Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Русская народная сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дете...

Русская народная сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Маслаева Анастасия Валентиновна

26 апреля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
нравственно-патриотическое воспитание
русская народная сказка
нравственные качества

Аннотация статьи

Статья раскрывает вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством русской народной сказки, ее роли в воспитании нравственных и моральных качеств ребенка.

Текст статьи

Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа
(К. Д. Ушинский)

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Нравственно-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
  • воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности и признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской психологии. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Первые переживания дети приобретают через небылицы, поверья. Пережитый опыт дает понять, что в жизни встречаются боль и разочарование, предательство и даже смерть. Это подготавливает дошкольника к жизненным трудностям, к легкому проживанию в стрессовых ситуациях.

Также у дошколят формируется образец для подражания мужчинам и женщинам. Девочки предпочитают сказки о прекрасных царевнах, мальчики любят слушать истории о царевичах и богатырях.

Кстати, сказки – богатый источник пословиц и поговорок. Многие отрывки становятся “крылатыми выражениями” и сопутствуют людям на протяжении всей жизни.

Русские народные сказания очень яркие, впрочем, как и сам народ. Одежда, посуда, избы, русская печь – все это всплывает в воображении как яркие атрибуты русского народа.

Русские сказки также воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.

Важно помнить о том, что выбор того или иного произведения должен опираться на возраст дошкольника. Малышам до трех лет интересно слушать про животных, они еще не понимают взаимоотношений людей. Дети от трех до пяти любят слушать короткие рассказы о приключениях. Дошколята постарше с удовольствием слушают длинные истории о прекрасных царевнах и благородных богатырях. Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:

  1. Сказки о животных («Теремок», «Вершки и корешки»);
  2. Волшебные сказки («Крошечка-Хаврошечка», «По щучьему веленью»);
  3. Бытовые сказки («Горе», «Солдат и царь в лесу»).

Сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного.

Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников.

Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок – развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной, а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Список литературы

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Волгоград, 2007.
  2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005, № 5, с.28.
  3. Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. Москва, 1979.
  4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки/ Н.А. Мазурова. Томск, 2013.

Поделиться

544

Маслаева А. В. Русская народная сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/6073-russkaya-narodnaya-skazka-kak-sredstvo-nravst

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня