Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Полномочия органов власти, осуществляющих государственный финансовый контроль в ...

Полномочия органов власти, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор(-ы):

Жилин Илья Алексеевич

28 апреля 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

финансы
полномочия органов власти
сущность
цели и задачи государственного финансового контроля
проверки

Аннотация статьи

Финансы – это ядро современной экономики, а стабильность финансовой индустрии в значительной степени способствовала экономическому развитию страны. И наоборот, потрясения в финансовой индустрии не будут способствовать устойчивому и здоровому развитию отечественной экономики. В связи с особым характером финансовых учреждений, действующий свое существование с определенной уязвимость, в то же время финансовые игроки гоняются за интересом, в результате чего имеет менее рациональное поведение, в сочетании с волатильностью стоимости финансовых активов, эти важные факторы, которые влияют и вызывают внутреннюю нестабильность финансовой системы. Чтобы выполнять роль финансовой стабильности в продвижении национальной экономики, правительственные ведомства обычно осуществляют экономическое управление и контроль финансовой системы.

Текст статьи

Финансы – это ядро современной экономики, а стабильность финансовой индустрии в значительной степени способствовала экономическому развитию страны. И наоборот, потрясения в финансовой индустрии не будут способствовать устойчивому и здоровому развитию отечественной экономики. В связи с особым характером финансовых учреждений, действующий свое существование с определенной уязвимость, в то же время финансовые игроки гоняются за интересом, в результате чего имеет менее рациональное поведение, в сочетании с волатильностью стоимости финансовых активов, эти важные факторы, которые влияют и вызывают внутреннюю нестабильность финансовой системы. Чтобы выполнять роль финансовой стабильности в продвижении национальной экономики, правительственные ведомства обычно осуществляют экономическое управление и контроль финансовой системы.

Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 устанавливал следующие основные направления государственного финансового контроля: исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ [2]. Отметим, что с 25 октября 2018 года данный указ утратил силу (на основании Указа Президента РФ № 610 от 25.10.2018 г.) и в настоящее время ни один нормативный акт не содержит полный перечень направлений, относящихся к государственному финансовому контролю.

Согласно действующему российскому законодательству, представительные (законодательные) и исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы власти разных уровней (федеральные, региональные, местные) наделены контрольными полномочиями в финансовой сфере. Особо значимое место среди всех контролирующих органов занимают органы исполнительной власти федерального уровня, основной сферой деятельности которых являются финансы. В систему данных органов входят: Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и находящиеся в его ведении три федеральные службы, наделенные финансово-контрольными полномочиями (Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба), а также Федеральная служба по финансовому мониторингу (находящаяся в ведении Президента Российской Федерации) [3].

За последние 10 лет система органов финансового контроля подверглась изменениям. За прошедший промежуток времени были упразднены три федеральных службы, которые обладали контрольными полномочиями в области финансов. В 2011 году Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль за деятельностью страховых организаций, была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с полной передачей ей всех полномочий. Федеральная служба по финансовым рынкам до 2013 года была наделена контрольными функциями в области рынка ценных бумаг, имела право проводить контрольные мероприятия в отношении любого участника фондового рынка.

В 2013 году данная служба была упразднена и ее функции были переданы Центральному банку Российской Федерации. Контроль за исполнением бюджета до 2016 года осуществляли две федеральные службы (Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Схожесть и дублирование функций данных служб (в области государственных финансов) была устранена путем упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с передачей ее полномочий Федеральному казначейству.

Минфин РФ является федеральным министерством Российской Федерации, которое призвано обеспечить проведение единой финансовой политики и претворять в действительность общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации [3].

Федеральная налоговая служба России (ФНС России) – федеральный фискальный орган исполнительной власти или налоговый орган. Законодательно она наделена полномочиями налогового администрирования. ФНС России отвечает за своевременное поступление в бюджет налогов и сборов, организует и осуществляет налоговый учет субъектов предпринимательства и контроль используемой в организациях кассовой техники [1]. Основные задачи, решаемые Федеральной налоговой службой: контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах; контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью перечисления и уплаты в бюджетную систему установленных государством налогов и других обязательных платежей; валютный контроль, проводимый в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле [6].

Федеральное казначейство (федеральная служба) являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие правоприменительные функции: кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение исполнения федерального бюджета; предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета отдельными участниками бюджетного процесса контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; внешний контроль качества работы аудиторских организаций.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти России, созданный для осуществления контрольно-надзорных функций в области таможенного дела. ФТС России имеет широкие полномочия в сферах валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора. Согласно положению «О Федеральной таможенной службе», таможенные органы уполномочены: 1) проводить таможенный контроль; 2) взимать таможенные пошлины, налоги; 3) обеспечивать соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров; 4) выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления; 5) проводить контроль за валютными операциями; 6) противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [6].

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам [7].

Одной из главных сложностей реализации в полном объеме государственного финансового контроля является отсутствие структурированной системы государственного финансового контроля. Система должна быть иерархической и предусматривать активное взаимодействие между элементами, участниками [5].

Большинство авторов склоняются к точке зрения, что структуре государственного финансового контроля не хватает специального высшего органа. Существенным минусом создания органа может оказаться расширение и без того крупного бюрократического аппарата. Как таковой высший орган уже существует – Счетная палата РФ. Есть необходимость в наделении дополнительными полномочиями, связанными с координацией всей структуры государственного финансового контроля, непосредственной законодательной инициативой, рассмотрением административных правонарушений, обращениями с иском в суды.

Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы государства является наличие развитой системы контроля. Органам государственной власти Российской Федерации следовало бы больше внимания уделять вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146 ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 10.04.2023).
  2. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 (Утратил силу) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9789 (дата обращения 10.04.2023).
  3. О структуре федеральных органов исполнительной власти Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/ (дата обращения 10.04.2023).
  4. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 // Собрание законодательства РФ, 2004. № 31. Ст. 3258. - Текст :непосредственный.
  5. Седельникова Р.И., Ветошкина Е.Д., Кощеева Е.С. "Effectiveness of State Financial Control at the Federal and Regional Levels" // Proceedings of the 1st International Scientific Forum on Jurisprudence, June 17-18, 2021. Рр. 93-98. DOI: 10.5220/0010662500003224. Текст (визуальный): электронный.
  6. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 [Электронный ресурс]: (в ред. от 23.04.2021 г.) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152009/ (дата обращения 10.04.2023).
  7. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 [Электронный ресурс]: (в ред. от 27.03.2023 г.) Режим доступа: https://goo.su/L6eFtd (дата обращения 10.04.2023).

Поделиться

214

Жилин И. А. Полномочия органов власти, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.I.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/6089-polnomochiya-organov-vlasti-osushchestvlyayus

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня