Одной из важнейших проблем микробиологического разрушения металлических конструкций является биообрастание, т.е. процесс образования микроорганизмами биопленки на поверхности металла или других искусственных предметов. Этой проблеме посвящено множество исследований [1-11]. Присутствие биоорганизмов в среде не является единственным условием образования биопленки. Считается, что важнейшим условием для образования биопленки является наличие относительно твердой и увлажненной поверхности неорганического или органического состава [12]. В настоящее время считается, что в естественной среде более, чем 99 % всех бактерий существуют в виде биопленок [13]. Это указывает на существенное преимущество иммобилизованных на поверхностях бактериальных клеток перед планктонными. Скорее всего это связано с тем, что прикрепленные к поверхности бактерии находятся в более благоприятной среде с точки зрения защиты от внешних неблагоприятных условий [14]. Действительно, бактерии, находящиеся в биопленке, отличаются от растущих в планктоне как физиологически, так и по фенотипу [15]. Главные фенотипические изменения в них связаны со специфической транскрипцией генов, изменением скорости роста, дыхания, потребления кислорода, уровня электрон-транспортной активности, синтеза внеклеточных полимеров, активности потребления субстратов и резистентности к антибиотеческим факторам [16].
Исследование проводилось на плоских образцах стали марки Ст3. Элекроосаждение композиционного цинкового покрытия проводили из сернокислого электролита следующего состава (г·л-1): ZnSO4·7H2O – 200; Al2(SO4)3·18H2O – 20; Na2SO4 – 40. Перед началом электролиза электролит прорабатывали 2,5 часа для удаления примесей других металлов. В качестве биоцидов и ингибиторов наводороживания исследовались органические соединения (ОС) производные тиазолина: ОС 1 и ОС 2. ОС были исследованы в качестве добавок к ваннам с сульфатным электролитам цинкования. Ранее было доказано, что в процессе электроосаждения металла из электролита, содержащего органические молекулы биоцида, ОС встраиваются в металлическую матрицу электроосадка. Причем, содержание ОС может достигать 5 % от общей массы осадка. Производные тиазолина также были исследованны в качестве ингибиторов наводороживания стальной основы. Органические вещества вводили непосредственно в электролит цинкования в концентрациях 1; 2; 5 ммоль·л-1. Электроосаждение проводили при следующих значениях Dk (А·дм2): 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0.
Время электролиза рассчитывали по формуле:
δ – толщина покрытия, мкм;
d – плотность цинка, г·см3;
Dk – 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0 А·дм2;
с – электрохимический эквивалент цинка, г·(А·ч)-1;
η – выход по току цинка.
Все время электролиза проводили измерение потенциала катода.
Рис. 1. Зависимость потенциала катода от времени при электроосаждении цинка Дк = 0,5 А/дм2 в присутствии 5 мМоль/л OC
При всех плотностях тока наблюдается общая для исследованных ОС закономерность – увеличение концентрации добавки в электролите приводит к росту поляризации катода. Однако при увеличении Дк до 3 и 4 А/дм2 катодная поляризация становится меньше, чем при 0,5 А/дм2, что указывает на частичную десорбцию молекул органических соединений с поверхности катода, вследствие чего наводороживание металла основы увеличивается по сравнению с результатами, полученными при меньших Дк.
Электроосаждение цинка на стальные образцы сопровождается изменением механических свойств стальной основы, т.е. ее наводороживанием. Наводороживание определяли по степени пластичности проволочных образцов из пружинной проволоки У-10 на машине К-5. Относительную сохраненную пластичность проволочных образцов рассчитывали по формуле:
N – пластичность стальных проволочных образцов, %;
n0 – число оборотов при скручивании образцов с композиционным цинк/биоцид покрытием;
n – число оборотов при скручивании образцов с цинковым покрытием, не содержащим ОС.
Перед экспериментом проволочные образцы зачищали мелкозернистой наждачной бумагой, обрабатывали этиловым спиртом. Электроосаждение проводили в следующих режимах Dk (А·дм2): 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0.
Наряду с разрядом ионов осаждаемого металла происходит разряд ионов гидроксония (в кислом электролите) с образованием адатомов водорода, которые способны проникать в приповерхностные слои металла основы по его дефектам кристаллической решетки или микропустотам, где происходит его молизация и образование молекулярного водорода. Образовавшиеся молекулы водорода начинают давить на стенки микропустот, вызывая образование микротрещин, что значительно ухудшает свойства стали.
На рисунке 1 показана зависимость пластичность от плотности тока. Как видно из графиков пластичность проволочных образцов уменьшается с увеличением плотности тока, что свидетельствует о увеличении наводороживания металла-основы.
На рис. 2 представлена зависимость N – Dk, полученная при скручивании проволочных образцов из стали У9 на машине К-5 после цинкования при Dk 1, 2 и 3 А/дм2 из сульфатного электролита, содержащего ОС 1, исследовавшееся по их действию на наводороживание стальной основы и процесс биообрастания в водно-солевой среде. Как видно из рисунков, все графики имеют линейный характер в интервале исследованных плотностей катодного тока, причем с увеличением Dk от 1 до 3 А/дм2 пластичность стали при скручивании уменьшается в следствии увеличения наводороживания ее приповерхностных слоев. Это уменьшение в отсутствие добавок исследованных веществ в электролите цинкования приводит к сохранению образцами из стали У9 лишь 12 % исходной пластичности.
Рис. 2. Зависимость сохранения пластичности проволочных образцов от плотности тока в присутствии 5 мМоль/л производных тиазолина
Во всех случаях, т.е. для всех групп исследованных соединений, наблюдается большее или меньшее увеличение пластичности стали при скручивании проволочных образцов до 20% от величины, полученной в электролите цинкования, не содержащем ОС и уменьшение ее наводороживания.
Биоцидные свойства композиционнных покрытий исследовали по способности подавлять рост бактерий Escherichia Coli. Микроорганизмы E. Coli выращивали на питательной среде Эндо, предварительно стерилизованной в автоклаве при давлении 1 атм. и температуре 112 ºС. На дно предварительно стерилизованных в течение 0,5 ч при температуре 160 ºС чашек Петри помещали покрытые эмалью стальные пластины с композиционным цинковым покрытием и доливали питательной средой Эндо таким образом, чтобы среда полностью покрывала пластину. После застывания среды производили посев колоний E. Coli с помощью бактериальной петли. Через 24 часа визуально определяли, обладают ли исследуемые ОС биоцидными свойствами. Оценивали влияют ли введенные в покрытие ОС на рост колоний, подавляют его или стимулируют процесс роста. В результате исследования было установлено, что все исследованные органические соединения проявляют биоцидность по отношению к микроорганизмам Escherichia Coli. В контрольной пробе на пластинах с цинковым покрытием, осажденным из электролита не содержащего ОС, наблюдается бурный рост ярко-розовых колоний E. Coli. В чашах с пластинами, покрытыми композиционным Zn/ОС покрытием рост колоний минимальный или отсутствует.
В контрольной пробе на пластинах с цинковым покрытием, осажденным из электролита, не содержащего ОС, наблюдается полное разрушение покрытия и бурный рост микроорганизмов. На пластинах, покрытых композиционным Zn/ОС покрытием рост колоний минимальный или отсутствует.
Рис. 3. Фотографии образцов после натурного эксперимента: а – образцы, модифицированные производными тиазолина до экспозиции; б - образцы, модифицированные производными тиазолина, после 6 месяцев экспозиции в Балтийском море; в – образцы с покрытием, полученным из электролита без производных, после 6 месяцев экспозиции в Балтийском море
Покрытия, показавшие наилучшие обрастающие свойства в лабораторных исследованиях подвергались дальнейшему натурному испытанию в акватории Балтийского моря (Пионерский морской порт, г. Пионерский). Образцы опускались на глубину 2 м. Ежемесячно проводили наблюдение за состоянием покрытия. Разрушение покрытия, модифицированного производными тиазолина наблюдалось на 6 месяце исследований.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №18-53-53034 ГФЕН_а Фундаментальное исследование передовых зеленых противообрастающих и коррозионностойких в морской среде композиционных металлических покрытий и технологий.