Система коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДОО

Система коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДОО

В статье рассматривается интерактивные и игровые развивающие технологии и методы в деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи, направленные на повышение уровня коммуникативных навыков, которые в полной мере обеспечивают детям максимальную речевую активность, помогают обогатить социальный опыт.

Аннотация статьи

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): …«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи) в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной деятельности. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной деятельности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

У детей с нарушением коммуникативных умений отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, Это способствует возникновению психологических особенностей. Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности.

Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями.

Основными направлениями коррекционного воздействия являются:

  • развитие неречевых и речевых средств общения;
  • формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;
  • развитие активности в различных формах общения;
  • формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения).

Ввиду того, что сейчас в образовательном процессе дошкольного образования идет «отказ от традиционной формы в виде структурированных занятий и переход к другой организационной модели, которая предполагает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей, предъявляются особые требования к работе педагога», использование интерактивных технологий, как нельзя лучше помогут в решении этой задачи.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» – взаимный, «act» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма - коллективная или фронтальная.

Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог – ребенок, ребенок – ребенок. При этом педагог и ребенок – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения дети учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

В рамках интерактивного взаимодействия в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи используются различные игры, упражнения, образовательные ситуации.

Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по развитию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи:

«Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Цепочка». Интерактивная игра «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель». Такая игра внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Игра «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью». На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная игра «Интервью». Благодаря использованию этой игры у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках). В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум». Это форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная игра «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг» – это ситуация, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний». Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью внедряется игра «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Метод «мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность воспитанникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь и коммуникативные навыки; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что дети ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка. Всё это помогают реализовать интерактивные методы.

Развитие навыков общения происходит не только на специально организованных занятиях, но и дома, в семье. С родителями проводится разъяснительная работа по развитию коммуникативной деятельности у детей по следующим направлениям:

1. Пропаганда педагогических знаний о важности развития коммуникативной деятельности у детей с ОНР.

2. Индивидуальное консультирование родителей по частным проблемам развития коммуникативной деятельности их детей.

Таким образом, представленная система работы по развитию коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и поможет решить большую часть проблем в общении.

Текст статьи
  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с.
  2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
  3. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – Москва-Воронеж: Изд-во "Инст-т практической психологии", НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с.
  4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  5. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до 7 лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: ИНТОР, 1996. – 248 с.
  6. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И.С. Гринченко. – М.: Сфера, 2002. – 80 с.
  7. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 84 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря