На сегодняшний день вопросы эвакуации и ремонта в ходе ведения боевых действий как никогда становятся актуальными и требуют тщательной подготовки не только экипажей (водителей) ВВТ, но и грамотной подготовки со стороны руководства по организации данного процесса.
В процессе эвакуации принимают участие специалисты-ремонтники. Их главная задача максимально быстро прибыть в район (место) выхода из строя ВВТ, в кратчайшие сроки оценить уровень повреждений, переместить вышедший из строя образец техники в район ремонта, либо в место укрытия и притупить к его восстановлению. Для выполнения задач по эвакуации и ремонту назначаются ремонтно-эвакуационные группы (далее – «РЭГ») от РВО. Зачастую в состав РЭГ включают машину эвакуации и машину ремонта. Могут добавляться транспортные машины с материальными средствами (запасными частями или ГСМ). Как правило РЭГ не оснащены тяжелым вооружением или средствами защиты от снарядов (ракет). В связи с этим, вероятность поражения остается большой. Одновременно с этим специалисты-ремонтники осуществляют мероприятия по восстановлению под огневым ударом (обстрелом) противника. Это существенно усложняет процесс восстановления техники.
В целях качественного и эффективного применения РЭГ в ходе проведения специальной операции (боя) авторами предлагается рассмотреть новый подход к решению задач по ремонту и эвакуации. Предлагается вместо штатного экипажа использовать роботизированное устройство, управляемое оператором на безопасном (удаленном) расстоянии от непосредственных боевых действий. Оператор, он же специалист РВО, осуществляет дистанционное управление РЭГ, в частности техникой, выполняемой эвакуацию (ремонт). Задачи такой РЭГ это:
- обнаружение и определение количества вышедшей из строя ВВТ;
- определение путей эвакуации в местах (укрытия);
- обнаружение неисправностей у поврежденных образцов ВВТ.
Одно из самых основных особенностей данных РЭГ это возможность проводить все вышеперечисленные мероприятия дистанционно, без участия личного состава.
Преимущества предлагаемой РЭГ:
- личный состав специалистов-ремонтников не находится под огнем противника;
- отрыв личного состава специалистов-ремонтников от выполнения своих должностных обязанностей, а именно работ по восстановлению (ремонту) ВВТ минимален;
- контроль технического состояния ВВТ в ходе боя увеличивается в разы.
В качестве базового шасси предлагается использовать БРЭМ – 1, представленный на рисунке 1.
Предлагаются следующие конструктивные изменения:
- установить по всему периметру БРЭМ – 1 камеры на корпусе обеспечивающие 360-градусный обзор для работы удаленного оператора;
- установить систему дистанционного управления с выводом на пульт оператора.
- установить кран манипулятор, для осуществления всевозможных операций по крепежу ВВТ для последующей эвакуации.
Одна из особенностей, которую необходимо учесть, это внедрение на каждый образец ВВТ определенных датчиков, дающие возможность эвакуационным средствам определять технику по системе свой-чужой [1-2].
Рис. Современный облик БРЭМ-1
Идея применения дистанционного управления ВВТ – не нова. Еще в 1933 году в Советском Союзе проводились испытания телеуправляемого образца ВВТ (а именно танка ТТ-18). Танк, под управлением оператора, мог передвигаться на дистанцию до 1,5 км. Первые испытания оказались не очень удачными, в отличие от опытов с ТТ-26, который был выпущен небольшой серией в 55 единиц.
После испытаний система управления ТТ-26 осуществлялась на электромеханических реле, действиями которых оператор управлял дистанционно по средствам радиокоманд. На кнопки управления было заведено 16 команд, отвечавших за пуск двигателя, передвижение, манёвр и применение оружия. В случае выхода ТТ-26 из зоны досягаемости радиоуправления, через 30 секунд танк останавливался и с работающим двигателем ожидал приближения оператора.
Проведя анализ существующих возможностей РЭГ, можно сделать вывод, что они способны осуществить эвакуацию существующими образцами ВВТ – 2/4 единиц, ремонта – 1/2 единицы ВВТ за сутки. С учетом применения дистанционного управления РЭГ эффективность их использования должно увеличиться на 20 – 25 %, в частности увеличатся производственные возможности по осуществлению текущего (среднего) ремонта РВО в условиях боевых действий предполагается, что продолжительность среднего ремонта ВВТ сократиться вместо 2 суток до 1 – 1,5 суток.
Основные принципы организации эвакуации в ходе боя сохраняются. Вместе c тем, сокращается область реализации принципа эвакуации “на себя”. Специфическая схема развертывания РВО различных звеньев войск обусловливает возможность эвакуации машин средствами нижестоящих звеньев к местам работы ремонтных средств ремонтно-восстановительных органов войск (сил) [3-5].
Подводя итог отмечается важность роли РЭГ в общей системе технического обеспечения и существующей системе эвакуации и ремонта.
Безусловно, сделанные предложения не являются догмой, но имеют право на существование.