Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

агрессивное поведение
дети младшего школьного возраста
диагностика
уровень агрессивности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются факторы, способствующие росту агрессивности младших школьников. Дано понятие агрессивного поведения. Приведены результаты диагностики агрессивного поведения младших школьников, выявлены уровни агрессивности.

Текст статьи

Актуальность темы связана с необходимостью исследования повышенной агрессивности детей младшего школьного возраста. В настоящее время повышенная агрессивность детей - одна из самых острых проблем педагогов и психологов. Данная тема является актуальной, так как количество младших школьников с агрессией неуклонно растет. Этому способствует целый ряд факторов:

  • индивидуальный, который определяется психобиологическими предпосылками асоциальных действий, которые мешают ребёнку адаптироваться в обществе;
  • педагогический, изучающий проблемы семейного воспитания и образования в школе;
  • социально-психологический, характеризующий особенности взаимодействия ребенка с близкими и сверстниками в семье, на улице.;
  • личностный, характеризующий активное избирательное поведение ребёнка к среде общения и ценностям своего окружения; а также способности к саморегуляции поведения и личным ценностным ориентациям;
  • социальный, который зависит от социально-экономических условий [2].

Понятие «агрессия» очень широкое и многогранное. Большое количество подходов к определению этого психологического феномена не дает исчерпывающего определения. Агрессию (с лат. «нападение, приступ») большинство людей связывают с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. Большинство ученых определяют детскую агрессию как деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит нормам, как повторяющееся поведение физического насилия (плевание, толкание, удары ногами, кулаками, угрозы), словесного (повторяющиеся оскорбления, угрозы) или невербального (угрожающие жесты, ломка предметов), адресованное родителям, учителям, сверстникам или другим окружающим людям [1].

Так Л. Бэндер определяет агрессивность как тенденцию к близости или удалению от объекта, и Х.Дельгадо указывает на то, что агрессия является поведенческой реакцией человека, направленной на причинение ущерба или вреда личности, либо обществу в целом. По словам Уилсона, агрессивность – это угроза или физический акт со стороны одного из особей, которые влияют на их генетическое приспособление или свободу [3].

Диагностическое исследование, направленное на выявление уровня агрессивности младших школьников, проводилось нами в 2022-2023 г. на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г.Уфа. В исследовании приняли участие 13 детей в возрасте 7-9 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методики: тест «руки» Э. Вагнера, методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика получения обратной связи "Ежик".

Первой проведенной методикой была тест «руки» Э.Вагнера, предназначенная для диагностики агрессивности.

По данной методике у 53% (7 детей) низкий уровень агрессивности. У 23% (3 детей) средний уровень агрессивности. И у 23% (3 детей) высокий уровень агрессивности. Дети с высоким уровнем могут испытывать желание причинить вред окружающим, а также использовать физическую силу против другого человека.

Далее проведена методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии. Больше всего у испытуемых выражена вербальная агрессия, которая выражается в словесной форме.

Уровень агрессивности, сделанный по результатам методики «Агрессивное поведение» выглядит так: высокий уровень агрессии был выявлен у 23% (3 человека), средний уровень агрессии у 61% (8 человек) и низкий уровень агрессии у 15% (2 человека).

Далее мы провели методику получения обратной связи "Ежик". Эта методика предназначена для изучения агрессии у младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

По данной методике высокий уровень агрессивности выявлен у 7% (1 ребенок). Средний уровень обнаружен у 46% (6 детей), низкий уровень у 53 % (7 детей).

В ходе наблюдения во время проведения методик нами было выделено следующее:

Дети с высоким уровнем агрессивности во время проведения методик вели себя нервно и возбужденно. Могли периодически подниматься со стула, шумно дышать, катать глазами, постукивать руками по столу и демонстративно громко вздыхать. Отказывались выполнять задания, утверждая, что это «глупое и бесполезное занятие», и что ему «ничего не даст». Кроме того, проявлялось агрессивное поведение в сторону окружающих, может выражать свое недовольство и раздражение криком, угрозами и даже физической агрессией.

Дети со средним уровнем агрессивности вели себя уверенно и спокойно. Они точно выполняли инструкции и показывал интерес, задавая вопросы и рассказывая о своих ощущениях. При этом они не проявляли никакой агрессии, не было никаких проявлений нервозности и беспокойства. В целом, успешно прошли диагностику и продемонстрировали хорошие результаты.

Дети с низким уровнем были спокойны, без проявления агрессии.

Далее мы сравнили данные всех трёх методик и результаты представили ниже (рисунок).

Рис. Уровень агрессивности младших школьников

Высокий уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста проявляется в доминировании над другими детьми, насилии, жестокости и враждебности. Такие дети часто спорят и борются, используя физическую силу, и часто не умеют контролировать свои эмоции.

Средний уровень агрессивности у детей может проявляться в конкурентности, выражении претензий и уверенности в себе. Такие дети могут находиться в состоянии тревоги и стресса, что может способствовать развитию агрессивного поведения.

Низкий уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста характеризуется отсутствием проявления насилия, вражды и жестокости. Такие дети заботятся о других детях, дружелюбны, социально адаптированы и способны легко находить общий язык с окружающим.

Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивное поведение младших школьников в настоящее время есть и эта проблема требует внимания и решения.

Для предотвращения агрессивного поведения у младших школьников необходимо разработать профилактические занятия, которые будут включать в себя тренировку навыков управления эмоциями, разрешения конфликтов и установления границ. Данные занятия будут помогать детям лучше понимать свои эмоции и научат их эффективно управлять своим поведением в различных ситуациях.

Разработка профилактических занятий для младших школьников по управлению своими эмоциями и разрешению конфликтов поможет предотвратить агрессивное поведение и создаст благоприятную атмосферу в школьной среде.

Список литературы

  1. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция [Текст]. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
  2. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. – СПб.: Речь, 2012. 336с.
  3. Шалагинова, К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками / К.С. Шалагинова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №5. – С. 143-150.

Поделиться

2247

Зарипова Э. М. Исследование агрессивного поведения детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 34-36. URL: https://apni.ru/article/6084-issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detej-ml

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января