Введение
В настоящее время базы данных имеют огромную популярность. Их используют для управления и анализа данных. Они помогают сохранять большое количество информации, а также систематизировать ее для быстрого доступа к ней. Базы данных облегчают такие задачи, как извлечение, добавление и обновление новых данных, а также удаление старых данных. Цель данной статьи – показать, как и где собирается информация для мониторинга, какие направления мониторинга бывают и к какому результату может привести создание структуры базы данных.
Понятие контента
Контентом сайта называется все содержимое сайта: статьи, изображения, видеозаписи, аудиозаписи и многое другое. Для заинтересованности пользователей сайт должен быть: полезный, правдивый, грамотный, с красивой подачей, разнообразный, актуальный, а таже соответствовал требованиям поисковых систем.
Контент бывает продающим, развлекательным и образовательным.
Продающий контент. Цель: продажа товаров или услуг [1].
Развлекательный контент. Цель: повышение настроения и реклама своего бренда.
Образовательный контент. Цель: укрепить статус эксперта, предоставить полезную информацию и привлечь целевую аудиторию. Целевая аудитория – это люди с выраженным или потенциальным интересом к продукту. В первом случае пользователи приобретали или собираются приобрести продукт, а во втором случае спрос еще не сформирован, но пользователю интересны смежные тематики, и он может являться уже потенциальным клиентом [2].
Для опубликования более качественного контента необходимо учитывать интересы пользователей, а для этого необходимо просматривать (мониторить) их активность.
Мониторинг пользователей
Система контроля действий пользователя – это программный или программно-аппаратный комплекс, который позволяет отслеживать действия пользователя. Данная система осуществляет мониторинг (просмотр, отслеживание) рабочих операций пользователя.
В настоящее время мониторят почти все: веб-сайты, социальные сети, IM, электронную почту и другое. Для того, чтобы собрать информацию, многие используют различные метрики, которые показывают охват пользователей, их активность, географическое положение, возраст и многое другое.
Благодаря мониторингу пользователей компания может узнать лучше своих клиентов, узнать их интересы, а также привлечь новых клиентов, делать правильную рекламу для каждого из них и определять какого типа информацию необходимо размещать, какие разделы можно добавить в структуру сайта и как правильно выстраивать диалог с потенциальным клиентом. Основные вопросы, на которые должны быть получены ответы:
- What? – В чем заинтересован покупатель?
- Who? – Кем является пользователь?
- Why? – Какая мотивация при использовании данной информации?
- When? – Когда и при каких условиях повышается спрос?
- Where? – Где можно найти аудиторию и привлечь ее? [2]
Для сбора информации, большинство компаний используют методы: анкетирование, онлайн-сервисы для проведения опросов, сервисы аналитики поисковых систем (Например, Яндекс.Метрика), социальные сети и т.п. [2]
Виды мониторинга:
- Информационный. Цель: сбор данных при условии, что анализ носит констатирующий характер.
- Диагностический. Цель: определить, как справляются с различными задачами большинство пользователей/сотрудников.
- Сравнительный. Цель: сопоставить количественные оценки по совокупности показателей.
- Прогностический. Цель: выявить и предсказать позитивные и негативные тенденции в развитии систем.
Структура базы данных для мониторинга пользователей
Главная задача для создания средств мониторинга пользователей – это создание структуры базы данных, а также сбор информации о пользователях и составления отчетов о собранной информации. Для решения поставленной задачи использовался MySQL и материалы образовательного контента: электронной библиотеки цифрового сотрудничества (ЭБЦС) [3].
Структуру базы данных можно увидеть на рис. 1. В каждую таблицу информация передавалась автоматически с сайта электронной библиотеки.
Рис. 1. Структура базы данных для образовательного контента
По созданной структуре была создана база данных.
Чтобы получить интересующую информацию, были созданы математические модели. Например: для определения самого популярного действия на сайте, использовалась модель: P1=max(T2 (T1 (ⅇ))), где e – интересующая характеристика, T1 (х) – количество данных с интересующей характеристикой х, Т2 (у) – список с необходимыми данными у, max – поиск данных, которые чаще используются в списке.
Формирование отчетов по мониторингу
Создав базу данных и заполнив ее, можно ввести запрос и получить необходимую информацию. Сначала определен тип занятости, встречающийся чаще среди людей (рис. 2). Он может помочь определить, что добавить на сайт.
Рис. 2. Наиболее частый тип занятости у пользователей
Мы видим, что большинство пользователей проходят обучение, следовательно, могут быть востребованы учебные файлы.
Далее было определено, что чаще делают пользователи на сайте и какие материалы больше интересуют их (рис. 3). В БД есть пять типов действий, которые описаны в таблице.
Таблица
Типы действий пользователей
Типы действий |
Значения |
1 |
Посмотреть описание книги |
2 |
Прочитать книгу |
3 |
Скачать книгу |
4 |
Посмотреть медиафайл |
5 |
Скачать медиафайл |
Рис. 3. Популярные действия пользователей
На рис. 3 видим: чаще всего смотрят медиафайлы (41 просмотр), при этом популярнее видео файлы (33 просмотр из 41), среди видео популярны фильмы (16 из 33 просмотров), но в целом уделяли внимание смешанному жанру.
Можно проверить активность определенного пользователя (рис. 4).
Рис. 4. Активность случайного пользователя
По рис. 4 видим: Мурада интересуют смешанный, веселый и комедийный жанр, но больше интересны медиафайлы со смешанным жанром. Следовательно, ему можно делать рекомендации с медиафайлами смешанного жанра.
Чтобы решить где лучше размещать рекламу, можно посмотреть откуда чаще заходят на сайт (рис. 5.).
Рис. 5. Места, откуда заходят на сайт
На рис.5. видим, что на сайт чаще переходят из социальных сетей.
Мозжо узнать, сколько человек заходит в 1-ой и 2-ой половине дня (рис. 6). В менее популярный промежуток можно проводить технические работы.
Рис. 6. Количество людей, зашедших на сайт за 1 месяц
Благодаря этим данным и аналогичным данным, которые можно получить с помощью созданной базы данных, можно правильно поддерживать сайт, дополняя его нужным материалом, а также повышать его популярность.
Заключение
В данной статье были рассмотрены основные понятия контента, целевой аудитории, базы данных, мониторинга пользователей, а также для электронной библиотеки была создана структура базы данных, сама БД и сделаны небольшие отчеты об активности пользователей. Данные отчеты помогают вести свой сайт и дополнять его различным полезным материалом, тем самым привлекая большую аудиторию.