Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Методика ценообразования на предприятиях агропромышленного комплекса

Методика ценообразования на предприятиях агропромышленного комплекса

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

отпускная цена
оптовая цена
розничная цена
процентная надбавка
ценообразование
себестоимость

Аннотация статьи

Экономика любого предприятия начинается с определения цены на сырье, материалы, топливо и заканчивается ценой на произведенную для реализации продукцию. В рыночных условиях уровень цен на производимую продукцию служит основным индикатором состояния экономики. В статье излагается методика ценообразования применимая на агропромышленных предприятиях.

Текст статьи

В условиях развивающейся рыночной экономики ценообразование в агропромышленном комплексе является актуальным вопросом. Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства.

От состояния и темпов его развития во многом зависит рост экономики всей страны и повышение жизненного уровня ее населения.

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйствования предприятия занимают цены. В ценах и ценообразовании отражаются все стороны экономической деятельности предприятия, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем [3, с. 26].

В настоящее время важнейшая проблема в области ценообразования состоит в обеспечении паритета цен в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством или достижении эквивалентности этого обмена.

Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой отрасли.

Наиболее ощутимый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен, поскольку результат своего труда оно реализует один раз в год – после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы на протяжении всего года, когда цены повышаются, поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства.

Для решения проблемы, связанной с ценообразованием в агропромышленном комплексе, необходимо осуществлять сочетание постепенного внедрения форм рыночного ценообразования с взвешенным государственным регулированием рынка сельскохозяйственной продукции, а также:

  • повышать эффективность производства;
  • выявлять внутренние резервы снижения затрат на основе совершенствования нормативной базы;
  • поддерживать сбалансированность спроса и предложения сельскохозяйственных продуктов;
  • создавать необходимые гарантии товаропроизводителям;
  • защищать отечественных товаропроизводителей;
  • создавать равные условия конкуренции с зарубежными товаропроизводителями на внутреннем рынке.

Цена – экономическая категория, выражающая воплощенный в товаре общественно необходимый труд в стоимостном исчислении. Она служит также показателем качества и надежным измерителем спроса и предложения на конкретный товар.

В цене товара в денежной форме выражаются все затраты труда, овеществленные в использованных средствах производства, а также вновь затраченного труда, создающего чистую продукцию.

Сумма цен всех товаров выражает стоимость общественного продукта, а вновь произведенная стоимость образует национальный доход страны. Цена выполняет ряд функций:

1. Стимулирующая – используется для повышения прибыли, развития ресурсоснабжения, повышения эффективности производства, улучшение качества продукции, внедрения новых технологий и т. д. Цена в данном случае является средством стимулирования спроса.

2. Распределительная – предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды пищевых товаров, налога на добавленную стоимость и других форм ценообразованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона, города, района и т.д.

3. Учетно-контрольная, при которой цена, переводя материальные, вещественные параметры народного богатства в стоимостные, а следовательно, и финансовые, служит инструментом учета и контроля, сохранения, накопления, движения стоимостей на предприятиях, в учреждениях, других структурах народного хозяйства.

Планирование производства, распределения, потребления продукции в стоимостном выражении невозможно без использования цен на планируемые объекты. Немаловажную роль играют цены при разработке целевых комплексных государственных, региональных, фирменных программ. В этом заключается роль плановой функции цены.

Центральной функцией цены является регулирующая, которая может проявляться по-разному. В рыночной экономике цены представляют собой инструмент усовершенствования спроса и предложения [2, с. 120].

При наличии государственного воздействия на цены они могут выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей.

4. Информационная, которая показывает субъекту рынка наиболее выгодное направление его деятельности.

5. Социальная – вызывает деформацию семейного бюджета, повышает или понижает возможность тех или иных видов социальных благ.

В зависимости от различных экономических признаков цены могут быть классифицированы по масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара: отпускные, оптовые и розничные.

Отпускные цены предприятия – цены, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям обычно крупными партиями. Они включают в себя издержки производства и реализации, прибыль, косвенные налоги и сборы, суммы НДС и акцизов, включенных в цену. При этом для расчета отпускной цены можно использовать следующую формулу:

Цотп= С[1+(Нп+Сндс+Са+Скн/100)]

где Цотп – отпускная цена предприятия, тыс. руб.; С – себестоимость продукции, тыс. руб.; Ни – норма прибыли, %; Сиде – ставка налога на добавленную стоимость, %; Са – ставка акциза, %; Скн – ставка отчислений косвенных налогов, %.

Оптовые цены – это цены, по которым оптово-сбытовые организации реализуют товары различным организациям и потребителям. Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия изготовителя и оптовых надбавок оптовой организации, которые включают издержки обращения и прибыль этой организации, а также косвенные налоги, включаемые в оптовую цену. Размер оптовых надбавок ограничен, как правило, 20 % от отпускной цены, сформированной предприятием изготовителем. Для расчета оптовой цены используется следующая формула.

Цопт=Цотп *[1+(Он+ Сндс/100)]

где Цопт – оптовая цена, тыс. руб.; Он – оптовая надбавка сбытовой организации, %.

Розничные цены – это цены, по которым, как правило, розничные торговые организации реализуют товары населению или мелкооптовому потребителю.

Розничная цена состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которой ограничен, как правило, 30% от отпускной цены предприятия-изготовителя.

Расчет розничной цены рекомендуется производить следующим Црозн=Цопт* [1 +(Тн+Снд с+Снп/ 100)],

где Црозн – розничная цена, тыс. руб.; Тн – торговая надбавка розничной организации, %; Снп – ставка налога с продаж, %.

Таким образом, каждый из последующих видов цен включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, оптовая цена оптово-сбытовых организаций включает отпускную цену предприятия изготовителя, а розничная цена – оптовую цену. В свою очередь оптовая надбавка (как правило 20 %) сбытовой организации и розничная надбавка (как правило 30 %), применяемая в розничной торговле, контролируются банками второго уровня, которые являются главным звеном в кредитно-расчетном обслуживании хозяйствующих субъектов [4, с. 158].

Оптовая и торговая надбавки предназначены для покрытия издержек обращения торговых организаций, уплаты ими всех установленных налогов и получения прибыли.

Зная составляющие отпускной, оптовой, розничной цены, можно судить о ее структуре, возможностях ее повышения или снижения, эффективности разработанной ценовой стратегии предприятия, которая поможет сократить расходы и таким образом покрыть инфляционный ущерб.

Список литературы

  1. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. 3-е издание / Р.А. Алборов. – М.: Дело и сервис, 2017. – 464 c.
  2. Димитриади, Г. Г. О повышении эффективности работы коммерческого банка на основе системы трансфертного ценообразования / Г.Г. Димитриади. – М.: КомКнига, 2020. – 397 c.
  3. Невешкина, Е. В. Управление затратами и ценообразованием. Применение в условиях кризиса / Е.В. Невешкина, С.В. Савонина, О.В. Фадеева. – М.: Омега-Л, 2018. – 136 c.
  4. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК / Савицкая, Глафира. – М.: ИП Экоперспектива, 2018. – 494 c.
  5. Трухачев, В.И. Практикум по экономике предприятия АПК / В.И. Трухачев. – М.: Финансы и статистика, АГРУС, 2017. – 116 c.
  6. Цымбаленко, Т. Т. Статистика финансов в АПК / Т.Т. Цымбаленко, С.В. Цымбаленко, А.Н. Герасимов. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 160 c.
  7. Широбоков, В. Г. Практикум по аудиту в организациях АПК / В.Г. Широбоков, Т.И. Логвинова. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 384 c.

Поделиться

852

Чулков И. О. Методика ценообразования на предприятиях агропромышленного комплекса // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 19-21. URL: https://apni.ru/article/6068-metodika-tsenoobrazovaniya-na-predpriyatiyakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря