Главная
АИ #18 (148)
Статьи журнала АИ #18 (148)
Сравнительный анализ художественной стилизации флоры и фауны в косторезном искус...

Сравнительный анализ художественной стилизации флоры и фауны в косторезном искусстве на примере изделий традиционных центров России (Холмогоры) и Китая (Пекин)

Автор(-ы):

Малышев Вячеслав Александрович

30 апреля 2023

Научный руководитель

Колобов Василий Николаевич

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

резьба по кости
сравнительный анализ
Холмогорская резьба по кости
Китайская резная кость
художественная композиция
флора
фауна

Аннотация статьи

Статья посвящена сравнительному анализу изображение флоры и фауны в традиционных центрах косторезного искусства России и Китая. Рассматриваются отличительные и схожие характеристики художественной стилизации флоры и фауны в Холмогорской и Кантонской (Гуанчжоуская) художественной резьбе по кости. На примере современных изделий косторезного искусства выявлены сохранившиеся традиции художественной стилизации животного и растительного мира.

Текст статьи

Художественная резьба по кости – один из древнейших видов декоративно прикладного искусства. Помимо России своё распространение получила в Азиатских странах (Китай, Япония), Греции, Рим, Индия, Византия и страны Европы (Франция, Англия, Германия и Австрия). Мы рассмотрим и сравним две страны – это Россия и Китай. В России четыре основных центра: Холмогоры, Чукотка, Якутия, Тобольск. В статье мы рассмотрим один из главных центров, это Холмогорская резьба по кости. В настоящее время в Китае существуют пять школ по обработке кости. Основными центрами являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. В статье мы рассмотрим только Кантонскую (Гуанчжоуская) резьбу по кости.

Китайская резная кость

В Китае резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства. Сегодня слоновая кость является редким и ценным материалом, так как найти ее в природе трудно, а охота на этих животных теперь почти везде запрещена. Основным поставщиком сырья для изделий является Африканский континент. Но качество его среднее – сравнительно мягкие, темноватые и малопрозрачные фрагменты часто имеют трещины или разломы. А высший сорт материала, твердый, полупрозрачный, практически не желтеющий, придающий готовым предметам особую изысканность и эксклюзивность, привозят из Гвинеи.

Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960 - 1279гг.), а совершенствовался во времена династий Мин (1368 - 1644гг.) и Цин (1644 - 1911гг). Для резчиков по кости китайских мастеров характерна утонченная резьба с глубокой прорисовкой мельчайших деталей с преобладанием национальных мотивов. Кантонские резчики ориентировались на усовершенствование сложности резьбы и широко применяли отбеливание слоновой кости. Их работы отличались сияющей белизной и изысканной роскошью декора.

Флора и фауна в Кантонской косторезной школе является самой богатой, среди всех стран, где существовало косторезное искусство. Флора в кантонской школе изобилует большим многообразием различных деревьев, кустарников, травки, цветы, растения и т.д. (рисунок 1). По стилистике выполнения, деревья, кустарники, травка в скульптурных композициях копирует старинную китайскую живопись (рисунок 2). Композиции из кости перегружены растительными элементами, но в то же время смотрятся как сложный многоуровневый ажур. Все детали композиции тонко и детально вырезаны.

https://i.pinimg.com/736x/4a/9a/e9/4a9ae96e88eadba154189c8e1d6daa2e--marfil-ivory.jpg

Рис. 1. Настольная композиция. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен

https://thejigsawpuzzles.com/img-puzzle-5365553-1024/Landscape-Detail-Ink-and-Colors-on-Silk

Рис. 2. Китайская живопись. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен

Цветочные композиции, выполненные полностью из слоновьей кости (ранее) и мамонтовой кости выполнены максимально реалистично, по отношению к первоисточнику. Сложное композиционное решение и техника выполнения. Богатый и массивный цветочный букет возвышается над ажурным постаментом, с обеих боков находятся животные – петухи (животные выполнены в меньшем размере, чтобы не отвлекать от главного букета). Возвышается над букетом ажурная арка с подвешенным «дьявольским шаром» (рисунок 3). Яркий образец совмещения флоры и фауны.

https://puzzleit.ru/files/puzzles/62/62032/_background.jpg

Рис. 3. Императорский букет. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен

Особое место среди косторезных изделий выполненные кантонскими мастерами занимают «шары-головоломки» выполненные из цельного куска кости. Вырезали их с помощью простейшего набора инструментов несколько полых шаров, размещенных один в другом, подобно матрешкам. При этом каждый из этих шаров мог свободно вращаться внутри независимо от других. И, к тому же, все шары были украшены тончайшей витиеватой резьбой, в которой присутствует как флора (рисунок 4), так и фауна (чаще это мифический зверь-дракон) (рисунок 5).

https://sun3-12.userapi.com/impg/xtJb81hkIc1fxclPHxaAKb7A5MFsYFBMgAOM7w/CEWeNzuvbu0.jpg?size=600x557&quality=96&proxy=1&sign=905458e8a096a7947c9bd3a2d75fe291&c_uniq_tag=zrRI_KaK-JvK_kbz8utxkH3iOxLy45kU7jkMEQos42A&type=album

Рис. 4. Шар в шаре. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен

https://sun3-13.userapi.com/impg/gTYzMz4G231mZKt6IwHngfOMUQVF4t2p4o61BA/EM_9e3LbQRQ.jpg?size=426x413&quality=96&proxy=1&sign=937535f13fab3cfc8bc2d2e185822f11&c_uniq_tag=9WY47rJ6Cn0qOFHTeu5k0PkCk7k6mO58ltFrMKO_DqI&type=album

Рис. 5. Шар в шаре. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен

Фауна так же, как и флора разнообразна: ракообразны: крабы, раки, креветки. Паукообразные: скорпионы, пауки. Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, пчелы, кузнечики, стрекозы и т.д. Млекопитающие – все животные, имеющие шерсть. Птицы: петухи, журавли, цапли, сороки и т.д. Пресмыкающиеся: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Земноводные: лягушки и жабы. Рыбы: карпы, тунец, рыба-сабля. Животные из мифологии и народного фольклора: драконы, фениксы.

Фауна максимально реалистична, декоративность изделиям придаётся с помощью нанесения гравировки или поверхностного окрашивания. Насекомые, мелкие животные, птицы и рыбы вырезаются в натуральном масштабе, с присущей натуральностью и детализацией.

Художественная резьба в России

В России основными историческими центрами косторезного искусства являются села Холмогоры и Ломоносово в Архангельской области, город Тобольск в Тюменской области, Якутск (Республика Саха), а также Чукотка (пос. Уэлен). Но для каждого района характерен свой доминирующий материал, благодаря которому с течением времени выработались свои отличительные черты и стилевые особенности художественной обработки кости. В статье мы рассмотрим один из главных центров, это Холмогорская резьба по кости.

Холмогорская резьба по кости

В настоящее время косторезный промысел сосредоточился в с. Ломоносово. О работе холмогорских резчиков нам известно в связи с вызовом в 1651 году из Холмогор резчиков в московскую Оружейную палату. Характерные особенности художественного стиля в XVII веке получает широкое распространение «травный» орнамент. До XVII века и после деревья изображались как в иконописи и лаковой миниатюре (рисунок 6, 7) Растительный орнамент декоративно переработан и упрощён, резьба крупных форм, грубовато выполнена, напоминает узорную резьбу по дереву (рисунок 8).

Рис. 6 Ларец-теремок свадебный. XVIII век. ГИМ. Автор неизвестен

Рис. 7 Фрагмент Ларец-теремок свадебный. Фрагмент с изображением деревьев. Брошь «Аленький цветочек» Белова Олега. Частная коллекция

https://sun9-east.userapi.com/sun9-60/s/v1/if1/qAhuF0Zgi1flfdj8awexDgNXNfzulS6ml3qRdmUhEkP0wxcOWZgUObyXJq2nBhPU3sAMngNr.jpg?size=548x600&quality=96&type=album

Рис. 8. Сундук. Холмогоры, Архангельская губерния. Конец ХVII века. Автор неизвестен

Рис. 9. Бюро-секретер. XVIII век. Московский государственный исторический музей, Автор неизвестен

Гравировка используется мало, как дополнение. Отсутствие цветной кости и глазкового орнамента также является характерным признаком. XVIII век создал в резьбе свой оригинальный стиль, но сложился он не сразу, а постепенно, в процессе усвоения и переработки форм западного и русского искусства. Приемы резьбы были сложны и разнообразны. Мастера применяли ажурную плоскую резьбу, высокий и низкий рельеф и цветную гравировку. Чаше всего изображали травы, цветы, архитектурные мотивы, фантастических животных и птиц. Для стилизации использовали декоративные риски и подкрашивание или подсветка. Мастера создали свой стиль, называемый «северный рококо». Раковина, утвердившаяся в пластике середины XVIII века, получила необычайную устойчивость в искусстве резчиков по кости, постепенно видоизменяясь. Как мы можем увидеть, бюро (рисунок 9) отделано крашенными пластинами с глазковым орнаментом и белыми пластинами с тонким растительным орнаментом, Вставки с сюжетами, обрамлённые рокайлинным орнаментом, похожи на лубочные картинки, они просты и понятны зрителю. Животные просты по анатомии, но узнаваемы. Растительный орнамент состоит из фантазийных цветов.

Во второй половине XIX века возродился интерес к северной тематике; к изображению картин северной природы. Получают распространение плоские рельефные композиции, например, оленьи упряжки. Искусство холмогорского промысла к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества. Мастера отошли от вековых традиций «травного» узора, перейдя на изображение роз, пышных цветов с клумб возделанных садов. XX век – это век возрождения промысла, возврат к северной тематике в новой его форме. Фауна разнообразна, олени, лоси, кабаны, зайцы, куньи, лошади, разные виды птиц, морские животные. Характерная стилизация фауны – декоративные риски в малом количестве по направлению роста шерсти или полная имитация шерсти животного (рисунок 10). Анатомия вырезаемых из кости животных схожа с настоящими, но со своими особенностями т.е. животные изображены в элегантных и динамических позах (рисунок 11).

Рис.10. Вазочка «Олень». 1994. Частное собрание. Вазочка «Ладья». 1993. Частное собрание. Новоселов. А. В.

https://kelohouse.ru/images/sokrovishe2/9.jpg

Рис. 11. Ларец «Весенняя песня». 1989. Музей Ломоносова. Осипов Г. Ф.

Флора с XIX века не претерпела существенных изменений, это «Северное Рококо», только узоры стали пластичнее. В XXI веке изображение флоры так же, как и в XX веке. У одних художников фауна стала реалистичней (в скульптурных и рельефных композициях), а у других является основой для заполнения (частично или полностью) растительным орнаментом, например, как у Лохова О. Автор берёт за основу интересующее его животное и полностью заполняет его растительным орнаментом, типичный для холмогорской резьбы (северный рококо), иногда с добавлением стилизованного ветра, метели, дыма (рисунок 12 – фотоматериалы взяты с официальной группы Лохова Олега в VK).

https://sun9-east.userapi.com/sun9-74/s/v1/ig2/Z505QQZ_mpDNelE7xl6_jBYzVMof2sKJPcppgePrdhzaIyR4kjLZ0bY54iC0acQhcR8rwnxZzyry69Z4xCdfidqU.jpg?size=1280x853&quality=96&type=album

Рис.12. Метель. Частное хранение. Автор Лохов О.

Рис. 13. Фрагмент. Метель

Подводя итоги можно составить таблицу в которой рассматриваются отличительные и схожие характеристики художественной стилизации флоры и фауны Холмогорской и Кантонской (Гуанчжоуская) художественной резьбе по кости и какие сохранившиеся традиции художественной стилизации животного и растительного мира присутствуют в косторезных изделиях (таблица).

Таблица

Страна(школы)

Флора

Фауна

деревья

цветы

животные

птицы

насекомые

Россия (Холмогоры)

Изображаются как в лаковой миниатюре

Декоративная переработка характерных для России цветов и трав (Северное рококо) Розы одни из любимых цветов

Олень, лось, кабан, зайцы, куньи, лошади, морские животные. Характерная стилизация фауны – декоративные риски по направлению роста шерсти или полная имитация шерсти животного.

Тетерева основные изображаемые птицы, жар-птицы

 Бабочки редко изображаемые представители фауны в Российском косторезном искусстве

Китай (Гуанчжоу)

Изображаются как в китайской живописи

Реалистичное изображение всяческих видов цветов и растений, почти всегда в масштабе 1:1, большие цветочные композиции

Изображается весь животный мир мира, но преобладающие изображение животных китайского гороскопа, а также мифические животные из народного фольклора

Чаще всего это журавли, цапли, и птицы, обитающие на территории Китая

Все виды насекомых в масштабе 1:1

Список литературы

  1. Статья. Китайская резьба по кости. [Электронный ресурс] https://zorca.ru/китайская-резьба-по-кости.html (Дата обращения 20.12.22)
  2. Официальная группа в VK Олег Лохов. Каталог изделий. [Электронный ресурс] https://vk.com/art_mamont. (Дата обращения 10.01.23)
  3. Темернн С.М. Резьба по кости. // Русское декоративное искусство. Т.1. – М.: Искусство, 1962. С.411-426.
  4. Уханова И.Н. Севернорусская резная кость XVII - XIX веков. 1 СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005.–179 с.
  5. Холмогорская резьба по кости конца XVII-XX веков: каталог выставки / авт. свет. Тарановская Н.В.–Л.: ГРМ, 1984. –144 с.
  6. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2–х частях. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н., Лапина Ю.Е., Лапшинае.А., Максимович В.Ф., Мочалова М.Н., Немеренко Н.Н., Носань Т.М., Пенушкина Н.В., Сайфулинае.В., Салтанов М.А., Тихомиров С.А., Христолюбова Д.Ю., Юдина И.И. / под науч. ред. В.Ф. Максимович. – СПб: ВШНИ, 2015. – 250 с.

Поделиться

230

Малышев В. А. Сравнительный анализ художественной стилизации флоры и фауны в косторезном искусстве на примере изделий традиционных центров России (Холмогоры) и Китая (Пекин) // Актуальные исследования. 2023. №18 (148). Ч.II.С. 20-26. URL: https://apni.ru/article/6103-sravnitelnij-analiz-khudozhestvennoj-stilizat

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня