Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Организация визуальной поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аути...

Организация визуальной поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор(-ы):

Мочалова Наталья Александровна

Гребенкина Елена Александровна

25 апреля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники
дети с расстройством аутистического спектра
обучение
воспитание
принципы
технология
визуальная поддержка

Аннотация статьи

В статье рассматривается организация визуальной поддержки детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения, описываются виды визуальной поддержки и принципы её организации.

Текст статьи

В последнее время в дошкольных учреждениях воспитываются и получают образование дети с расстройством аутистического спектра, так как данная проблема распространена именно в дошкольном возрасте. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения один ребёнок на 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях педагоги используют технологию визуальной поддержки, которая требует специальной организации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра направленную на получение адекватного их способностям и возможностям полноценного воспитания и образования.

Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушением у ребёнка развития коммуникативных и социальных навыков, системным психическим развитием, проявляющимся в становлении аффективно-волевой сфере, в когнитивном, личностном развитии. В связи с данными нарушениями таким детям требуются особые, специальные образовательные условия:

  • в начале обучения необходимо использовать принцип индивидуализации, систематичности, постепенности введения в ситуацию обучения, регулярность посещения образовательного учреждения с наличием возможности у ребёнка умения справляться с тревогой, усталостью, перевозбуждением;
  • занятия для ребёнка в начале выбираются по принципу его успешного усвоения, интереса, постепенности в переходе к включению более сложных занятий;
  • у детей с расстройством аутистического спектра часто встречаются проблемы навыков в бытовом самообслуживании и жизнеобеспечения, поэтому у ребёнка может наблюдаться медлительность, беспомощность, избирательность в еде, трудности с переодеванием, посещением туалета, эти дети не имеют возможности попросить помощи, задать вопрос, пожаловаться;
  • пребывание ребёнка в детском саду требует создания чёткой и упорядоченной пространственно-временной структуры занятий, направленной на его самоорганизацию и усвоения даваемого обучающего материала;
  • в процессе обучения детям требуются специальные условия обучения сенсорного эмоционального комфорта, эмоционального контакта с ребёнком, использование у ребёнка имеющихся избирательных способностей [1, с.267].

Организация визуальной поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя:

  • организацию специальной пространственной среды в группе;
  • организацию режима дня;
  • организацию рабочего места;
  • обеспечение техническими средствами обучения;
  • наличие специальных дидактических материалов;
  • разработка индивидуального образовательного маршрута.

В процессе организации образовательной среды в работе с детьми с расстройством аутистического спектра необходимо соблюдать следующие принципы:

  • структурирования;
  • визуализации;
  • учитывать сенсорные особенности.

В процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра в рамках структурированного подхода влияние нарушений обработки слуховой информации и внимания сводят к минимуму. Необходимо использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти, специальных интересов.

В данном случае временные и пространственные связи не должны быть наглядными, а пространство – зонированным: учебная зона, зона отдыха, сенсорная, зона уединения. В каждой зоне должны быть специальные материалы и оборудование безопасными для детей, а также сама зона (блокировка окон и дверей и т.д.).

В современных условиях на этапе современного образования детей с расстройством аутистического спектра появляются всё новые методы и технологии обучения. Одним из них является система визуальной поддержки.

Данная технология представляет собой обучение и воспитание дошкольников с использованием картинок и других наглядных предметов. Это связано с тем, что детям с данным диагнозом трудно понимать и использовать речь, а педагог через эти средства сообщает им необходимую информацию.   

К видам визуальной поддержки детей с расстройством аутистического спектра относятся:

Доска «Сначала – потом»: позволяет дать информацию детям о том, какое произойдёт приятное событие после того, как ребёнок выполнить не такую приятную для него задачу. Доску используют в том случае, если ребёнка учат следовать указаниям и обучают новым навыкам.

Визуальное расписание: наглядный способ изображения видов деятельности ребёнка в течение дня нахождения в детском саду. Данное расписание полезно для ребёнка в качестве заданий, состоящих из нескольких последовательных шагов.

Визуальные правила и инструкции: наглядное отображение правил поведения в определённой ситуации и как ребёнку себя вести последовательно следуя инструкции [2, с.154].

Таким образом, организация визуальной поддержки в дошкольном образовательном учреждении позволяют детям с расстройством аутистического спектра облегчить взаимоотношение со сверстниками группы, успешно справляться с учебными ситуациями.

Воспитателю необходимо помнить, что у детей с расстройством аутистического спектра особенное восприятие, понимание лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов, что не позволяет обучение и воспитание проводить в стандартной форме на основе устной речи.

В организации воспитания и обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра необходимо обеспечить адекватное соотношение форм специального образования и адекватной среды, которые бы соответствовали их особым образовательным потребностям.

Рецензент – Рыморева К. С.

Список литературы

  1. Гайдушенко Н. Е. Организация работы ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Хмао-Югры по вопросам инклюзивного образования в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» // Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного гуманитарно-технологического университета Редакционный совет. 2016. 546 с.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. 352 с.

Поделиться

276

Мочалова Н. А., Гребенкина Е. А. Организация визуальной поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/6067-organizatsiya-vizualnoj-podderzhki-detej-dosh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня