Мало что в жизни влияет на то, как вы себя чувствуете, больше, чем ваше окружение, поэтому, когда люди хотят создать пространство и приходят к нам, архитекторам, для нас жизненно важно учитывать человеческую психологию на каждом этапе.
Без глубокого понимания человеческого поведения архитектурный дизайн может не достичь своего предполагаемого использования. Поэтому нам нужно спросить себя, как такие факторы, как естественное освещение, безопасность или даже технология, влияют на дизайн? Какую роль эмоции играют в дизайне? И как желание человека защитить нашу планету влияет на выбор дизайна?
Ключевое понятие, подтвержденное веками доказательств, заключается в том, что наше человеческое поведение адаптируется к окружающей среде и факторам в этот конкретный момент времени, более известное как архитектурная психология. Зная, что наши предки строили пирамиды, дворцы и жили в экстремальных погодных условиях без доступных сегодня технологий, становится очевидным, что антропогенная среда постоянно модифицируется в зависимости от потребностей человека (еда, климатический комфорт, жилье, пространство) и индивидуальных потребностей человека (факторы, которые влияют на роль, которую индивиды играют в обществе) для населения в то время. На реакцию человека на искусственную среду можно повлиять путем настройки и балансировки определенных факторов, чтобы повлиять на движение и взаимодействие в пространстве.
Когда мы смотрим вокруг, в нашем уме регистрируется множество вещей. Эти зарегистрированные интерпретации далее систематизируются и сохраняются в нашем уме в виде «Когнитивных карт».
Когнитивные карты – это пространственные сети, которые связывают наш опыт с нашим текущим восприятием, помогая нам распознавать и понимать мир вокруг нас и позволяя нам эффективно ориентироваться в нем.
Работа с естественным и искусственным светом
Два свойства света создают качество и настроение и могут полностью изменить то, как мы видим объект благодаря комфорту; это цветовая температура и индекс хроматической цветопередачи (CRI), которые применимы как к естественному, так и к искусственному свету. В течение дня свет имеет разную цветовую температуру, которая меняет цветовую насыщенность здания и может казаться более ярким или более тусклым в зависимости от времени суток. Это также зависит от того, где мы находимся. С архитектурной точки зрения естественный свет является неотъемлемой частью конструкции здания и может использоваться по-разному, включая зенитный свет и рассеянный свет.
Искусственный свет, который будет установлен в дополнение к проекту, должен быть тщательно подобран, чтобы соответствовать интенсивности, необходимой для создания правильной среды. С цветовой температурой от теплой до холодной мы можем изменить насыщенность цвета, чтобы создать воздействие на пространственную среду, которое может вызвать ощущение большей или меньшей близости или большей или меньшей приятности в пространстве. Это свойство света можно увидеть и в солнечном свете.
Игра с цветом
Реакции на цвет носят исключительно физический характер. Вместо очевидных оптических реакций это на самом деле реакция на энергию световых волн. Распространено мнение, что цвет – не более чем украшение и может просто следовать тенденциям, но это абсолютно неверно и контрпродуктивно. Свет является неотъемлемым элементом архитектурной среды, поскольку он влияет на то, как мозг обрабатывает и оценивает то, что он воспринимает, как на объективной, так и на субъективной основе. Например, красный оказывает возбуждающее или стимулирующее действие, но также может быть настороженным или агрессивным, в то время как зеленый более расслабляет глаза и вызывает прямо противоположную реакцию красного. Как архитекторы, мы должны даже учитывать цветовой эффект каждого элемента конструкции здания, от землистых цветов основных строительных материалов, таких как дерево, камень, кирпич и мрамор
Использование новейших технологий
От начала до конца технологии влияют на то, как мы проектируем, и на опыт процесса проектирования. JERDE работает над тем, чтобы интегрировать инструменты оптимизации во внешний интерфейс процесса проектирования, чтобы создать более производительную и экологически безопасную архитектуру. HVAC, распознавание лиц и BIM – все это технологии, которые повышают безопасность, скорость и эффективность в построенном пространстве. Поскольку технологии являются частью нашей повседневной жизни, новые инновации могут создавать комфорт для посетителей и клиентов при использовании в дизайне пространства. Побочным продуктом, к сожалению, является то, что эти элементы могут нанести вред окружающей среде и нашей планете.
В последние несколько лет общим ответом на однозначное влияние застроенной среды на изменение климата является внедрение технологических решений в качестве средства снижения энергопотребления либо за счет изоляции, либо за счет высокоэффективных систем отопления и охлаждения, что можно увидеть на примере некоторые из последних проектов JERDE.
Строительство зеленых насаждений
Нельзя игнорировать психологическое воздействие архитектурного дизайна. Вы увидите, что многочисленные проекты JERDE способствуют прочной связи с природой, с обильной растительностью и зелеными насаждениями. Эти пространства иногда могут выступать в качестве центрального фокуса для всех частей проекта, приветствуя посетителей и жителей, чтобы побродить и насладиться природой.
Отчуждение от природы может напрямую повлиять на наше здоровье и способность реагировать на важнейшие современные вызовы, такие как изменение климата, потому что эти ужасные экологические темы кажутся слишком далекими от нашего чувства близости. JERDE видел, как новые разработчики все чаще хотят, чтобы архитекторы проектировали места, основанные на их собственной уникальной среде. У нас есть интересные проекты, которые мы планируем открыть в ближайшие несколько лет и которые будут отражать наше стремление быть ближе к природе.
Величина сбалансированности ключевых факторов, обсуждавшихся выше, настолько значительна, что они не поддаются генеральному планированию, структуре или даже правительствам. Найти золотую середину невероятно сложно, и это может сделать процесс чрезвычайно философским и очень похожим на китайскую философию Инь/Ян. В качестве точек отсчета для проектов, которые успешно достигли этого баланса и отражают представление о том, как психология может служить руководством на протяжении всего процесса архитектурного проектирования, на ум приходят несколько замечательных примеров, в том числе парки Намба, холмы Роппонги, международный центр Powerlong Xiamen.
Создавая пространства, которые задействуют более одного чувства, люди вызывают более широкий спектр эмоций. Большинство людей связывают переживания с тем, как они заставили их чувствовать.
Тип материалов, количество света, открытое или закрытое пространство, наличие мест для сидения также по-разному влияют на поведение человека.
Подсознательно мы оцениваем наш опыт, основываясь на том, что мы видим, обоняем, слышим, пробуем на вкус или осязаем. Затем мы формулируем ответ на основе этих критериев, чтобы определить, понравился ли нам этот опыт.
Чтобы понять психологию человеческого поведения в архитектуре, нам сначала нужно понять отношения между людьми и окружающей средой, в которой мы живем. На наше душевное состояние влияет наше окружение. Дизайн и ощущение района как влияют, так и находятся под влиянием людей в этом районе.