Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Особенности развития пространственных представлений у детей с задержкой психичес...

Особенности развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и нарушением слуха

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

комплексные нарушения
ориентировка в пространстве
специальная психология
дефектология
коррекционное развитие
задержка психического развития
нарушение слуха

Аннотация статьи

В статье пространственные представления у детей с комплексными нарушениями рассматриваются в качестве одного из приоритетных факторов, влияющих на повседневное функционирование и обеспечение фундамента для успешной жизни человека.

Текст статьи

Ориентировка в пространстве является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека в силу того, что она помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и является одним из ключевых качеств человеческой психики.

Хорошо сформированная пространственная ориентировка у детей дошкольного возраста помогает детям научиться не только счету и письму, но и чтению. Вследствие того, что у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями формирование пространственных представлений замедлено и осложнено, проблема несформированности навыков пространственной ориентировки обуславливает низкую подготовку к школе.

А.В. Семенович [11] отмечает, что пространственные представления начинают развиваться в результате принятия ребенком разных положений тела, начиная с внутриутробного периода. Своеобразная система координат у ребенка складывается поэтапно в ходе принятия им различных двигательных поз: сидя, ползая, стоя.

Т.А.Мусейибова [8] характеризует следующие этапы формирования пространственных представлений в онтогенезе:

  1. Ориентировка на себе. На данном этапе дети учатся определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).
  2. Ориентировка от предмета.
  3. Овладение словесной системой обозначения направлений в пространстве.
  4. Применение освоенных ребенком навыков в двухмерном и трехмерном пространстве.

Таким образом, формирование пространственных представлений является сложным непрерывным процессом, начало которого происходит еще на внутриутробном этапе развития ребенка. За период детства развитие пространственных представлений происходит в несколько этапов.

Для целенаправленного исследования пространственных представлений в процессе развития индивидуальности ребенка следует определить, что понимается под данным термином. Исследователи (О.Д.Абрамович, О.Ю. Артапухина, О.П.Астафьева) определяют понятие «пространственных представлений» как «представления о величине, форме, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также об их перемещении и трансформации во времени движения» [1].

Рубинштейн С.Л. определяет представление как воспроизведенный образ предмета, который на основе сенсорного опыта воспроизводится в отсутствие предмета [10].

Сиротюк А.С. [12] определяет представления как образы, отраженные в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы.

Стародубова Е.Г. определяет пространственные представления как деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов [14].

Исходя их определений разных авторов, можно сделать вывод, что под пространственными представлениями понимаются образы, возникающие в результате восприятия предметов и отражающие их пространственные отношения: форму, величину, местоположение и перемещение относительно себя и окружающих предметов.

По мнению С.Д. Луцковской, процесс ориентировки в пространстве под влиянием различных факторов осуществляется дискретно. Таким образом, в сознании ребенка представления о пространственных характеристиках сохраняются частично и с разной степенью осознанности [7].

Феномен пространственных представлений у детей с комплексными нарушениями задержки психического развития и нарушениями слуха являлся предметом исследования таких ученых-психологов, как О.П. Гаврилушкина [3], З.М. Дунаева [5], В.Г. Петрова [9] и др. Исследователи утверждают, что пространственная ориентация основана на восприятии пространства и словесном выражении отношений в пространстве, таких как расстояние, положение, пространственные соотношения между предметами в пространстве.

К.С. Лебединской [6] была составлена классификация основных вариантов ЗПР с совокупности с комплексными нарушениями:

  1. Задержка психического развития и нарушение слуха конституционального происхождения, когда наблюдается гармонический психофизический и психический инфантилизм. В структуре дефекта на первом плане особенности эмоционально-личностной незрелости, снижена мотивация и концентрация в умственной работе, и значительно снижается уровень произвольной регуляции поведения и деятельности.
  2. Задержка психического развития и нарушение слуха соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детям данной группы свойственны признаки стойкой психической и физической астении, однако более важным признаком считается повышенная утомляемость, быстрое эмоциональное истощение и сниженная работоспособность.
  3. Задержка психического развития и нарушение слуха психогенного генеза. Из-за раннего органического поражения центральной нервной системы могут возникнуть стойкие изменения нервно-психической сферы ребенка. Это приводит к неврозоподобным и невротическим расстройствам и даже к патологическому развитию личности. На первом плане: отсутствие произвольной регуляции, снижение работоспособности, нарушение эмоционально-волевой сферы [6].

У большинства детей с задержкой психического развития и нарушениями слуха отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности в определении сторон пространства; наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами, что свидетельствует о недоразвитии вербального и квазипространственного уровня формирования пространственных представлений; их неустойчивость; отмечаются разрыв между словесным и наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов; прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико-пространственных нарушений [5].

По мнению ученого З. М. Дунаевой, дети с задержкой психического развития и нарушениями слуха почти до конца дошкольного времени не имеют понятия о предметных пространственных отношениях [5].

Пространственная ориентировка происходит длительно в силу практических действий, вследствие чего появляются сложности в процессе пространственного анализа. Дети не в состоянии производить анализ изменений в пространстве, они не умеют трансформировать пространство, а также сталкиваются с трудностями при переносе навыков ориентации в ситуацию испытуемого. Следует отметить, что чертами их пространственной ориентировки являются дифференцированность, нестабильность, хаотичность, отрывистость, отсутствие обобщения [4].

Так как формирования представлений о пространстве имеет отношение к конструктивному мышлению, их формирование обладает рядом характерных черт. В частности, при складывании сложных конструкций и геометрических фигур дети с комплексными нарушениями задержки психического развития и нарушениями слуха не могут проанализировать форму предметов, определить идентичность их частей, выявить симметрию, расположить фигуру на плоскости, объединить компоненты в единое целое [4].

При копировании рисунка дети с задержкой психического развития и нарушениями слуха стараются упростить рисунки, их части рисунка неуместны, количество элементов сокращается [2].

Дети с задержкой психического развития и нарушениями слуха младшего школьного возраста отличаются от правильно развивающихся детей по уровню решения зрительных и практических задач.

Они не могут предугадать и спланировать результаты своих действий. Их главное средство решения проблем – практические действия. Манипуляции частями предмета недостаточно детерминировано из-за неразвитости наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Дети с ЗПР дошкольного возраста с большим трудом осваивают мыслительные действия, в сравнении с обычными детьми: для них характерны трудности совмещения предметной и речевой деятельности [13].

Сложность создания пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями слуха приводит к нарушению игровой, изобразительной конструктивной функции, счетной деятельности. Это явление проявляется в таких сложностях, как:

  • визуально-пространственный анализ (количество объектов и их положение по отношению друг к другу);
  • целостное восприятие цифр, букв и предметов;
  • ориентирование на плоскости;
  • выполнение визуального, кинетического, слухового и кинестетического контроля;
  • ориентация в порядке написания и расположения частей предмета [4].

Таким образом, процесс формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и нарушениями слуха представляет собой долгий многоступенчатый процесс и имеет ряд особенностей. Нарушение пространственной ориентировки сказывается на уровне умственного развития и в школьные годы может проявляться в трудностях в овладении навыками чтения, счета и письма. Следовательно, осуществление своевременной и целенаправленной коррекционной работы по преодолению отставания в развитии перцептивных действий и пространственной ориентировки положительно сказывается на последующей успеваемости на более высоких ступенях образования.

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 2007. – 304с.
  2. Бедарева, А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 255-257. – URL: https://moluch.ru/archive/284/64066/ (дата обращения: 24.09.2022).
  3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 2007. – 391 с.
  4. Дунаева, З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 2015. – С. 229-231.
  5. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева. – М.: Советский спорт, 2016. – 191 с.
  6. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. – М., 2008. – 350 с.
  7. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский // Специальная психология. – М., 2013. – № 4. – 63 с.
  8. Мусейибова, Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентировок. Дошкольное воспитание / Т. А. Мусейибова. – М.: Сфера, 2009. – 132 с.
  9. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2008. – 348 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
  11. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М., 2009. – 57 с.
  12. Сиротюк А. С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте // Кафедра. – 2008. – № 4. – С. 4–8.
  13. Сурина, О. Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития / О. Е. Сурина // Дефектология. – 2017. – № 4. – С. 32-36.

Поделиться

1399

Иванова Е. С. Особенности развития пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и нарушением слуха // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/6065-osobennosti-razvitiya-prostranstvennikh-preds

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря