Финансы – это ядро современной экономики, а стабильность финансовой индустрии в значительной степени способствовала экономическому развитию страны. И наоборот, потрясения в финансовой индустрии не будут способствовать устойчивому и здоровому развитию отечественной экономики. В связи с особым характером финансовых учреждений, действующий свое существование с определенной уязвимость, в то же время финансовые игроки гоняются за интересом, в результате чего имеет менее рациональное поведение, в сочетании с волатильностью стоимости финансовых активов, эти важные факторы, которые влияют и вызывают внутреннюю нестабильность финансовой системы. Чтобы выполнять роль финансовой стабильности в продвижении национальной экономики, правительственные ведомства обычно осуществляют экономическое управление и контроль финансовой системы.
Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 устанавливал следующие основные направления государственного финансового контроля: исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ [2]. Отметим, что с 25 октября 2018 года данный указ утратил силу (на основании Указа Президента РФ № 610 от 25.10.2018 г.) и в настоящее время ни один нормативный акт не содержит полный перечень направлений, относящихся к государственному финансовому контролю.
Согласно действующему российскому законодательству, представительные (законодательные) и исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы власти разных уровней (федеральные, региональные, местные) наделены контрольными полномочиями в финансовой сфере. Особо значимое место среди всех контролирующих органов занимают органы исполнительной власти федерального уровня, основной сферой деятельности которых являются финансы. В систему данных органов входят: Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и находящиеся в его ведении три федеральные службы, наделенные финансово-контрольными полномочиями (Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба), а также Федеральная служба по финансовому мониторингу (находящаяся в ведении Президента Российской Федерации) [3].
За последние 10 лет система органов финансового контроля подверглась изменениям. За прошедший промежуток времени были упразднены три федеральных службы, которые обладали контрольными полномочиями в области финансов. В 2011 году Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль за деятельностью страховых организаций, была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с полной передачей ей всех полномочий. Федеральная служба по финансовым рынкам до 2013 года была наделена контрольными функциями в области рынка ценных бумаг, имела право проводить контрольные мероприятия в отношении любого участника фондового рынка.
В 2013 году данная служба была упразднена и ее функции были переданы Центральному банку Российской Федерации. Контроль за исполнением бюджета до 2016 года осуществляли две федеральные службы (Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Схожесть и дублирование функций данных служб (в области государственных финансов) была устранена путем упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с передачей ее полномочий Федеральному казначейству.
Минфин РФ является федеральным министерством Российской Федерации, которое призвано обеспечить проведение единой финансовой политики и претворять в действительность общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации [3].
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) – федеральный фискальный орган исполнительной власти или налоговый орган. Законодательно она наделена полномочиями налогового администрирования. ФНС России отвечает за своевременное поступление в бюджет налогов и сборов, организует и осуществляет налоговый учет субъектов предпринимательства и контроль используемой в организациях кассовой техники [1]. Основные задачи, решаемые Федеральной налоговой службой: контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах; контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью перечисления и уплаты в бюджетную систему установленных государством налогов и других обязательных платежей; валютный контроль, проводимый в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле [6].
Федеральное казначейство (федеральная служба) являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие правоприменительные функции: кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение исполнения федерального бюджета; предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета отдельными участниками бюджетного процесса контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; внешний контроль качества работы аудиторских организаций.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти России, созданный для осуществления контрольно-надзорных функций в области таможенного дела. ФТС России имеет широкие полномочия в сферах валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора. Согласно положению «О Федеральной таможенной службе», таможенные органы уполномочены: 1) проводить таможенный контроль; 2) взимать таможенные пошлины, налоги; 3) обеспечивать соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров; 4) выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления; 5) проводить контроль за валютными операциями; 6) противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [6].
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам [7].
Одной из главных сложностей реализации в полном объеме государственного финансового контроля является отсутствие структурированной системы государственного финансового контроля. Система должна быть иерархической и предусматривать активное взаимодействие между элементами, участниками [5].
Большинство авторов склоняются к точке зрения, что структуре государственного финансового контроля не хватает специального высшего органа. Существенным минусом создания органа может оказаться расширение и без того крупного бюрократического аппарата. Как таковой высший орган уже существует – Счетная палата РФ. Есть необходимость в наделении дополнительными полномочиями, связанными с координацией всей структуры государственного финансового контроля, непосредственной законодательной инициативой, рассмотрением административных правонарушений, обращениями с иском в суды.
Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы государства является наличие развитой системы контроля. Органам государственной власти Российской Федерации следовало бы больше внимания уделять вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля.