Главная
АИ #17 (147)
Статьи журнала АИ #17 (147)
3D моделирование в художественной резьбе по кости

3D моделирование в художественной резьбе по кости

Научный руководитель

Колобов Василий Николаевич

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

3D моделирование
холмогорская резьба
3D печать
проектирование

Аннотация статьи

Статья посвящена применению 3D моделированию в процессе создания художественных изделий из кости на примере холмогорской художественной резьбе по кости. Показаны 3D печати образцов изделий. Кратко дана информация по истории развития холмогорской художественной резьбе по кости. Рассматривается сравнительный анализ между применением 3D программ по моделированию и 3D печати на примере программы Blender, как альтернатива традиционному проектированию и моделированию натуральными средствами (краски, кисти, пластилин для лепки, стеки и др.). Выявлены положительные и отрицательные характеристики программ и печати.

Текст статьи

Художественная резьба по кости один из древнейших видов обработки материалов, который человечество знало с первобытности. В России одними из главных исторических центров косторезного искусства представляют сёла Холмогоры и Ломоносово в Архангельской области. В наше время село Ломоносово является главным центром холмогорской художественной резьбы по кости, так как именно в нем находится среднее образовательное учреждение, и фабрика по подготовке резчиков по кости. В данной статье рассматривается применение 3D моделирования и 3D печать, как альтернатива проектированию в создании художественных произведений из кости и рога. Описано специализированное программное обеспечение и техническое оборудование. Кратко изложена история холмогорской резьбы по кости.

О холмогорской резьбе по кости известно с 1651 году. Изделия, изготовлявшиеся в это время, предназначались главным образом для домашнего обихода, охоты и женского туалета. Это ларцы для хранения драгоценностей, жезлы, судки, кубки, братины, шахматы, гребни резные и гладкие, охотничьи рога, чарки, костяные яйца, трубки и скульптурные фигуры. XVIII век создал в резьбе свой оригинальный стиль, но сложился он не сразу, а постепенно, в процессе усвоения и переработки форм западного и русского искусства. Приемы резьбы были сложны и разнообразны. Мастера применяли ажурную плоскую резьбу, высокий и низкий рельеф и цветную гравировку.

Период второй половины XVIII века можно считать расцветом холмогорской резьбы по кости. Широкое распространение получают плоская ажурная резьба и низкий рельеф. Все чаще применяется гравировка. Во второй половине XIX века промысел явно вырождается.

Эпоха длительного и тяжелого безвременья и ремесленничества кончилась, началось в подлинном смысле этого слова возрождение костяного дела. Мастера стали усиленно работать над новыми темами, воскрешая давно забытые или оставленные приемы и виды резьбы.

В современной холмогорской резьбе объединяются и получают новое развитие традиционные приемы, а вместе с ними появляются и новые образы. Одним из известнейших косторезов был Николай Дмитриевич Буторин (1934 – 2013 гг.). Выдающийся мастер-косторез холмогорской резной кости, заслуженный художник России, в1976 г. получивший звание лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за создание высокохудожественных произведений народного искусства. Буторин Николай является мастером, который в первой половине XX в. создал и развил в косторезной технике новое направление – гравюра по кости. Н.Д. Буторин проработал в ВШНИ с 2005 по 2012 г. Программы обучения по СПО и ВПО Н.Д. Буторин писал и проектировал сам, опираясь на преподавательский опыт в Ломоносовском училище Холмогорского района. Так как была выбрана экспериментальная группа для обучения непрерывного профессионального образования, то были внедрены задания более сложные и не повторяющиеся на следующих уровнях. Новизной в программе обучения в колледже и институте Высшей школы народных искусств (академия) по профилю «художественная резьба по кости» были сложные курсовые задания для студентов, где обучающиеся не копировали вещи, а проектировали и выполняли их в материале самостоятельно. В задания входили новые технологии изготовления изделий, композиционные изделия с камеями и фигурами людей.

Сейчас преподавание профильных дисциплин по подготовке художников в области художественной резьбы по кости ведёт Колобов Василий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ювелирного и косторезного искусства, заведующий мастерской косторезного искусства им. Н.Д. Буторина. Дисциплина «Проектирование» в косторезном искусстве является важнейшей частью при создании художественного изделия из кости. Традиционно, в процесс проектирования входят поиски художественных вариантов по определенным темам, выполняются поисковые наброски, эскизы, выполняются на бумаге с помощью графических инструментов (карандаши, краски, кисточки и др.). Из множества представленных вариантов выбирается наиболее лучший эскиз, который и выполняется в цвете на планшете. На дисциплине «Моделирование и конструирование» ведется работа по изготовлению в материале (пластилин, картон, дерево, бумага и др.) объемных работ по готовым графическим проектам по дисциплине «Проектирование». Готовую модель или макет можно рассмотреть со всех сторон в масштабе. В современном мире компьютерная графика всё больше вливается в нашу повседневную жизнь.

За последние годы 3D моделирование и 3D печать доказали свою эффективность в самых разных областях – в авиакосмической, нефтегазовой, судостроительной, в машиностроении, металлообработке, науке, образовании и ювелирном искусстве. 3D технологии применимы и в косторезном искусстве. Рассмотрим 3D моделирование и скульптинг на примере программы Blender, Blender – это профессиональное свободное программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования, скульптинга [1], анимации, симуляции, рендеринга [2], постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов» (Node Compositing), а также создания 2D-анимаций. В настоящее время пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым стабильным развитием и технической поддержкой. Характерной особенностью пакета Blender выступает его небольшой размер по сравнению с другими популярными пакетами для 3D-моделирования. Среди всего многообразия функций пакета программы, для художника костореза основными и важными являются поддержка разнообразных геометрических примитивов, включая полигональные модели, систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface (SubSurf), кривые Безье, поверхности NURBS, metaballs (метасферы), скульптурное моделирование и векторные шрифты [1]. Программа позволяет создать из простых геометрических фигур модели деревьев, кустов (рисунок 1), животных (рисунок 2, 3, 4) или же загрузить уже готовые модели для дальнейшего составления композиции.

Рис. 1. Пример моделирования деревьев в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». Автор неизвестен

Рис. 2. Пример моделирования лесного оленя в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». Автор неизвестен

Рис. 3. Пример моделирования бурого медведя в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». Автор неизвестен

Рис. 4. Пример моделирования лошади в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». Автор неизвестен

Рис. 5. Пример моделирования композиции дерева и животного в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». Автор неизвестен

Для качественного выполнения изделия из кости, 3D печать является главным помощником, так как имея перед собой напечатанную модель, художник косторез может точнее воспроизвести свою идею в материале. В качестве примера представлю композицию взятую из сети интернет, находящуюся в свободном доступе, в ней есть деревья и животное (рисунок 5).

Делая вывод, можно выделить минусы и плюсы использования 3D моделирования, проектирования и 3D печати. К плюсам можно отнести что художник косторез, оперируя всеми функциями программного обеспечения для создания трёхмерной графики «Blender» может смоделировать каждую мелочь своего художественного изделия, а именно позу животного, его анатомию, расположение относительно окружения (деревья, каменная порода, человека, постройки). Программа позволяет осмотреть моделируемую композицию со всех сторон, а печать на 3D принтере позволит, как было описано выше точнее воспроизвести свою идею в материале. Так же программа для создания трёхмерной графики «Blender» является бесплатной и общедоступной. К минусам можно отнести высокую стоимость оборудования и материалов для 3D печати, а также 3D моделирование, требует навыков, которые можно получить толь окончив платные курсы у специалистов в сфере 3D.

[1] Скульптинг (англ. Sculpting) – разновидность компьютерного 3D-моделирования объектов из виртуального материала, напоминающего глину, путем его растягивания, сжатия, разглаживания и других манипуляций. https://media.contented.ru/glossary/skulpting/ (дата обращения 20.01.23)

[2] Рендер (Рендеринг) — это процесс создания финального изображения или последовательности из изображений на основе двухмерных или трехмерных данных. Данный процесс происходит с использованием компьютерных программ и зачастую сопровождается трудными техническими вычислениями, которые ложатся на вычислительные мощности компьютера или на отдельные его комплектующие части. https://dzen.ru/a/YMmwcJgx3UYavMSP(дата обращения 20.01.23)

Список литературы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Статья [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Blender (дата обращения 1.12.22)
  2. Темерн С.М. Резьба по кости // Русское декоративное искусство. Т.1. – М.: Искусство, 1962. – С. 411-426.
  3. Уханова И.Н. Севернорусская резная кость XVII-XIX веков. 1 СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. – 179 с.
  4. Холмогорская резьба по кости конца XVII-XX веков: каталог выставки / авт. свет. Тарановская Н.В. – Л.: ГРМ, 1984. – 144 с.
  5. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н., Лапина Ю.Е., Лапшина Е.А., Максимович В.Ф., Мочалова М.Н., Немеренко Н.Н., Носань Т.М., Пенушкина Н.В., Сайфулина Е.В., Салтанов М.А., Тихомиров С.А., Христолюбова Д.Ю., Юдина И.И. / под науч. ред. В.Ф. Максимович. – СПб: ВШНИ, 2015. – 250 с.

Поделиться

529

Малышев В. А. 3D моделирование в художественной резьбе по кости // Актуальные исследования. 2023. №17 (147). С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/6102-3d-modelirovanie-v-khudozhestvennoj-rezbe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря