Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Самостоятельное развитие первоначального навыка военнослужащих (сотрудников) сил...

Самостоятельное развитие первоначального навыка военнослужащих (сотрудников) сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации в изготовке для стрельбы из различных положений без контроля со стороны инструктора по тактико-огневой подготовке

Автор(-ы):

Голиков Макар Яковлевич

27 апреля 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

инструктор
навык
тактико-огневая подготовка
задачи
совершенствование
контроль

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению личной подготовки военнослужащих сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации в тактико-огневой подготовке без контроля со стороны инструктора, в которой будут рассмотрены вопросы назначения тактико-огневой подготовки, ее цели, задачи, изготовки для стрельбы из различных положений и разных расстояний, личной подготовки и формирования и совершенствования навыков.

 

Текст статьи

В современных условиях ведения боя важную роль играет навык в изготовке для стрельбы, так как действия происходят в условиях прямого контакта вблизи зданий внутри города.

Тактико-огневая подготовка (ТОП) – комплекс мероприятий, который объединяет предметы тактика служебно-боевого применения, тактико-специальной подготовки и огневой подготовка, направленный на совершенствование тактической и огневой выучки личного состава в условиях обстановки, приближенной к реальным боевым действиям (при огневом контакте).

Цель тактико-огневой подготовки – психологически, тактически и технически подготовить военнослужащих (сотрудников) к слаженным действиям в составе подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка (нарядов) при выполнении задач по предназначению и в особых условия (в условиях ограниченной видимости, городской застройки, на транспорте, горно-лесистой местности).

Задачи тактико-огневой подготовки:

  1. Реализовать учебно-тренировочный процесс по ТОП в форме практических занятий.
  2. Совершенствовать тактическую и огневую выучку военнослужащих (сотрудников), подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка (нарядов) при выполнении задач в различных условиях обстановки приближенных к реальным боевым действиям (при огневом контакте).

В условиях современного боя исход решает личная подготовка военнослужащего, его навыки работы с оружием в различных условиях.

В связи с тем, что не всегда удается найти инструктора для проведения занятия по ТОП, целесообразно осуществлять самостоятельную подготовку своих навыков в изготовке с оружием.

На базе Новосибирского военного института для личной подготовки военнослужащего используется «Станок для самостоятельного развития первоначального навыка военнослужащего (сотрудника) при обходе углов в период огневого контакта» представляющий собой каркас из стального уголка, разделяющийся опорно-поворотным механизмом на две «глухие» части, к опорно-поворотному механизму крепится ограничитель расстояния не менее 100 см, в виде полукруга. Использование данного станка способствует включению мышечной памяти при самостоятельном развитии навыка при обходе углов в период огневого контакта путем выдерживания необходимого расстояние до укрытия.

Одним из самых простых и усваиваемых способов считается работа военнослужащего в изготовке боя с проверкой своего положения зеркалом, то есть непосредственно тренировка навыков напротив зеркала. Этот способ позволяет военнослужащему во время работы наблюдать за своими ошибками, а также вносить изменения в свою стойку, положение рук, удержание оружия. Данный способ позволит быстро и без помощи инструктора по тактико-огневой подготовки улучшить свой навык изготовки с оружием.

Упражнение «Периферическое зрение»

Суть упражнения «Периферическое зрение» заключается в том, чтобы научиться работать периферическим зрением и не включать в процессе стрельбы прямое зрение. Для самостоятельного выполнения упражнения потребуются свободное пространство примерно 3х5 метров и три любых предмета достаточно яркой раскраски.

Представим, что мы работаем в коридоре или комнате. На двух противоположных стенах коридора, примерно на высоте головы, закрепляем два предмета (или листа бумаги). Третий предмет закрепляем на той же высоте на торцевой стене. Рубеж начала упражнения назначаем в трех шагах от линии, соединяющей два первых предмета.

Стоя на исходном рубеже, расфокусированным взглядом смотрим на предмет на торцевой стене. Смотрим как бы сквозь него вдаль.

Рис.

При этом внимание сосредотачиваем на боковых предметах, видимых периферическим зрением. Удерживая взгляд расфокусированным, а глаза неподвижными, начинаем медленно двигаться вперед, к предмету на торцевой стене. Следим за видимостью боковых предметов. Как только доходим до места, на котором боковые предметы пропадают из виду, останавливаемся. Это граница нашего периферического зрения. Ее надо знать и стараться всемерно расширять.

Особенностью периферического зрения является то, что оно значительно лучше различает движение, чем неподвижные объекты. Поэтому, выйдя в точку зоны невидимости, сделайте шаг назад, а затем снова шаг вперед, чтобы боковые предметы «задвигались» в вашем поле зрения. Походите 4–5 раз назад-вперед, чтобы глаза привыкли к неподвижному положению, а внимание сосредотачивалось не на предмете перед глазами, а на границах периферического зрения. Попробуйте, сохраняя положение глаз, медленно подвигать голову влево-вправо и осмотреть окружающую обстановку именно периферическим зрением.

Удобнее работать с этим упражнением при помощи партнеров. При этом два партнера располагаются сзади по бокам, а один – в 4-5-и шагах перед «работающим». Передний партнер контролирует движения глаз «работающего», а два других начинают медленно идти вперед, в поле зрения «работающего». В остальном все выполняется так, как и было описано ранее, за исключением движений «работающего» назад-вперед. Теперь эти движения на границе поля зрения выполняют партнеры.

Для совершенствования и формирования навыков по тактико-огневой подготовке без контроля со стороны инструктора имеет место использовать следующие приемы:

1. Вскидка оружия из различных позиций готовности (обучаемый относительно цели располагается фронтом, правым боком, левым боком, спиной):

  • нижняя готовность;
  • позиция «патруль» (оружие удерживается двумя руками, только левой рукой, только правой рукой, руки свободны);
  • автомат располагается на предплечье;
  • автомат за спиной или в другом, часто используемом положении (вдоль левого или правого бедра).

2. Положение для стрельбы для среднего и нижнего уровней:

  • без опоры на колено (правое, левое, на двух);
  • с опорой на колено (правое, левое);
  • на корточках;
  • лежа на животе, на левом боку, на правом боку, на спине (прямо, в сторону), быстрый переход из одного положения в другое (нижняя акробатика).

3. Смена магазина (тренировать в разных уровнях):

  • «вынужденная» смена магазина;
  • тактическая смена магазина.

4. Устранение задержек (тренировать в разных уровнях):

  • немедленные действия (осечки);
  • исправительные действия (двойное досылание);
  • устранение неисправностей.

5. Тактический алгоритм поражения цели и выход из огневого контакта:

  • нанесение огневого поражения;
  • контроль цели;
  • контроль оружия;
  • осмотр пространства вокруг себя.

6. Различные способы досылания патрона в патронник, вывод оружия на линию прицеливания:

  • досылание патрона в патронник сверху;
  • досылание патрона в патронник снизу.

7. Заряжание оружия по полному циклу:

  • присоединить магазин;
  • дослать патрон в патронник;
  • проверить наличие патрона в патроннике (визуально или тактильно);
  • «подбить» затвор;
  • поставить на предохранитель.

8. Разряжение оружия по полному циклу:

  • отсоединить магазин;
  • снять с предохранителя и извлечь патрон из патронника;
  • проверить отсутствия патрона в патроннике (визуально или тактильно);
  • произвести прицельный контрольный спуск;
  • поставить на предохранитель.

От подразделений сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации требуется высокие показатели в боевой подготовке, в том числе и индивидуальной подготовке военнослужащего (сотрудника), поэтому первоначальные навыки изготовки с оружием в различных условиях обстановки должны быть на высшем уровне, формирование навыков должно происходить не только на занятиях с инструкторами, но и в ходе самостоятельной подготовки.

Список литературы

  1. Наставление по стрелковому делу. – Москва : Воениздат, 1987.
  2. Вайнштейн, Л. И. Основы стрелкового мастерства. / Л. И. Вайнштейн. – Изд-во ДОСААФ, 1960.
  3. Умаров, М. А. Особенности психологической подготовки стрелка / М. А. Умаров. – Москва : ФиС, 1960.
  4. Кондрух, А. И. Практическая стрельба : методическое пособие / А. И. Кондрух. – 2005.

Поделиться

474

Голиков М. Я. Самостоятельное развитие первоначального навыка военнослужащих (сотрудников) сил специального назначения войск национальной гвардии Российской Федерации в изготовке для стрельбы из различных положений без контроля со стороны инструктора по тактико-огневой подготовке // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.I.С. 28-31. URL: https://apni.ru/article/6083-samostoyatelnoe-razvitie-pervonachalnogo-navi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля