18 ноября 2004 г. образовано Федеральное агентство по туризму с прямым подчинением Правительству РФ. В 2008 году Федеральное агентство по туризму с функциями выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере туризма было передано в подчинение созданного Министерства спорта, туризма и молодежной политики. В 2012 году данное ведомство было передано из ведения Министерства спорта, туризма и молодежной политики в ведение Министерства культуры РФ.
Новый этап государственного управления отраслью с 14 сентября 2018 года, когда Ростуризм был передан в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
В структуре Министерства экономического развития Российской Федерации был создан Департамент туризма. Целью создания данного структурного подразделения является развитие туристской и сопутствующей инфраструктурой до качественно нового уровня, расширением мер поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и совершенствованием законодательства.
Совершенствование законодательства в сфере туризма и гостеприимства стало приоритетной задачей профильного ведомства. За небольшое время с момента перехода Федерального агентства по туризму в подчинении Министерства экономического развития РФ была проведена определённая работа по изменению нормативно-правового регулирования в сфере туризма и гостеприимства.
Наиболее значимый результат работы нового куратора отрасли – это утверждённая Правительством РФ Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Документ направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в России за счёт создания качественного и конкурентоспособного туристского продукта, а также на увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.
В основе Стратегии – комплексный подход к планированию и развитию туристских территорий по таким значимым направлениям, как транспортная доступность, туристская и обеспечивающая инфраструктура, качество и сервис услуг, безопасность туристской деятельности. Данная стратегия должна стать основой для модернизации образовательных программ по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства, что даст возможность для реализации в отрасли элементов «цифровой» экономики.
Стратегией, в частности, предполагается развитие и благоустройство туристских территорий, включая совершенствование коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов и т.д.).
Большое внимание уделяется мерам, направленным на повышение уровня сервиса и качества услуг в туризме за счёт развития системы подготовки и переподготовки кадров, работающих в туристской индустрии, распространения лучших практики стандартов сервиса в отрасли, улучшения состояния туристской инфраструктуры, создания цифровых платформ для удобства туристов при планировании поездки, предоставляющих широкий выбор туристских услуг.
Ключевое место в документе отведено созданию условий для роста объемов инвестиций в туризме, стимулированию инвестиционной активности предпринимателей и формированию современных инвестиционных проектов.
В реализации стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза. В настоящий момент совместно с бизнесом и профильными ведомствами Минэкономразвития разрабатывает план реализации стратегии [2].
Достаточно актуальным и наиболее обсуждаемым является вступивший в силу 1 октября 2019 года ФЗ от 15 апреля 2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ», который запрещает использовать жилое помещение в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг. Исключение составят только те из них хостелы, что расположены в нежилых помещениях, на первых этажах с отдельным входом. Оказывать гостиничные услуги можно будет только при наличии системы звукоизоляции номеров, средств противопожарной безопасности, охранной сигнализации, сейфов для хранения денег и драгоценностей, средств для уборки и санитарной очистки номеров. Хостелы могут располагаться в комплексах апартаментов, т.к. они не считаются жилыми.
Новые правила в законе о хостелах не создадут дополнительные трудности при сдаче жилья. Поправка не ограничивает собственника по передаче помещения в найм. Это право, предусмотренное Жилищным кодексом РФ. Проблема только в формулировках, если идет оказание именно гостиничных услуг, тогда необходимо переводить эти помещения в нежилые. В настоящее время ожидается принятие региональных законов о туристическом жилье (Крым, Краснодарский край), в которых в первую очередь должны быть прописаны нормы, обеспечивающие чистоту, безопасность и уют, то есть все, что необходимо для нормального проживания отдыхающих. Бизнесу в этих регионах необходимо вносить изменения в свою работу (изменение вывески, переработка документации: переход с договоров проживания к договорам найма, переименовать свои средства размещения в меблированные комнаты).
Одним из важных документов, определяющий государственный надзор в сфере выездного туризма, стало Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2019 г. № 998 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Предметом государственного надзора является соблюдение туроператорами и объединением туроператоров в сфере выездного туризма требований, установленных Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере туристской деятельности (обязательные требования). Государственный надзор осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации. В данном документе определён круг должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора, порядок внеплановых проверок деятельности туроператоров в сфере выездного туризма, проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
Данный документ предусматривает ежегодное утверждение программы профилактики нарушений обязательных требований. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении туроператорами и объединением туроператоров в сфере выездного туризма информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности или действиях туроператора и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Плановых проверок при организации и осуществлении государственного надзора не проводится.
Следующим важным нормативно-правовым документом, регулирующим отрасль, стало Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 1213 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей».
Утвержден порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, а также требований к организациям. Кроме того, определены порядок принятия решения об аккредитации организации или отказе в ней, порядок осуществления контроля над осуществлением их деятельности, а также порядок прекращения действия аттестатов аккредитации и их переоформления. Аккредитацию теперь будет проводить Министерство экономического развития РФ [1].
Таким образом, мы видим активную деятельность нового ведомства по созданию базы нормативно-правового регулирования в сфере туризма и гостеприимства, которая даст возможность для эффективного развития отрасли в ближайшие годы.