Главная
Конференции
Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности
Познание дошкольниками окружающего мира методом проб и ошибок

Познание дошкольниками окружающего мира методом проб и ошибок

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экспериментальная деятельность
исследовательские умения и навыки
делать элементарные выводы
инициатива
игры
эксперименты
открытия
реализация своих стремлений к исследованию

Аннотация статьи

В данной статье говорится об оптимизации педагогического процесса, направленной на развитие творческой инициативы, познавательных интересов, потребности в поисковой деятельности детей.

Текст статьи

Все великие и малые открытия родом из детства. Только тот, кто научился бесстрашно исследовать неизвестное, смотреть широко открытыми глазами в лицо всему таинственному – способен создавать новое, открывать, объяснять необъяснимое.

Именно, в раннем детстве, в нежном возрасте закладывается фундамент личности исследователя и первооткрывателя. Природный инстинкт диктует проявлять малышам любопытство. Младенцы пытаются всё окружающее потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше они становятся, тем сильнее увеличивается тяга к познанию.

Наша задача – подтолкнуть ребенка к дальнейшим познаниями, чтобы он из любопытного стал любознательным.

Любопытство и любознательность – это совершенно разные направления. Любопытным ребенком двигают только внешние факторы, инстинкт, а любознательным ребенком – факторы стремления узнать как можно больше нового, изучить весь мир.

Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что даёт новые впечатления, может обогатить жизненный опыт.

В наше время, в современном мире обучение в дошкольном учреждении направлено на всестороннее развитие детей. Одним из приоритетных направлений является экспериментальная деятельность, которая как раз и даёт возможность развивать и вырабатывать в детях самостоятельность, исследовательские умения и навыки, задатки аналитического мышления, возможность отличать одно от другого, находить простейшие связи между событиями и явлениями, собирать и обрабатывать разную для детей информацию.

Экспериментальная деятельность учит детей работать совместно с другими и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, доказывать её правоту, разбирать и анализировать ошибки, неудачи, делать элементарные выводы.

Именно опытно-экспериментальная деятельность позволяет развивать наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира. Дети учатся изобретать, использовать нестандартные решения.

Поводом для экспериментирования может стать общение. Дети разговаривают, делятся впечатлениями, пытаются решать какие-то задачи. Важно вовремя заметить проблему, которую они затрагивают, и предложить им решить её опытным путём. Например, дети обсуждают снегопад, свойства снега – отсюда несколько экспериментов со снегом и льдом. Или возникла проблема – почему вчера песок слипался, а сегодня – нет. Ещё один повод для экспериментирования. Когда ребёнок заинтересован, когда инициатива переходит от него, он получает знания непринуждённо, способен усвоить большее количество информации, затрачиваю на усвоение гораздо меньше времени. Во время организации игр-экспериментов важно учитывать интерес детей, связывать тему эксперимента с окружающей действительностью или с каким-либо событием, происходящим в жизни группы.

Важно помнить, что экспериментирование развивает у ребёнка много качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Это и различные виды мышления, внимание, творческие способности. Ведь, например, для различных видов декоративно-прикладного творчества необходимо знать свойства материалов.

Подбирая тему элементарных экспериментов, также необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, так как дети среднего дошкольного возраста значительно отличаются от детей подготовительной к школе группы, которые уже обладают некоторыми навыками в экспериментальной деятельности.

Каждый навык экспериментирования приоткрывает ребёнку неизвестные стороны познаваемого объекта, у него возникают вопросы, версии, догадки. Все дети очень любят исследовать, ведь им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а детское экспериментирование вполне соответствует этим особенностям.

Большую радость приносят детям их маленькие открытия. Ведь они всё воспринимают эмоционально, удовлетворяя свою любознательность, чувствуют себя учёными-исследователями. Этот эмоционально-чувственный опыт способствует развитию познавательного интереса у ребёнка.

Наша задача развивать активность и любознательность детей, поддерживать желание задавать вопросы, получать ответы на них, поощрять интерес маленьких «почемучек». Не мало важно давать точные ответы на вопросы детей: если ответ ребёнка удовлетворит, он будет задавать вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Иначе, вопрос будет повторятся.

Для поддержания детского интереса в детском саду нами был реализован проект по созданию центра экспериментирования и банка экспериментирования. Он включает в себя всё необходимые для проведения опытов и экспериментов: как с подгруппами детей, так и для самостоятельного экспериментирования. Наш центр экспериментирования постоянно пополняется и развивается за счёт реализации новых идей детей и взаимодействия с семьями воспитанников.

Например, после эксперимента с магнитом детьми была собрана коллекция предметов, способных магнитится. После просмотра представления с мыльными пузырями пополнился материал для экспериментов с воздухом.

 Увидев радугу, в одну из летних гроз, дети заинтересовались этим явлением. Мы вместе с детьми обратились к энциклопедиям, видеоматериалам, а также позаботились в подборе необходимого материала для создания эффекта радуги и провели совместный опыт, чем удовлетворили любознательность детей, получили необыкновенный эмоциональный отклик воспитанников.

В другой раз, наблюдая за воробьями, которые строили гнездо, у детей возникло желание своими руками создать нечто подобное. Но прежде необходимо было выяснить, какой материал пригоден для строительства гнезда. Дети приносили различные материалы: вату, лоскутки, верёвочки, веточки, сухую траву, кусочки меха и обосновывали, доказывали правоту своего выбора. В результате сделали вывод, что строительство гнезда для человека непростое дело, хотя птицы прекрасно с ним справляются.

Таким образом, наш центр экспериментирования пополняется, а дети через включение в эту деятельность реализуют свои стремления к исследованию, познанию окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай попробовать – и я пойму!»

Список литературы

  1. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
  2. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
  3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

Поделиться

408

Королькова Е. А., Ансимова В. В., Кириченкова А. Н., Диденко И. А. Познание дошкольниками окружающего мира методом проб и ошибок // Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 38-40. URL: https://apni.ru/article/6062-poznanie-doshkolnikami-okruzhayushchego-mira

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа