В последнее время в дошкольных учреждениях воспитываются и получают образование дети с расстройством аутистического спектра, так как данная проблема распространена именно в дошкольном возрасте. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения один ребёнок на 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях педагоги используют технологию визуальной поддержки, которая требует специальной организации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра направленную на получение адекватного их способностям и возможностям полноценного воспитания и образования.
Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушением у ребёнка развития коммуникативных и социальных навыков, системным психическим развитием, проявляющимся в становлении аффективно-волевой сфере, в когнитивном, личностном развитии. В связи с данными нарушениями таким детям требуются особые, специальные образовательные условия:
- в начале обучения необходимо использовать принцип индивидуализации, систематичности, постепенности введения в ситуацию обучения, регулярность посещения образовательного учреждения с наличием возможности у ребёнка умения справляться с тревогой, усталостью, перевозбуждением;
- занятия для ребёнка в начале выбираются по принципу его успешного усвоения, интереса, постепенности в переходе к включению более сложных занятий;
- у детей с расстройством аутистического спектра часто встречаются проблемы навыков в бытовом самообслуживании и жизнеобеспечения, поэтому у ребёнка может наблюдаться медлительность, беспомощность, избирательность в еде, трудности с переодеванием, посещением туалета, эти дети не имеют возможности попросить помощи, задать вопрос, пожаловаться;
- пребывание ребёнка в детском саду требует создания чёткой и упорядоченной пространственно-временной структуры занятий, направленной на его самоорганизацию и усвоения даваемого обучающего материала;
- в процессе обучения детям требуются специальные условия обучения сенсорного эмоционального комфорта, эмоционального контакта с ребёнком, использование у ребёнка имеющихся избирательных способностей [1, с.267].
Организация визуальной поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
- организацию специальной пространственной среды в группе;
- организацию режима дня;
- организацию рабочего места;
- обеспечение техническими средствами обучения;
- наличие специальных дидактических материалов;
- разработка индивидуального образовательного маршрута.
В процессе организации образовательной среды в работе с детьми с расстройством аутистического спектра необходимо соблюдать следующие принципы:
- структурирования;
- визуализации;
- учитывать сенсорные особенности.
В процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра в рамках структурированного подхода влияние нарушений обработки слуховой информации и внимания сводят к минимуму. Необходимо использовать сильные стороны в области визуальной обработки информации, механической памяти, специальных интересов.
В данном случае временные и пространственные связи не должны быть наглядными, а пространство – зонированным: учебная зона, зона отдыха, сенсорная, зона уединения. В каждой зоне должны быть специальные материалы и оборудование безопасными для детей, а также сама зона (блокировка окон и дверей и т.д.).
В современных условиях на этапе современного образования детей с расстройством аутистического спектра появляются всё новые методы и технологии обучения. Одним из них является система визуальной поддержки.
Данная технология представляет собой обучение и воспитание дошкольников с использованием картинок и других наглядных предметов. Это связано с тем, что детям с данным диагнозом трудно понимать и использовать речь, а педагог через эти средства сообщает им необходимую информацию.
К видам визуальной поддержки детей с расстройством аутистического спектра относятся:
Доска «Сначала – потом»: позволяет дать информацию детям о том, какое произойдёт приятное событие после того, как ребёнок выполнить не такую приятную для него задачу. Доску используют в том случае, если ребёнка учат следовать указаниям и обучают новым навыкам.
Визуальное расписание: наглядный способ изображения видов деятельности ребёнка в течение дня нахождения в детском саду. Данное расписание полезно для ребёнка в качестве заданий, состоящих из нескольких последовательных шагов.
Визуальные правила и инструкции: наглядное отображение правил поведения в определённой ситуации и как ребёнку себя вести последовательно следуя инструкции [2, с.154].
Таким образом, организация визуальной поддержки в дошкольном образовательном учреждении позволяют детям с расстройством аутистического спектра облегчить взаимоотношение со сверстниками группы, успешно справляться с учебными ситуациями.
Воспитателю необходимо помнить, что у детей с расстройством аутистического спектра особенное восприятие, понимание лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов, что не позволяет обучение и воспитание проводить в стандартной форме на основе устной речи.
В организации воспитания и обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра необходимо обеспечить адекватное соотношение форм специального образования и адекватной среды, которые бы соответствовали их особым образовательным потребностям.