ВВЕДЕНИЕ
Различные виды единоборств отличаются исключительно высокой популярностью и массовостью, они распространены практически во всех странах мира, имеют глубокие исторические корни, богатейший технико-тактический потенциал, имеют большое практическое значение. Естественно, что успешное дальнейшее развитие спортивной борьбы и единоборств требует постоянного совершенствования различных аспектов подготовки занимающихся. Однако при наличии значительного количества разноплановой информации в этой области сложились весьма однобокие представления о значении технико-тактической и физической подготовленности. Интерес к одним компонентам мастерства явно повышен, а к другим, не менее важным, снижен. Уважение к традициям, устоявшимся знаниям и представлениям сопровождается явно недостаточным вниманием к достижениям науки в развитии скоростно-силовых качеств – ловкости и координации, гибкости и выносливости и т.д. – не менее значимых, чем технико-тактические навыки, которые не могут быть показаны без надлежащих физических предпосылок.
Прогресс науки и техники привел к снижению двигательной активности в пользу малоподвижного образа жизни, что отрицательно сказалось на физическом развитии студентов [1]. Доля учащихся, отвечающих критериям Всемирной организации здравоохранения в отношении рекомендуемого уровня физической активности, очень мал и колеблется от 2% до 14% и от 9% до 34% у европейского населения женского и мужского пола соответственно [2].
Занятия единоборствами в значительной степени влияют на улучшение волевых характеристик человека, таких как решительность, последовательность и мотивация, в результате грамотно организованной тренировки, что может напрямую влиять на улучшение физической подготовленности.
Это коррелирует с результатами исследования, проведенного Pinto-Escalona et al. [3]. Пинто-Эскалона и др. провели годичное исследование, в ходе которого экспериментальная группа занималась карате, что привело к улучшению кардиореспираторной выносливости и равновесия. Это исследование соответствовало выводам Павловой И. [4]. Экспериментальная группа (ЭГ) студентов проходила годовую программу каратэ, по сравнению с классической программой образования, которую проходила контрольная группа (КГ). Результаты показали, что у ЭГ в два раза выше общий темп роста физической подготовленности по сравнению с КГ, при этом наибольший темп роста отмечен у студентов в ЭГ в позе «Фламинго» (баланс).
В существующей литературе раскрывается положительное влияние единоборств на самочувствие студентов. Имеющиеся данные свидетельствуют о положительном влиянии на физиологическое и физическое развитие, занимающихся дзюдо и отвечающих рекомендуемым нормам оздоровительной физической активности [4, 5].
СОДЕРЖАНИЕ
К задачам исследования относятся:
- Анализ научной литературы по теме исследования.
- Проведение анкетирования студентов специализации единоборств.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование студентов и анализ результатов опроса.
Многие национальные виды борьбы, характерные для большинства народов разных стран всех пяти континентов, являются важной частью национальных культур, эффективным средством физического воспитания, привлечения молодежи к здоровому образу жизни и соревновательным видам спорта. Только в странах, расположенных на территории бывшего СССР, культивируется около 30 видов национальной борьбы [4].
Большинство национальных видов борьбы исторически сформировались как единоборства, а со временем – как виды спорта с соответствующими правилами и системой соревнований, не теряя своей прикладной направленности. Единоборства как различные системы боевых искусств исторически являлись средствами рукопашного боя. В настоящее время традиционное назначение разных видов единоборств дополняется их оформлением как вида спорта с соответствующим техническим арсеналом и правилами соревнований.
Явная недооценка и неразвитость системы физической подготовки в единоборствах во многом обусловлена историческими традициями, сложившимися в этих видах спорта. Развитие различных видов единоборств ориентировалось на постоянное изучение и обогащение приемов видов борьбы, что вполне естественно, учитывая наличие многих видов борьбы, культивируемых в разных странах, отличающихся своеобразием национальных школ с множеством отличительных особенностей и специфических приемов. Техническая составляющая справедливо отмечается как важнейший фактор прогресса в борьбе, а техническая оснащенность спортсменов является основой успеха в соревнованиях.
Что касается физической подготовки, особенно специальной, то основным способом ее обеспечения является напряженный процесс технико-тактического совершенствования, различного рода тренировки, а также соревновательные схватки. Такая позиция имеет определенные основания, учитывая, что в различных действиях, характерных для соревновательных боев, спортсмен вынужден проявлять широкий спектр скоростно-силовых и координационных способностей, ловкости, различных видов выносливости - к динамической и статической работе, при мобилизации различных мышечных объемов и возможностей систем энергообеспечения и др. Однако она крайне односторонняя, что не позволяет целенаправленно развивать различные двигательные качества, значимые для борьбы и единоборств, с учетом специфики их видов.
Знакомясь с наследием национальной школы единоборств, можно обнаружить, что содержание всех основных произведений основано исключительно на технике и тактике рукопашного боя, при этом полное игнорирование средств и методов развития различных физических качеств – ловкости, силы и так далее. Особенно велик вклад в теорию и практику рукопашного боя Н. Н. Ознобишина, автора высокоэффективной системы рукопашного боя, изложенной им в работе «Искусство рукопашного боя» [6].
Некоторые исследователи утверждают, что максимальная спортивная результативность определяется четырьмя факторами: физической подготовкой, технической подготовкой, тактической подготовкой и умственной подготовкой [1, 2, 4]. Физическая подготовка с систематическими тренировками может увеличить физиологический потенциал и биомоторные навыки спортсмена, чтобы достичь самого высокого уровня. Поэтому тренеры по единоборствам должны уделять внимание общей и специальной физической подготовке, чтобы результаты спортсменов были оптимальными.
Одним из важных физических качеств в единоборствах является ловкость [7]. Ловкость можно описать как контроль положения тела и изменение направления движения как можно быстрее. Также, ловкость определяется как быстрое изменение положения тела в ответ на раздражитель.
Ловкость – это быстрое движение всего тела с изменением скорости или направления в ответ на раздражитель. Это определение подразумевает три этапа обработки информации: восприятие стимула, выбор ответа и выполнение движения. Первые два компонента показателей ловкости можно оценить, измерив время простой реакции и время реакции с множественным выбором. Время реакции – неизбежный компонент навыков без обратной связи, необходимых во многих спортивных играх. Время принятия решения сильно влияет на общее время реактивной маневренности. Время принятия решения имеет наибольшую корреляцию с общим временем.
Таким образом, время принятия решения можно рассматривать как наиболее влиятельный компонент теста для объяснения изменчивости общего времени. Наиболее опытные спортсмены отличаются от менее опытных в этом компоненте [8]. Они быстро реагируют благодаря быстрым процессам принятия решений, основанным на предвидении и опыте. Третьим компонентом ловкости является выполнение движений. Это зависит от способности спортсмена начать движение как можно быстрее, сделав первый шаг [7, 8].
На практическом этапе исследования был проведен опрос 138 студентов 1 и 2 курсов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В опрос были включены студенты старше 18 лет, относящиеся к основной группе здоровья и занимающиеся по дисциплине «Элективная физическая культура». В опрос входили вопросы, касающиеся развития ловкости у студентов в процессе тренировок, баланса между совершенствованием техники и развитием ловкости, а также сложности выполнения требуемых физических нагрузок. Так, на рисунке 1 представлен результат анализа ответов студентов о значимости развития ловкости на учебно-тренировочных занятиях.
Рис. 1. Развитие ловкости на учебно-тренировочных занятиях
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство студентов считают, что на занятиях уделяется недостаточно времени для развития ловкости – 48%. Почти треть студентов – 34% считают, что на занятиях единоборствами уделяется достаточно времени развитию ловкости.
Далее для более углубленного анализа совершенствования ловкости у студентов-единоборцев были опрошены тренеры-преподаватели, о взаимосвязи (балансе) освоения совершенствования техники и развития ловкости.
На рисунке 2 представлен результат анализа ответов тренеров-преподавателей.
Рис. 2. Баланс между совершенствованием техники и развитием ловкости
Таким образом, большинство тренеров-преподавателей считают, что на занятиях поставлен слишком сильный упор на технику, при этом развитию ловкости уделяется мало внимания, и пропорции не соблюдены – 56%. Почти треть опрошенных – 38% - считают, что на занятиях единоборствами существует идеальный баланс между совершенствованием техники и развитием ловкости.
ВЫВОДЫ
1. Изучение эффектов тренировок по единоборствам остается относительно молодой областью исследований в области поведенческих наук. Некоторые из дисциплин, изучающих боевые искусства, включают психологию личности, психологию развития, социологию, медицину и физическое воспитание. Единоборства в значительной степени влияют не только на физическую подготовленность человека, но и на его волевые характеристики. Согласно результатам множества исследований, в процессе занятий единоборствами улучшается общее самочувствие, а также психическое состояние студентов. Однако стоит отметить, что во время тренировок уделяется недостаточное внимание развитию скоростно-силовых качеств - ловкости и координации, гибкости и выносливости и т.д.
Ловкость очень важна в единоборствах, потому что все движения, совершаемые во время игры, требуют скорости, чтобы принимать решения и выполнять ходы как можно быстрее. Спортсмены с хорошей ловкостью будут легче воспринимать стимулы, предвидеть атаки противника и быстро атаковать, не теряя равновесия.
2. Исходя из результатов, полученных в результате исследования, можно сделать вывод о том, что большинство студентов высшего учебного заведения, а также тренера-преподаватели считают недостаточным развитие ловкости на занятиях единоборствами – 48%. В этом аспекте, следует отметить, что из-за недостатка упражнений на развитие ловкости студенты-единоборцы более длительно осваивают совершенствование техники физических упражнений и элементов боя. Подводя итог о проделанной работе, можно констатировать факт, что целенаправленная работа по воспитанию координационных способностей очень важна и позволяет эффективно и качественно осуществлять учебно-тренировочный процесс на различных этапах подготовки единоборцев.