В современном мире информационных технологий, с учётом опережающих темпов развития, учитывая факт сокращения временного периода на осуществление всех банковских операций, а также принимая во внимание возникновение возможности проводить финансовые сделки в реальном времени, в государстве ощущается потребность в совершенствовании платежной системы через новые формы финансовых инструментов и в регулировании возникающих на данном фоне цифровых активов.
Сложная ситуация в стране в целом в период 2020 года, сложившаяся из-за пандемии коронавируса, показала, что в любом современном государстве возникает необходимость дополнительного регулирования механизма денежной системы, которая способна эффективно адаптироваться к осуществлению различных форм взаиморасчётов, в том числе и в крупных объёмах.
Альтернативные денежные обращения в мире – это насущный вопрос, который неоднократно поднимается и озвучивается не только в бизнес-среде, но и как следствие на законодательном уровне.
16 марта 2023 года Государственной Думой в первом чтении принят проекта закона № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля», а также законопроект № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровом рубле)». Поправки должны были приниматься до 14 апреля, но 18 апреля в ходе рассмотрения проекта во втором чтении комитет Госдумы по финансовому рынку предложил продлить срок приёма поправок до 19 мая 2023 года.
Указанные законопроекты вносят поправки в законы Российской Федерации:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- «О национальной платежной системе»;
- «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- «Об электронной подписи»;
- «О персональных данных»;
- «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- «О банках и банковской деятельности»;
- «Об исполнительном производстве»;
- «О несостоятельности (банкротстве)»;
- «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Цифровой рубль будет третьей формой российской национальной валюты наряду с наличными.
Внедрение цифрового рубля будет проводиться поэтапно, регуляторные, технические и организационные работы по созданию условий для внедрения ЦР предполагается завершить уже в этом году. Время покажет, будет ли ЦР востребован на рынке и выявит возможные проблемы его оборота.
С 1 апреля 2023 года ЦБ запускает в тестовом режиме реальные расчёты с ЦР. ЦР представляют собой уникальные цифровые коды (токены), находящиеся в цифровых кошельках клиентов на платформе цифрового рубля. Платформа будет использовать вариант гибридной архитектуры платформы – сочетание распределенных реестров (блокчейн технология) и специальных централизованных компонентов для процессинга операций. И это, пожалуй, его ключевое отличие от безналичных денег. Это позволит отслеживать их перемещение. А ещё программировать цифровые деньги на определенные действия (смарт-контракты).
Сами кошельки, в свою очередь, будут храниться на платформе цифрового рубля – специальной инфраструктуре, которую создает ЦБ. Это одно из основных отличий цифровых от безналичных денег, которые находятся, как правило, на счетах в коммерческих банках.
Ключевые аспекты модели:
- эмитентом обслуживания ЦР является Банк России;
- ЦР – обязательство Банка России;
- Банк России открывает кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству, а также кошельки физическим и юридическим лицам по их поручению через финансовые организации;
- клиентам, финансовым организациям, Федеральному казначейству открывается только один кошелёк в цифровых рублях;
- на размещенные в кошельках ЦР не начисляется процентный доход на остаток;
- средства на кошельке доступны клиенту через любую другую финансовую организацию, где он обслуживается: ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Сбербанк», АО «Тинькофф Банк», АО «Газпромбанк» и др.
- ЦР как форма рубля обеспечена золотовалютными резервами.
Преимущества ЦР:
- прозрачность операций, что, например, в идеальном варианте позволит отслеживать исполнение госконтрактов, расходование бюджетных средств, отслеживать операции на предмет из законности, чтобы бороться с оттоком капитала, обналичиваем и отмыванием денег;
- возможность реализации смарт-контрактов;
- возможность осуществлять международные расчеты без санкционных ограничений;
- заявленные ЦБ низкие тарифы сократят расходы компаний на эквайринг.
Недостатками ЦР по мнению автора являются:
- сохранение посредника для использования электронного кошелька ЦР в виде банков;
- введение в рознице компаниям грозит затратами на программное обеспечение, специальное оборудование, потребуется налаживание иной инфраструктуры;
- нет начисления процентов на остаток на счёте электронного кошелька, обесценивание денег при хранении на электронном кошельке;
- риски взлома, мошенничества в отношении электронного кошелька;
- риски остановки работы приложений банков и как следствие невозможность использовать электронный кошелёк, так как магазины приложений (App Store, Play market) как правило управляются иностранными производителями;
- пока не понятен юридический механизм подтверждения совершения транзакций, на кого возложена эта функция (выдача платёжек в подтверждение транзакции, справок);
- возможны технические проблемы в работе платформы Банка России по обороту цифрового рубля.
Пути совершенствования отечественного законодательства, правового положения в Российской Федерации цифровых активов, и перспектив закрепления цифровой валюты денежного обращения в России являются актуальным и своевременным вопросом развития гражданского права в России и современном мире, который окажет значимое влияние на формирование правосознания и формирование жизни гражданского общества в ближайшем будущем.
Классически, во всей литературе, и научной, и учебной, определение денежной системе даётся следующим образом: «Денежная система – это исторически сложившаяся и закрепленная на законодательном уровне организация денежного обращения» Таким образом, под денежной системой понимается, процесс движения денег в форме средства обращения в государстве [2].
Необходимо отметить, что сама денежная система включает в себя множество элементов, которые связаны между собой, такие как: денежная единица, государственный аппарат, эмиссия денег, обращение денег, масштаб цен и т.д. Денежная система показывает состояние экономики любого государства, поэтому её стабильное функционирование имеет важное значение. Вместе с тем денежное обращение на территории страны регулируется не только на законодательном уровне, но специально уполномоченными органами (ЦБ), и как правило, осуществляется в наличной и безналичной форме, через использование наличных и безналичных денежных средств [3].
Следует учитывать, что в настоящее время в российское законодательство не закрепляет в себе базу, которая бы регулировала правовое положение цифрового рубля на территории страны. Однако за последние 6 лет предпринималось множество попыток усовершенствовать данный вопрос.
По этой причине в 2017 году Президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение подготовить законопроект о цифровой валюте, а уже в 2019 году законопроект Министерства финансов РФ «О цифровых финансовых активах» был внесен на второе чтение в ГД. Однако поправки в ГК РФ, принятые в 2019 году, опередили данный законопроект и опубликован он не был. В Гражданском кодексе РФ появилась статья 141.1 «Цифровые права», тем самым данные права являются новым объектом гражданских прав [1].
21 апреля 2023 года опубликовано интервью на официальном сайте Банка России директора Департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной, в котором освещены часто задаваемые вопросы потенциальными пользователями ЦР [7].
Если рассматривать аспект оборота ЦР с международной позиции, то следует отметить, что большинство стран долгое время занимаются вопросами финансово-правового регулирования и внедрением информационных технологий в сферу цифровой валюты. В этом случае приведу пример страны-партнёра – Китай. Цифровой юань уже активно используется в Китае, а модель цифрового рубля очень схожа с китайским аналогом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всему вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что цифровая валюта в любом случае, в скором времени будет внедрена во все государства мира, так как это новый финансовый инструмент, использование которого стремительно растёт.
Исходя из этого повышается необходимость закрепить правовое регулирование национальной виртуальной валюты.
Цифровой рубль – это новая ступень в развитии всей экономики страны, и новая ступень в развитии денег, которые находятся в обороте страны. На смену наличности придет виртуальная валюта, и это является достижением в развитии любого современного государства.
По мнению автора настоящей статьи для того, чтобы усовершенствовать законодательство Российской Федерации в области финансово-правового регулирования цифровой валюты, перестать быть дивергентной страной в международных финансовых операциях, необходимо осуществить следующие действия:
- Создать правовую базу в сфере регулирования виртуальной национальной валюты, и в целом цифровых активов с помощью финансовых технологий.
- Изобрести и ввести в действие единую государственную политику в отношении финансово-правового регулирования цифровой валюты на территории страны.
- Закрепить на законодательном уровне правовое положение цифровой валюты в НПА, определить цели, задачи, функции, ответственность за правонарушение.
- Установить круг субъектов.
- Закрепить систему налогообложения данной области с применением опыта зарубежных стран.