В данной статье описан ход педагогического исследования по изучению проблемы совершенствования подготовки будущих педагогов посредством командно-дистанционных олимпиад, как работы будущих педагогов. Сама актуальность исследования создает противоречие между высоким потенциалом олимпиадного движения для профессионального становления будущих педагогов и недостаточной проработанностью данного вопроса в теории и практике образовательного процесса педагогического вуза. Участие будущих педагогов в олимпиадах формирует основу для последующего внедрения олимпиад будущими педагогами в свою профессиональную практику и самое главное, работу со студентами. На данный момент вузы активно используют в своей деятельности командно-дистанционные профессионально направленные олимпиады и конкурсы для студентов, которые являются основой работы [1, 2].
В числе таких соревнований, направленных на упрощение командно-дистанционной работы, мы рассмотрели командные олимпиады, и была выдвинута гипотеза о том, что сама эффективность данного процесса подготовки будущих педагогов повысится, если мы разработаем и систематически будем брать в работу в образовательном процессе технологию олимпиадного движения в педагогическом вузе для улучшения профессиональной подготовки, которая основана на массовом участии будущих педагогов.
Основными целями педагогического эксперимента были: апробация технологии организации подготовки будущих педагогов к командно-дистанционной олимпиаде, проверка гипотезы исследования, оценка разработанной технологии в условиях участия будущих педагогов контрольной и экспериментальной групп в олимпиаде, являющихся основой работы для будущих педагогов.
В данном случае организация педагогического эксперимента была выстроена, основываясь на задачи:
- выявить профессионально-направленные олимпиады;
- выявить компетенции в условиях участия будущих педагогов в командных дистанционных профессионально-направленных олимпиадах;
- разработать и описать технологию обучения и участия будущих педагогов в командных дистанционных профессионально-направленных олимпиадах;
- выявить уровень развития профессионально значимых компонентов профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических вузов, формируемых посредством олимпиадного движения.
Предметные олимпиады являются формой работы обучающихся в виде конкурсов по предметам, которые способствуют повышению интереса к изучению дисциплин, а также выявляют талантливых участников [3, с. 384].
Профессионально-направленные олимпиады понимаются как класс олимпиад, цель которых является выявление и обобщение знаний, навыков и умений в предметных областях, которые соответствуют специальностям участников, а также развитие профессионально значимых качеств будущих педагогов, организация условий для применения знаний из различных областей знаний наук к решению профессионально-педагогических задач, а также развивать понимание социальной значимости выбранной профессии.
Из вышеупомянутого определения выделим функции профессионально-направленных олимпиад в процессе профессионального становления будущих педагогов:
Во-первых, обобщение и систематизация знаний, формирование навыков и умений у будущих педагогов в предметных областях в соответствии со специальностями участников конкурса;
Во-вторых, формирование профессионально-педагогических качеств будущих педагогов; развитие навыков участников в конкурентной среде;
В-третьих, повышение психолого-педагогической культуры будущих педагогов;
В-четвертых, приобщение студентов к научному творчеству;
В-пятых, повышение готовности студентов к инновациям в сфере образования;
В-шестых, пропаганда среди молодежи общественной роли профессии педагога;
В-седьмых, реализация последовательности и интегративности в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, а также проектирование индивидуальной и командной профессиональной деятельности, стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
А.И. Попов отмечает особую роль олимпиадного движения в процессе профессиональной подготовки специалиста ввиду реализации трех основных функций обучения: ориентационной, теоретико-методологической и практической [4, с. 23]. Нельзя не согласиться с этой позицией, успешное выступление будущего педагога на олимпиаде определяется организационной подготовкой, сам процесс которой включает в себя несколько этапов. Выделим следующие этапы подготовки, как подготовительный, командная подготовка и финальный.
Сосредоточимся на самом ходе и результатах педагогического эксперимента. Экспериментальная работа по изучению влияния средств командно-дистанционной олимпиады на профессиональную готовность будущих педагогов была проведена со студентами первого курса физического факультета.
Во время проведения эксперимента сравнили профессиональную подготовку двух студенческих команд, участвующих в командно-дистанционной олимпиаде. Данные группы сформированы из студентов одного потока, обучающихся по одной специальности. Сам состав команд был однородным.
Экспериментальная группа, в отличие от контрольной, приняла участие в олимпиаде, используя разработанную технологию подготовки и участия студентов к олимпиаде. Также было важно установить, как само участие студенческих команд в командно-дистанционных олимпиадах повлияет на качество подготовки сокурсников – пассивных участников олимпиады, которые участвуют в поддержке участников, в обсуждении промежуточных результатов соревнований. Выявили для сравнения и сформировали компоненты профессиональной подготовки не только у участников конкурса, но и внутри потока студентов, в котором обучаются участники. Исследование динамики профессиональных качеств проходило с участниками перед интеллектуальными соревнованиями и после завершения олимпиад. Использовали также и содержательные методы педагогического исследования, такие как: анкетирование, интервьюирование, анкетирование с опросом, тестирование (тесты креативности Д. Гилфорда, Э.П. Торренса, С. Медника; психологический тест личностных качеств взрослых Кеттелла, тест самооценки творческого потенциала личности и другие).
Показатели исследования свидетельствуют о положительной динамике формирования компонентов профессиональной подготовки педагога. Исходные данные, которые измерены в начале эксперимента, были приняты за 100%. Результаты показали, что в экспериментальной группе прирост исследуемого показателя был на 2% больше.
Подведем итог, проведенный эксперимент, направленный на использование разработанной технологии подготовки студентов к участию в командно-дистанционных олимпиадах, показал, что данная технология позволяет улучшить подготовку будущих педагогов. Экспериментальная работа продолжается с командой студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.