому перед законодателем встала необходимость в создании и внедрении профессионального специализированного арбитражного суда, способного рассмотреть спор качественно не только с правовой точки зрений, но и с учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите.
Создание суда по интеллектуальным правам положительно сказывается на экономическом обороте и инвестиционной привлекательности России, поскольку позволяет обеспечить единообразие судебной практики, повышает безопасность инновационных разработок, патентных прав и прав на средства индивидуализации [9].
Исходя из анализа юридической литературы и судебной практике, приходим к выводу, что появление в современной России арбитражных судов, специализирующихся на рассмотрении и разрешении экономических споров, обусловлено логикой исторического развития. Рассматриваемый судебный орган нельзя охарактеризовать как окончательно сформировавшийся и устоявшийся. Отличительной особенностью таких судов являются то, что именно они осуществляют правосудие при разрешении споров в процессе предпринимательской деятельности, то есть споры, вытекающие из экономических правоотношений. На сегодняшний день арбитражные суды играют немаловажную роль в системе правосудия и являются важным звеном судебной системы, в отличие от советского периода и более ранних периодов их становления и развития.