Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PIRLS важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
- Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
- Текст
- Читательские умения
Для того, чтобы создать измерители этих трех составляющих читательской деятельности, их надо преобразовать: определить через специфические характеристики, которые позволяют разработчикам теста относить тестовые материалы и задания к определенным категориям. С помощью этих же категорий осуществляется анализ результатов тестирования. Ясно, что чтение – это целостная деятельность, и отдельные ее составляющие не существуют изолированно – каждый в своем ясно очерченном отделении.
Ситуации функционирования текстов
Полезная классификация коммуникативных ситуаций, в которых чтение необходимо – как основа разработки диагностического инструментария. Классификация предлагает различать следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и учебные.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.
Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
К примеру, русский язык в 6 классе по учебнику Ж.Ж. Капеновой.
Раздел: Традиции празднования Нового года в Казахстане и за рубежом.
Тема: Зимние забавы.
Цели обучения: 6.1.2.1 определять основную мысль, опираясь на ключевые слова, словосочетания; 6.3.7.1 извлекать информацию из различных источников, сравнивая полученные сведения, определяя разные точки зрения.
Цели урока: 1. Формировать знания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста. 2. Извлечь информацию из несплошного текста.
Прочитайте текст и выполните задания. Что можно узнать из этой рекламы?
Несплошной текст (личная ситуация).
В данном примере мы видим, личную ситуацию, которая обслуживает частные интересы человека – эмоциональные. Такой текст предназначен для проведения приятного досуга.
Эта классификация ситуаций чтения описывает контексты и цели, для которых текст был написан. Иными словами, эта классификация отражает не место, в котором реальный текст реально читается, а ту аудиторию, которой он был адресован автором. Например, ученики по заданию учителя могут читать в классе стихи, но поэты писали эти стихи вовсе не для учебных целей, а (чаще всего) для личного удовольствия читателей, для их духовного и эстетического самосовершенствования. В PIRLS художественные тексты отнесены в категорию «личные ситуации» именно потому, что таково было их исходное предназначение. В школе также часто присутствуют тексты, предназначенные для общественных ситуаций (например, правила для членов кружка или секции). Такие тексты в PIRLS отнесены в категорию «общественные ситуации», вне зависимости от того, о школьном или внешкольном кружке идет речь. В то же время учебники часто читают и в школе, и дома, тем не менее, они предназначены для учебных ситуаций, и именно к ним отнесены в PIRLS.
Следует заметить, что четыре названных типа ситуаций чтения не строго изолированы, они пересекаются. Например, автор предназначает свой текст одновременно и для того, чтобы восхитить читателя, и для того, чтобы его просветить. Такой смешанный текст мы отнесем к «учебным и личным ситуациям».