Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе

В данной статье рассматривается роль командно-дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов. Описана экспериментальная работа по изучению влияния командно-дистанционной работы среди будущих педагогов на формирование компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательной среде.

Аннотация статьи
цифровые технологии
навыки
взаимодействие
командно-дистанционная работа
навык адаптивности
Ключевые слова

В данной статье описан ход педагогического исследования по изучению проблемы совершенствования подготовки будущих педагогов посредством командно-дистанционных олимпиад, как работы будущих педагогов. Сама актуальность исследования создает противоречие между высоким потенциалом олимпиадного движения для профессионального становления будущих педагогов и недостаточной проработанностью данного вопроса в теории и практике образовательного процесса педагогического вуза. Участие будущих педагогов в олимпиадах формирует основу для последующего внедрения олимпиад будущими педагогами в свою профессиональную практику и самое главное, работу со студентами. На данный момент вузы активно используют в своей деятельности командно-дистанционные профессионально направленные олимпиады и конкурсы для студентов, которые являются основой работы [1, 2].

В числе таких соревнований, направленных на упрощение командно-дистанционной работы, мы рассмотрели командные олимпиады, и была выдвинута гипотеза о том, что сама эффективность данного процесса подготовки будущих педагогов повысится, если мы разработаем и систематически будем брать в работу в образовательном процессе технологию олимпиадного движения в педагогическом вузе для улучшения профессиональной подготовки, которая основана на массовом участии будущих педагогов.

Основными целями педагогического эксперимента были: апробация технологии организации подготовки будущих педагогов к командно-дистанционной олимпиаде, проверка гипотезы исследования, оценка разработанной технологии в условиях участия будущих педагогов контрольной и экспериментальной групп в олимпиаде, являющихся основой работы для будущих педагогов.

В данном случае организация педагогического эксперимента была выстроена, основываясь на задачи:

  1. выявить профессионально-направленные олимпиады;
  2. выявить компетенции в условиях участия будущих педагогов в командных дистанционных профессионально-направленных олимпиадах;
  3. разработать и описать технологию обучения и участия будущих педагогов в командных дистанционных профессионально-направленных олимпиадах;
  4. выявить уровень развития профессионально значимых компонентов профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических вузов, формируемых посредством олимпиадного движения.

Предметные олимпиады являются формой работы обучающихся в виде конкурсов по предметам, которые способствуют повышению интереса к изучению дисциплин, а также выявляют талантливых участников [3, с. 384].

Профессионально-направленные олимпиады понимаются как класс олимпиад, цель которых является выявление и обобщение знаний, навыков и умений в предметных областях, которые соответствуют специальностям участников, а также развитие профессионально значимых качеств будущих педагогов, организация условий для применения знаний из различных областей знаний наук к решению профессионально-педагогических задач, а также развивать понимание социальной значимости выбранной профессии.

Из вышеупомянутого определения выделим функции профессионально-направленных олимпиад в процессе профессионального становления будущих педагогов:

Во-первых, обобщение и систематизация знаний, формирование навыков и умений у будущих педагогов в предметных областях в соответствии со специальностями участников конкурса;

Во-вторых, формирование профессионально-педагогических качеств будущих педагогов; развитие навыков участников в конкурентной среде;

В-третьих, повышение психолого-педагогической культуры будущих педагогов;

В-четвертых, приобщение студентов к научному творчеству;

В-пятых, повышение готовности студентов к инновациям в сфере образования;

В-шестых, пропаганда среди молодежи общественной роли профессии педагога;

В-седьмых, реализация последовательности и интегративности в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, а также проектирование индивидуальной и командной профессиональной деятельности, стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

А.И. Попов отмечает особую роль олимпиадного движения в процессе профессиональной подготовки специалиста ввиду реализации трех основных функций обучения: ориентационной, теоретико-методологической и практической [4, с. 23]. Нельзя не согласиться с этой позицией, успешное выступление будущего педагога на олимпиаде определяется организационной подготовкой, сам процесс которой включает в себя несколько этапов. Выделим следующие этапы подготовки, как подготовительный, командная подготовка и финальный.

Сосредоточимся на самом ходе и результатах педагогического эксперимента. Экспериментальная работа по изучению влияния средств командно-дистанционной олимпиады на профессиональную готовность будущих педагогов была проведена со студентами первого курса физического факультета.

Во время проведения эксперимента сравнили профессиональную подготовку двух студенческих команд, участвующих в командно-дистанционной олимпиаде. Данные группы сформированы из студентов одного потока, обучающихся по одной специальности. Сам состав команд был однородным.

Экспериментальная группа, в отличие от контрольной, приняла участие в олимпиаде, используя разработанную технологию подготовки и участия студентов к олимпиаде. Также было важно установить, как само участие студенческих команд в командно-дистанционных олимпиадах повлияет на качество подготовки сокурсников – пассивных участников олимпиады, которые участвуют в поддержке участников, в обсуждении промежуточных результатов соревнований. Выявили для сравнения и сформировали компоненты профессиональной подготовки не только у участников конкурса, но и внутри потока студентов, в котором обучаются участники. Исследование динамики профессиональных качеств проходило с участниками перед интеллектуальными соревнованиями и после завершения олимпиад. Использовали также и содержательные методы педагогического исследования, такие как: анкетирование, интервьюирование, анкетирование с опросом, тестирование (тесты креативности Д. Гилфорда, Э.П. Торренса, С. Медника; психологический тест личностных качеств взрослых Кеттелла, тест самооценки творческого потенциала личности и другие).

Показатели исследования свидетельствуют о положительной динамике формирования компонентов профессиональной подготовки педагога. Исходные данные, которые измерены в начале эксперимента, были приняты за 100%. Результаты показали, что в экспериментальной группе прирост исследуемого показателя был на 2% больше.

Подведем итог, проведенный эксперимент, направленный на использование разработанной технологии подготовки студентов к участию в командно-дистанционных олимпиадах, показал, что данная технология позволяет улучшить подготовку будущих педагогов. Экспериментальная работа продолжается с командой студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Текст статьи
  1. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.
  2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2019.
  4. Попов, А.И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения // Открытое образование, 2020. - № 6.
Список литературы