Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Подготовка студентов специализации единоборств средствами физической культуры и ...

Подготовка студентов специализации единоборств средствами физической культуры и спорта

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
педагогический процесс
воспитание
студенты
единоборства

Аннотация статьи

Единство и целостность педагогического процесса, направлены на всестороннее гармоническое развитие личности, ее духовного потенциала и реализации творческих способностей студентов в единоборствах. Система учебно-воспитательной работы включает организованную совокупность целей, содержания условий, форм, средств, методов, которая направлена на решение задач тренировочного процесса.

Текст статьи

ВВЕДЕНИЕ

Структура физической подготовки студентов вуза предполагает включение широкого спектра средств, форм и методов обучения по решению двигательных задач в зависимости от профиля вида спорта. Во всей системе воспитания и обучения студентов, занимающихся боевыми искусствами, основное место занимает физическая подготовка, второстепенную роль занимает тактико-техническая, психологическая (духовно-волевая), теоретическая подготовка.

Физическая подготовка студентов-спортсменов решает различные задачи – формирует и развивает основные физические качества (скорость, силу, координацию движений, гибкость, выносливость), а также формирует ритмо-скоростную структуру двигательных действий спортсмена, способствует закреплению рациональной спортивной техники. Многие авторы отмечают, что физические качества настолько тесно связаны между собой, что развить одно из них до высокого уровня невозможно без оптимального развития других (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Ю.В. Верхошанский и др.) [6].

Изучая литературу по теме исследования, заметим, что специалисты в области физической культуры и спорта считаю, что в единоборствах существуют общая характеристика и направленность системы подготовки спортсменов.

В связи с этим особенно актуальна необходимость научного обоснования формирования структуры и содержания физической подготовки студентов, занимающихся единоборствами, а также изучение методики развития ведущих физических качеств с использованием средств высокой интенсивности, которые максимально приближены к работе двигательного аппарата.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель исследования: анализ особенностей планирования подготовки студентов – единоборцев на основе подходов, включающих средства физической культуры и спорта.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по теме исследования;
  2. Изучить соотношение ОФП и СФП на тренировках студентов единоборцев.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, опрос тренеров-единоборцев и анализ его результатов.

Современная теория и спортивная практика накопили большой материал по планированию подготовки единоборцев. На рисунке 1 ниже рассмотрим основные концептуальные положения «классической» модели планирования физической подготовки единоборцев (по Л.П. Матвееву).

Рис.1. Классическая модель планирования подготовки единоборцев (по Л.П.Матвееву)

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, всестороннего развития спортсмена, в связи с чем, в ней должны нераздельно сочетаться общая и специальная подготовка [4].

Органическое сочетание общей и специальной физической подготовки не только отвечает закономерностям спортивного совершенствования, но и всей общей закономерности российской системы физического воспитания, где все подчинено интересам всестороннего развития человека. Единство общей и специальной физической подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется особенностями избранного для специализации вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. По мнению многих авторов, годовой объем средств общей и специальной физической подготовки по мере взросления спортсмена и повышения уровня его спортивной квалификации неуклонно возрастает, а соотношение изменяется в сторону увеличения удельного веса специальной подготовки [2].

Рассматривая средства ОФП, применяемые спортсменами-единоборцами, и не только, стоит отметить основные из них, к которым относят – бег и плавание на различных дистанциях и скоростях; упражнения с собственным весом; всевозможные вариации прыжков (на одной/двух ногах/в песке/с разбега и др.); упражнения, выполняемые на снарядах (подтягивания на перекладине, подъем переворот и т.п.); упражнения с доп отягощениями, а также с преодолением сопротивлений (с резиной/грузом и т.п.); метания различных снарядов.

Специальная физическая подготовка – решает двигательные задачи конкретного вида спорта, формирует необходимые спортсмену физические качества, сюда следует относить упражнения, направленные на развитие специальной выносливости, быстроты, силы, а также профессионально направленные упражнения конкретного вида спорта.

Процентное соотношение средств ОФП и СФП необходимо грамотно варьировать в условиях тренировочного процесса и в зависимости от уровня подготовленности спортсмена-единоборца. Так, по мнению профессора и доктора педагогических наук Верхошанского Ю.В: «С теоретических позиций наиболее подходяще такое соотношение ОФП и СФП (относительно времени, затраченного на подготовку) – на общеподготовительном тренировочном этапе – 3:1; 3:2; 2:3; на специально-подготовительном этапе – 2:3; 1:2; во время подготовки к соревнованиям – 2:3; 1:2».

ОФП занимает важную роль в учебно-тренировочном процессе спортсменов-единоборцев, увеличивая функциональные возможности организма через тренированность общей работоспособности, активизирует развитие других физических качеств: выносливость, силовые и координационные способности и др. [3].

Комплексный подход в формировании основных физических качеств очень важен при построении методики тренировок студентов-единоборцев. Эту функцию «комплексности» как раз и выполняет общая физическая подготовка – сочетая в себе упражнения скоростно-силовой направленности, упражнения, улучшающие характеристики выносливости как при работе переменной интенсивности, так и при значительных силовых напряжениях, а также упражнения, развивающие ловкость и скорость реакции спортсменов [1].

Высокий уровень физической подготовленности чрезвычайно важен для спортсменов различных специализаций и квалификации, это доказано как спортивной практикой, так и специальными занятиями в различных видах спорта. Относительно восточных единоборств мнение большинства тренеров можно свести к следующему утверждению А.П. Купцова: «Решающую и основополагающую роль в подготовке единоборца играет физическая подготовка».

При этом рекомендуется следующее соотношение средств обшей и специальной физической подготовки на различных этапах в спортивных единоборствах (таблица 1). Данные соотношения можно несколько варьировать в пределах рекомендованного диапазона.

Таблица 1

Примерное соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле подготовки единоборцев (по М. Н. Набатниковой, 1982)

Этап подготовки

Средства подготовки (%)

ОФП

СФП

Начальная спортивная специализация

75-60

25-40

Углубленная тренировка

45-40

55-60

Методические исследования

Для определения процентного соотношения средств подготовки у студентов-единоборцев (этап подготовки – начальная спортивная специализация), обучающихся в Санкт-Петербургском политехническом университете, был проведен опрос тренеров – преподавателей, а также самих занимающихся.

Так, в первом опросе приняли участие 8 тренеров по спортивным единоборствам. В опрос входили вопросы о соотношении таких средств физической подготовки как ОФП и СФП у студентов начальной спортивной специализации.

Ниже, на рисунке 2 ниже представлен результат анализа ответов тренеров о значимости грамотного соотношения средств ОФП и СФП на учебно-тренировочных занятиях по единоборствам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренера-преподаватели в своей методики тренировочного процесса придерживаются правильного процентного соотношения средств СФП (40%) и ОФП (60%) при подготовке студентов-единоборцев на этапе начальной специализации.

Далее для более углубленного анализа был проведен опрос самих студентов о применении средств ОФП и СФП на тренировочных занятиях, в который были включены такие вопросы, как: «Какие средства ОПФ и СФП применяются на тренировках?»; «Какое количество времени уделяется занятиям по СФП и ОФП?». Результат анализа ответов представлен в таблице ниже.

Рис. 2. Соотношение средств ОФП и СФП у студентов-единоборцев (на этапе начальной спортивной специализации)

Таблица 2

Применение средств ОФП и СФП на тренировках студентов-единоборцев на этапе начальной специализации

Средства ОФП

Средства СФП

  • Упражнения скоростного характера (бег);
  • Упражнения с отягощениями / собственным весом;
  • Спортивные игры;
  • Толкание и метание;
  • Смешанное передвижение;
  • Упражнения с набивными и теннисными мячами и др.
  • Упражнения в координации движений при ударах и защитах;
  • Упражнения в передвижении
  • игровые упражнения;
  • Бой с тенью;
  • Упражнения на специальных боксерских снарядах (мешке, грушах, мяче на резинах, на лапах и др.);
  • Специальные упражнения с партнером и др.

Какое количество времени уделяется занятиям по СФП и ОФП (на этапе начальной специализации)?

3 тренировки в неделю

1 тренировка в неделю

Таким образом, анализируя ответы студентов-единоборцев и их тренеров, отметим – на этапе начальной специализации целесообразно большее количество времени уделять ОФП подготовке, так как для получения более углубленных двигательных (тренировочных) навыков требуется уже освоенная первоначальная база движений. Без «грамотно заложенного фундамента» освоенной физической подготовки организм спортсмена не сможет двигаться к спорту высших достижений, необходимо пройти все ступени подготовки многолетнего подготовительного тренировочного цикла. Однако, в настоящее время, у специалистов в области единоборств отмечаются различия в оценке особенностей содержания и структуры тренировочных нагрузок и средств физической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышесказанное о значимости полученного спортивного результата при единстве общей и специальной физической подготовки, а также соотношении средств ОФП и СФП в тренировочном процессе в единоборствах, можно заключить, что объем и соотношение средств ОФП и СФП зависят от этапа подготовки, от квалификации и от возраста самого спортсмена.

Исходя из результатов, полученных в результате опроса тренеров и студентов-единоборцев, можно сделать вывод о том, что на этапе начальной спортивной специализации необходимо большую часть тренировочного времени уделять ОФП. Несмотря на это, в тренировочном процессе для единоборцев необходима грамотная взаимосвязь таких двух основных направлений, как: формирование спортивных движений (техническая подготовка) и развитие физических качеств (физическая подготовка).

Комплексный подход в современных видах единоборств играет очень важную роль для достижения высоких спортивных результатов, поэтому необходимо грамотное соблюдение пропорций всех видов подготовки: физической, технической, технико-тактической, психологической, интегральной, теоретической – и с ориентацией на их максимальное развитие до высокого уровня.

Список литературы

  1. Ашкинaзи С.М. Специальная физическая подготовка спортсменов 18–20 лет в смешанных единоборствах: монография / С.М. Ашкинази, Е.А. Бавыкин – Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2018. – 179 с.
  2. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. – М.: Советский спорт, 2010. – 288 с.
  3. Климов К.В. Содержание и методика технико-тактической подготовки спортсменов в комплексных единоборствах [Текст]: дис. … канд. пед. наук / К.В. Климов. – СПб., 2017. – 163 с.
  4. Мaльцев, Г. С. Подготовка самбистов-юниоров в рамках годичного цикла на основе блоковой периодизации спортивной тренировки / Г. С. Мальцев, В. В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 11 (153). – С. 137-142.
  5. Мaтвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  6. Михайловa Т. В. Общая и специальная работоспособность спортсменов различной квалификации, занимающихся рукопашным боем / Т. В. Михайловa, И. И. Сахаревич // Физическая культура и спорт в современных условиях: состояние, проблемы, направления модернизации: материалы межд. науч.-пр. конф., посв. 80-летию Московского гос. обл. ун-та и 65-летию фак-та физ. культ. (г. Москва, 13-14 апреля 2011 г.) / [под общ. ред. В. П. Губы]. – М., 2011. – С. 253-255.
  7. Рыбаковa, Е. О. Повышение физической подготовленности студентов средствами высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфитa) / Е. О. Рыбакова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика (сборник материалов VI Международной научно-практической конференции). – 2016. – С. 438-441.
  8. Фискaлов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.
  9. Шутовa, Т. Н. Уровни сформировaнности спортивной культуры (на примере карате) / Т.Н. Шутовa, Е. О. Рыбаковa // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №3. – С. 52.

Поделиться

1102

Мартынов А. В. Подготовка студентов специализации единоборств средствами физической культуры и спорта // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 76-80. URL: https://apni.ru/article/6087-podgotovka-studentov-spetsializatsii-edinobor

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января