Постперестроечная Конституция России 1993 года абстрактно отрицает возможность единой идеологии у современного российского государства, но также абстрактно допускает существование разных идеологий у общества.
Эта двусмысленность не устраивает сегодня всех, все слои граждан, всех социальных субъектов, которые ждут ответа на серию вопросов. Нужна ли вообще идеология? Что такое идеология? Возможна ли единая идеология? Какой должна быть единая идеология? Каковы разные идеологии? В чем состоит различие идеологий? Возможны ли полярные идеологии? А есть ли идеологии у других стран? Была ли идеология у царской России? Какой была советская идеология? Место идеологий в системе мировоззрения? [1]
Опираясь на информационные источники современных российских средств массовой информации, в частности, на фактические данные телепрограмм и круглых столов: «60 минут», «Право голоса», «Право знать», «За и против», «Место встречи», программы ОТР – Общественного телевидения России, на телепрограммы В. Соловьева, Л. Млечина, С. Кургиняна, Н. Михалкова, митрополита Илариона, протоиерея Ткачева…, попробуем воспроизвести точки зрения, осуществить своеобразное мысленное социологическое исследование по проблеме отношения общества к вопросам идеологии.
Президент России В.В. Путин постоянно призывает российское общество сплотиться вокруг общей, единой «национальной идеи», которой является, с его точки зрения, идея патриотизма, хотя «патриотизм», как известно, является характерным чувством, идеей, доктриной почти всех государств планеты. В чем российская специфика? Тут больше, наверное, подходит понятие «соборности», выдвинутое в конце XIX века главой и идейным вдохновителем славянофилов Алексеем Степановичем Хомяковым.
Будучи премьер-министром России, да и в настоящее время, Д.А. Медведев продолжает утверждать рыночную специфику современной России даже ориентируется на дальнейшую приватизацию государственной собственности, хотя «рыночные механизмы» присущи почти всем странам, а в России много противников «рыночной стратегии» государства.
Общество продолжает постоянно спрашивать и Президента, и Правительство о будущем образе России, о будущей модели общества. Ответы должна дать специфическая идеология российского общества (или государства?).
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о единой и специфической идеологии России молчит, а его Председатель В.И. Матвиенко на данный запрос на заседании Совета Федерации «настырного» Н.С. Михалкова ответила: «Мы Вас услышали, Никита Сергеевич».
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, в лице своих «думских» партий общего, единого ответа об идеологии страны не дает. «Единая Россия» солидарна с «патриотизмом» В.В. Путина и «рынком» Д.А. Медведева, КПРФ продолжает придерживаться марксистско-ленинской идеологии, одновременно делая реверансы «рынку» и «религии». «Справедливая Россия» ориентируется на оппортунистические, социал-демократические, «социалистические» модели Запада. ЛДПР склоняется к моделям российской национал-патриотической идеологии.
Десятки партий России как политические объединения свои идеологически ориентированные программы являют неохотно, как бы стеснительно, смутно, хотя в этом собрании можно найти все что угодно: от национализма и «коммунизма» до либерализма и социал-демократии. Даже их идеологическая конфронтация обладает аморфностью, неаргументированностью и уходом от острых классовых вопросов. Зачем России много партий? Нужно только две:
- Партия «работодателей»,
- Партия «наемных работников».
Молодежные движения типа «Наши», «Волонтеры», «Молодая гвардия», «Комсомол» и т.п. исповедуют идеологию своих «старших товарищей», лидеров. Отдельные феномены-реперы не характерны для современной России. Где новаторы?
Православие традиционно придерживается религиозно-христианской идеологии со всеми ее консервативными догматами и принципами, представленными в священных писаниях. Буква написанного тысячи лет назад не подвергается сомнению, хотя трактуется в соответствии с современной российской ситуацией, особенно в области семейно-бытовых и нравственных проблем. Более того, РПЦ ждет признания государством и обществом идеологии православия как национально-скрепляющей силы современной России. Православное учение утверждается во всех сферах общества, в системе образования, в научной сфере.
Концепция свободы совести, свободы вероисповедания, отделения церкви от государства и школы практически не вспоминается священнослужителями, а клерикализация светского государства осуществляется последовательно и в разных формах. Лишь некоторые светские ученые, например, доктора философских наук, профессор М.М. Прохоров или А.Н. Иванов (нижегородцы) в своих публикациях констатируют и критикуют эти формы агрессивной клерикализации России.
Православная идеология вполне солидарна с монархической идеологией в современной России, что выражается и в культе Николая II, якобы «безвинно расстрелянного», и даже в терпимом отношении к старообрядчеству и дворянскому сословию. Другие религии (ислам, иудаизм, буддизм…) спокойно соседствуют с доминирующим православием, ограничиваясь скромной активностью и толерантным к ним отношениям со стороны РПЦ.
Монархическая идеология со времен «перестройки» пробудилась, ожила, восторжествовала и утверждается в обществе в разных формах: дворянские знания и собрания, музеи и дворцы, фильмы и литература, восхваление династии Романовых, приглашение царских потомков… Один из депутатов северной столицы, либерал-монархист, в феврале 2019 года выступил с предложением узаконить переименование воинских обращений «товарищ офицер», «товарищ генерал» в чопорные обращения «господин офицер», «господин генерал» (сержантский и рядовой состав армии, в его, следовательно, видении, так и останется сервильными «товарищами»). Этим он привел в смущение даже «правоверных» телеведущих 1-го канала и «господ единороссов».
То ли еще будет, обещают мечтающие о восстановлении самодержавия современные российские монархисты: присматриваются к «образу» будущего царя. Царя, как известно, «делает свита». У нас пусть не многочисленная, но знатная «царская свита» уже есть: с деньгами, дворцами, каналами СМИ… Чем же мы хуже королевских Англий, Швеций, Норвегий, Бельгий и т.д. и т.п. Дождемся? Ведь нам однажды и Н.С. Хрущев говорил: «Коммунизм не за горами…». Ведь поверили же.
Внегосударственные силовые объединения представлены различными союзами, организациями офицеров, афганцев, ветеранов, охранников. Это объединения людей, обладающих опытом и знаниями в области военной и правоохранительной службы, все они, как правило, патриотически ориентированы, хотя испытывают недостатки повседневно-бытового и трудового внимания, тенденциозность внешних оценок. Патриотическая идеология этих групп иногда испытывается на прочность террористами-исламистами, склоняющими их на религиозно-националистический путь.
Из представленного краткого экскурса ясно, что в современной России существует разнообразное множество альтернативных идеологий.
Социально-классовая дезориентированность определяет разнообразие идеологий от монархических и православно-догматических до либерально-буржуазных и коммунистических. Это разнообразие есть следствие аморфности социально-классовой и даже социально-религиозной ориентации, напоминающей эклектику Европы в 70-летний период: 1789-1848 годы. Мы имеем в виду отсутствие поляризации граждан на противоположности по двум хотя бы социальным основаниям:
- религиозному – на верующих и атеистов,
- классовому – на капиталистов (работодателей) и пролетариев (наемных работников).
В социально-религиозной области разнообразие наблюдается как среди верующих (множество конфессий), так и среди неверующих (множество позиций). В социально-классовом отношении разнообразие идеологий наблюдается как среди капиталистов работодателей (единой правой партии нет), так и среди пролетариев – наемных работников (единой коммунистической партии левого характера нет). Такой разнобой определяется не только социально-аморфной неопределенностью деятелей, идеологов, что обусловлено доминирующим статусом эклектического постмодернизма, но и непониманием классовой и системной природы идеологии, которая отождествляется с простыми идеями, взглядами, программами, речами или даже теориями и учениями. Идеология как системно-классовое содержание целостного мировоззрения не осознается.
Мы придерживаемся оценки профессора В.А. Ядова, что идеология – это теоретическое классовое сознание.
1. Идеология – это форма сознания.
Понятие сознания используется для фиксации духовного статуса идеологии, отнесения идеологии к области духовно-идеальных образований, а не материально-телесных. Идеология – это не тело, не вещь, не объективное явление, а духовно-психическое явление вроде понятий, идей, мнений, учений, категорий, чувств, восприятий, ощущений, эмоций, идеалов, представлений. Более того, через это понятие в понимание идеологии втягиваются и другие области психического: подсознательное, бессознательное, неосознаваемое, а значит и все чувственно-эмоциональные, а не только рационально-логические (понятия, теории…) формы психического.
Идеология является рационально-логической доминантой сознания и психики в целом.
2. Идеология – это классовое сознание.
Понятием «классовое» мы обозначаем социально-ценностную природу идеологии, а не абстрактно-объективную вроде естественно-научных теорий. В духовной области идеологической природой обладают те чувства, мнения, настроения, представления, понятия, учения, идеи, теории, которые пронизаны социально-классовым значением, социально-ценностной природой, и это, прежде всего, общественные и частично гуманитарные образования, а не естественные и технические.
Вот почему именно обществоведение (основы российской государственности, социология, политология, правоведение, этика, эстетика, история…) и человековедение (психология, ювенология, геронтология, иммортология…) являются областями культивирования идеологии, а не естествознание (физика, механика, биология…) или технознание (теория конструирования, технология, материаловедение, стандартизация…). Хотя и это важно, идеологические трактовки захватывают и естественно-технические области (атомистика, теория относительности, генетика, квантовая механика, кибернетика, роботизация, астрономия…).
Кроме того, идеология отчетливо и определенно выражает аксиологическое место идеологии в системе мировоззрения: она является ценностным ориентиром во всей совокупности духовных образований мировоззрения. Эта ее ценностная, аксиологическая природа находит выражение в ее нормативном, а не дескриптивном характере, в ее регламентирующих предписаниях по отношению к самому сознанию и его проявлениям в действиях и поведении. Это все и выражается повседневно в таких идеологических характеристиках людей как «зомбированность», «ангажированность» и т.д. Идеология своей аксиологической, ценностно-ориентированной природой объективно и субъективно воздействует на социальные ориентации человека в мире, является социальным компасом его мышления и поведения. К. Маркс и Ф. Энгельс подобное исследование делают в «Святом семействе…», поляризуя общество на позитивный класс довольной буржуазии и негативный (отрицательный) класс недовольных пролетариев. Сегодня в России такой классовой поляризации в форме становления классов буржуазии «для себя», «для другого» и пролетариев «для себя» и «для другого» нет! Но в ближайшие годы, в условиях поляризации и противостояния России с Западом, не может не произойти становления единой правовой партии капиталистического характера и единой левой партии социалистического характера.
Поиски единой идеологии в условиях размежевания социальных групп в России являются абстрактно-беспомощными, напрасными. Однако поиск единой идеологии или, по крайней мере, национальной идеи продолжается. Этого требует международная обстановка, а внутри страны – усиление социально-гуманитарной составляющей для подготовки подрастающего поколения молодежи.