Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
Работа с текстом как средство формирования читательской ситуации на уроках русск...

Работа с текстом как средство формирования читательской ситуации на уроках русского языка и литературы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

чтение
ситуации
текст

Аннотация статьи

В статье автор демонстрирует работу с текстом как средство формирования читательской ситуации на уроках русского языка и литературы.

Текст статьи

Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PIRLS важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:

  1. Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
  2. Текст
  3. Читательские умения

Для того, чтобы создать измерители этих трех составляющих читательской деятельности, их надо преобразовать: определить через специфические характеристики, которые позволяют разработчикам теста относить тестовые материалы и задания к определенным категориям. С помощью этих же категорий осуществляется анализ результатов тестирования. Ясно, что чтение – это целостная деятельность, и отдельные ее составляющие не существуют изолированно – каждый в своем ясно очерченном отделении.

Ситуации функционирования текстов

Полезная классификация коммуникативных ситуаций, в которых чтение необходимо – как основа разработки диагностического инструментария. Классификация предлагает различать следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и учебные.

В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.

В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.

В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.

Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни.

К примеру, русский язык в 6 классе по учебнику Ж.Ж. Капеновой.

Раздел: Традиции празднования Нового года в Казахстане и за рубежом.

Тема: Зимние забавы.

Цели обучения: 6.1.2.1 определять основную мысль, опираясь на ключевые слова, словосочетания; 6.3.7.1 извлекать информацию из различных источников, сравнивая полученные сведения, определяя разные точки зрения.

Цели урока: 1. Формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста. 2. Извлечь информацию из несплошного текста.

Прочитайте текст и выполните задания. Что можно узнать из этой рекламы?

Несплошной текст (личная ситуация).

В данном примере мы видим, личную ситуацию, которая обслуживает частные интересы человека – эмоциональные. Такой текст предназначен для проведения приятного досуга.

Эта классификация ситуаций чтения описывает контексты и цели, для которых текст был написан. Иными словами, эта классификация отражает не место, в котором реальный текст реально читается, а ту аудиторию, которой он был адресован автором. Например, ученики по заданию учителя могут читать в классе стихи, но поэты писали эти стихи вовсе не для учебных целей, а (чаще всего) для личного удовольствия читателей, для их духовного и эстетического самосовершенствования. В PIRLS художественные тексты отнесены в категорию «личные ситуации» именно потому, что таково было их исходное предназначение. В школе также часто присутствуют тексты, предназначенные для общественных ситуаций (например, правила для членов кружка или секции). Такие тексты в PIRLS отнесены в категорию «общественные ситуации», вне зависимости от того, о школьном или внешкольном кружке идет речь. В то же время учебники часто читают и в школе, и дома, тем не менее, они предназначены для учебных ситуаций, и именно к ним отнесены в PIRLS.

Следует заметить, что четыре названных типа ситуаций чтения не строго изолированы, они пересекаются. Например, автор предназначает свой текст одновременно и для того, чтобы восхитить читателя, и для того, чтобы его просветить. Такой смешанный текст мы отнесем к «учебным и личным ситуациям».

Список литературы

  1. Обучение тренеров в рамках Программы повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь участника // NIS-PEARSON.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

Поделиться

1034

Кыдырова А. С. Работа с текстом как средство формирования читательской ситуации на уроках русского языка и литературы // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). Ч.II.С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/6093-rabota-s-tekstom-kak-sredstvo-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января