Основные положения. В первые годы независимости осуществлялись очень сложные процессы, связанные с духовной жизнью, социальным благополучием общества, возрождением национального сознания. Именно тогда, в начале 90-х годов ХХ века, лидеры государственной политики сделали поворотный момент в отношении казахстанских этносов, основанных на процессах политической миграции в советский период». Переосмысливая многое в нашей истории, чтобы сохранить наше главное богатство – дружбу народов", на 1-м Форуме народов Казахстана возникает мысль о необходимости переноса этого форума на устойчивую основу.
Введение. Культурное и религиозное согласие и национальное единство необходимы для достижения стратегических целей социально-политической модернизации Казахстана. Именно это единство является движущей силой развития государства. Наша страна уверенно продвигается вперед без отступлений из-за обострения межличностных и межэтнических конфликтов, которые вызывают политический и экономический коллапс любого государства. К сожалению, таких примеров на международной арене очень много. В формировании межэтнического и межконфессионального диалога создание условий для взаимодействия, взаимодействия институтов гражданского общества с государственными институтами, толерантное отношение друг к другу составляют основу достижений Казахстана, в том числе духовных основ единства и концентрации населения, особенно в трудные времена паники. При этом отличительной особенностью казахстанской модели является стремление всех этнических групп к созданию политики гармонизации множественности в целом.
Поступательные изменения в экономической, правовой, социальной сферах жизни общества приводят к появлению единой функциональной основы нации. Республика Казахстан добилась больших успехов в таких сложных сферах политических отношений, как этнокультурная политика и национальное строительство. Вопросы формирования гражданской нации и укрепления гражданской идентичности освещаются на государственных трибунах на стыке отраслевых наук академической среды.
Можно сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана основаны на гражданском и политическом единстве всех граждан, обеспечивают равенство прав и свобод всех, независимо от этнического происхождения или религии.
Казахстан стал первой страной среди стран – участниц СНГ, где был создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана. Этот институт внес большой вклад в становление и утверждение казахстанской модели политического этнического общества, направленной на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия.
Описание материалов и методов. В данной работе была предпринята попытка определить основные достижения этнокультурной политики на основе принципов исторической, целостной и объективной. При написании данной работы использовались общенаучные методы: системный, структурный и функциональный анализ и обобщение. При проведении исследования использовалась перепись населения. Использованы при изучении вопросов конфессиональной политики, проблем формирования информационного пространства республики и деятельности Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Рассмотрен нормативный анализ базовых документов, обеспечивающих основной формат конструктивного межконфессионального и межэтнического взаимодействия.
При описании основных аспектов государственного мониторинга этнокультурных процессов был использован институциональный подход и метод сравнения. Сочетание этих двух инструментов позволило охарактеризовать основные аспекты мониторинга этнокультурной политики на государственном уровне. В советской историографии категория "национальная политика" использовалась как многокомпонентная политика в отношении различных национальностей, народов и национальностей, проживающих на территории СССР. Распад СССР привел к кризису национальной принадлежности и возникновению явления многоуровневой гражданской идентичности, фраз, возникших в результате возникновения и формулировки проблемы самоопределения постсоветских государств, разграничения границ и неразрешимости взаимосвязи смыслового содержания и понятий: национальность и гражданство.
Известный российский исследователь и крупнейший ученый в области этнополитики В. А. Тишков указывает, что в государстве "национальная политика" должна называться политикой обеспечения национальных приоритетов и интересов страны, а политика сохранения и что управление этнокультурным разнообразием должно называться "этнической политикой" [2].
Зорин В. Ю. охарактеризовал проблему модернизации государственной концепции этнонациональной политики как этнокультурной или этнополитической политики и определил ее как создание системы государственной организации и управления в условиях многонациональности, учет и реализацию прав этнических общин и входящих в них граждан, связанных с сохранением культуры, традиций, языка в единой стране и в условиях различных расселений [3].
В данной статье предлагается попытка анализа характера и динамики основных достижений этнокультурной политики Республики Казахстан с момента обретения государственной независимости.
В целях усиления научно-экспертно-аналитического обеспечения государственной этнической политики функционирует Центр межэтнических и межконфессиональных исследований при Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Согласно недавнему опросу Центра, 97,5% казахстанцев считают, что Ассамблея народа Казахстана представляет интересы всего населения, 79,6% считают, что в Казахстане созданы все условия для развития традиций, языков, культур, 84% сообщили о стабильных социально-экономических возможностях всех этнических групп [9].
Результаты. Основной успех миграционных изменений сформировал новый демографический и этнокультурный облик Республики Казахстан и повлиял на численность и социальный состав населения страны. После обретения Республикой Казахстан государственной независимости в миграционном обмене условно наблюдаются три этапа:
1 этап: 1991-2003 гг., негативный период миграции.
Резкое сокращение населения республики привело к большим изменениям в социальном и этнодемографическом составе. В 1991-2003 годах численность населения страны сократилась более чем на 1500 тысяч человек. Завершение прений по вопросам двойного гражданства, двойного статуса языков повлияло на снижение волны эмиграции. С 1992 года в Республике Казахстан сформировалось новое направление миграционных процессов – репатриация казахов, оставшихся за границей по разным причинам. Процесс репатриации этнических казахов можно разделить на два этапа: с 1992 по 1997 год, до принятия закона О миграции 1997 года; с 1997 года, когда оралманы могли переселиться в Казахстан по квоте, где для них были созданы необходимые условия для проживания, работы и обучения [4]. Возвращение соотечественников является важной составляющей государственной этнокультурной политики. Оралманы заняли важное место в экономической, политической, культурной, образовательной сферах.
2 этап: 2004-2010 гг., миграция дала положительный результат.
В 2009 году начала свою работу программа" Нұрлы көш". Его целью было рациональное расселение этнических казахов и граждан Казахстана в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников [5]. К 2010 году меры по модернизации экономической и политической системы позволили поднять демографические показатели выше уровня 1992 года. На историческую родину вернулись 259 тысяч семей репатриантов. Большинство оралманов из Узбекистана – 14,3% из Китая – 9,3%, Монголии – 6,8%, Туркменистана – 4,6%, России – 3,5% (за 24 года в Казахстан прибыло около 1 млн оралманов. Новости-Казахстан. URL: http://newskaz.ru/society/20150528/8311070.html#ixzz4B3AuZbjF [23.07.2016]).
3 этап: с 2011 года по настоящее время – рост местного населения и новые меры регулирования внутренней миграции.
В 2014 году в стране стартовала государственная программа "Серпін-2050", которая направлена на снижение дефицита специалистов для предприятий, запущенных в рамках программы индустриально-инновационного развития. Для этого выделены образовательные гранты на обучение и осуществляется стимулирование талантливой молодежи из регионов с высокой плотностью населения в рамках программы, предусмотрен переезд граждан из густонаселенных южных регионов в убывающие население северные области. ("Серпін-2050" – программа светлого будущего. URL: http://abenov.com/murat-abenov-serpin2050-programma-svetlogo-buduwego [23.09.2016]). Ассамблея народа Казахстана стала своеобразным брендом Казахстана и может рассматриваться как актуальная форма представления за рубежом модели толерантности, мира и общественного согласия. Новые результаты обмена исследованиями и практическим опытом актуализации толерантности, полученные научно-экспертным советом ассамблеи, показывают, что в условиях глобализации имидж Ассамблеи является общенациональным домом – своеобразным стратегическим ресурсом, обеспечивающим стабильность, мир и согласие в Казахстане. Кроме того, казахстанская модель толерантности и общественного согласия открыта для творческого пересмотра подходов и принципов в контексте глобальных и локальных вызовов и угроз в современном мире.
Формирование полиязычного общества – с 1991 года начался процесс дерусификации и укоренения в постсоветских государствах. Но Республика Казахстан пошла по пути укрепления правовой базы и реализации политики полиязычия, способствующей пониманию гражданами необходимости освоения государства.
Первый Президент РК Н.А. Назарбаев впервые озвучил идею триединства языков в Казахстане в 2004 году, а затем неоднократно возвращался к ней.
В октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства еще раз подчеркнул важность знания не менее трех языков для будущего наших детей. А в 2007 году в Послании народу Казахстана Глава государства "Новый Казахстан в новом мире" предложил поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков" [9].
На начало 2015-2016 учебного года в Казахстане функционировало 127 высших учебных заведений с общей численностью студентов 459,3 тыс. человек. Удельный вес казахских школьников составил 85,1%, русских 7,7%, узбеков 2,2%, татар, украинцев, корейцев, уйгуров 0,5–1,0%, других национальностей – 2,62%. Количество студентов, обучающихся на государственном языке, составило 288 тыс. человек или 62,6%, на русском языке – 157 тыс. человек или 34,26%, на английском языке-13,9 тыс. человек или 3% - % (количество студентов по языкам обучения. URL: http://stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT108365 [15.05.2016]).
Ориентация на формирование полиязычного общества позволит гражданам Казахстана повысить конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках труда. Каждый из языков имеет свою специфику: казахский язык является ключом к отечественной культуре, истории и всему тюркскому миру, современные достижения в области науки и техники доступны на английском языке, русский язык имеет свое место как язык межнационального общения.
Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, основанную на гражданском и политическом единстве всех граждан, обеспечивающую равенство прав и свобод всех, независимо от этнического происхождения или религии. Опыт проводимой в Казахстане межэтнической политики был высоко оценен мировым сообществом и вызвал интерес у стран с многонациональным населением [10].
Обсуждение. С самого начала независимости мы видим, что республика последовательно реализовала политический курс, направленный на укрепление общественного согласия, межэтнической и межконфессиональной толерантности: принятие Конституции РК и создание Ассамблеи народа Казахстана (1995); конституционные изменения 2007 года; принятие Закона Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана" (2008 г.); определение базовых принципов (2008– 2009.); Обсуждение, общественная экспертиза и принятие Конституции Республики Казахстан доктрины национального единства Казахстана (2009-2010 гг.).). Показатель того, что все рассматриваемые работы вышли на качественно новый уровень с точки зрения концептуального содержания. Если раньше организация мероприятий дипломатического уровня не отражала сущность Ассамблеи народа Казахстана, то сегодня АНК прочно закрепилась в научном и политическом мире. Казахстанская модель этнокультурной политики, построенная на основе деятельности АНК, создает все условия для межэтнической консолидации в рамках единой гражданской идентичности.
Основная цель мониторинга этнокультурных процессов и отношений - предупреждение и разрешение конфликтов. Эта практика распространена во многих странах мира. Например, в РФ на базе Института этнологии и антропологии действует сетевая организация этнологического мониторинга и ранней профилактики конфликтов.
Решение проблем мониторинга этнокультурных отношений в Китайской Народной Республике направлено Пекинским Центральным университетом наций спецслужб по противодействию сепаратизму и взаимодействию в зонах возможного конфликта – Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе; академическим институтом по изучению национальностей и рядом экспертов [1].
Основы мониторинга этнокультурных процессов в Казахстане заложены с созданием Ассамблеи народа Казахстана. Выступая на первой сессии АНК 24 марта 1995 года, Первый Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркнул важность научного исследования и анализа динамики ситуации, т. е. в этнической, языковой, религиозной сферах: "перспективы формирования межэтнических отношений, в которых общество остро нуждается в четком описании процессов, знаний, происходящих не только в Казахстане, но и во всем мире " [7].
Комплексный анализ основных тенденций этноисторических изменений общества с учетом этнополитической и этнокультурной составляющей основных направлений внутренней и внешней политики страны. Основные столпы этнокультурной политики:
- поддержка связей с казахскими диаспорами;
- меры по возвращению соотечественников;
- формирование полиязычного общества;
- государственный мониторинг этнокультурных процессов;
- политическая деятельность института этнокультурной группировки (Ассамблеи народа Казахстана).
Сегодня не нужно доказывать, что существует единство народа. Казахская пословица гласит: "Там, где есть единство, есть жизнь". Именно это единство является движущей силой развития государства. Наша страна уверенно продвигается вперед без отступлений из-за обострения межличностных и межэтнических конфликтов, которые вызывают политический и экономический коллапс любого государства. К сожалению, примеров обострения межэтнических конфликтов на международной арене очень много. В формировании межэтнического и межконфессионального диалога обосновывается создание условий для взаимодействия институтов гражданского общества с государственными институтами, взаимодействия, толерантного отношения друг к другу, духовных основ достижений Казахстана, в том числе единства и концентрации населения. При этом отличительной особенностью казахстанской модели является стремление всех этнических групп к созданию политики гармонизации множественности в целом.
Вывод. Целью продуманной и взвешенной этнокультурной политики Республики Казахстан является гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений и формирование на ее основе гражданской нации. В статье предпринята попытка определить основные направления этнокультурной политики и описать историю их формирования. Поддержка экономических, культурных и политических связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, является важной составляющей государственной этнокультурной политики. Уровень этнокультурной политики, опирающийся на мощный человеческий потенциал казахской диаспоры, финансируя программы по возвращению соотечественников Казахстана и поддержке диаспор.
Развитие полиязычного общества – ключ к повышению конкурентоспособности граждан Казахстана на внутреннем и международном рынках труда. Знание трех языков позволит казахстанцам приблизиться к современным достижениям в области науки, образования, техники, культуры, искусства и дипломатии.
Этнокультурная политика, установленная Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, реализуется через деятельность Ассамблеи народа Казахстана. АНК является основным институтом этнокультурной группировки и межэтнического диалога. Казахстанская модель этнокультурной политики, построенная на основе деятельности АНК, создает все условия для межэтнической консолидации [8].
Основными принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому за более чем двадцать пять лет в Казахстане не было ни одного политического массового конфликта, мотивированного этническими или религиозными разногласиями.
Рациональный политический подход, прочная политическая воля и эффективные механизмы позволяют говорить об успешности этнокультурной политики в рамках каждого из основных трендов в вопросе формирования единой гражданской нации и политической идентичности.