Художественная резьба по кости – один из древнейших видов декоративно прикладного искусства. Помимо России своё распространение получила в Азиатских странах (Китай, Япония), Греции, Рим, Индия, Византия и страны Европы (Франция, Англия, Германия и Австрия). Мы рассмотрим и сравним две страны – это Россия и Китай. В России четыре основных центра: Холмогоры, Чукотка, Якутия, Тобольск. В статье мы рассмотрим один из главных центров, это Холмогорская резьба по кости. В настоящее время в Китае существуют пять школ по обработке кости. Основными центрами являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. В статье мы рассмотрим только Кантонскую (Гуанчжоуская) резьбу по кости.
Китайская резная кость
В Китае резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства. Сегодня слоновая кость является редким и ценным материалом, так как найти ее в природе трудно, а охота на этих животных теперь почти везде запрещена. Основным поставщиком сырья для изделий является Африканский континент. Но качество его среднее – сравнительно мягкие, темноватые и малопрозрачные фрагменты часто имеют трещины или разломы. А высший сорт материала, твердый, полупрозрачный, практически не желтеющий, придающий готовым предметам особую изысканность и эксклюзивность, привозят из Гвинеи.
Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960 - 1279гг.), а совершенствовался во времена династий Мин (1368 - 1644гг.) и Цин (1644 - 1911гг). Для резчиков по кости китайских мастеров характерна утонченная резьба с глубокой прорисовкой мельчайших деталей с преобладанием национальных мотивов. Кантонские резчики ориентировались на усовершенствование сложности резьбы и широко применяли отбеливание слоновой кости. Их работы отличались сияющей белизной и изысканной роскошью декора.
Флора и фауна в Кантонской косторезной школе является самой богатой, среди всех стран, где существовало косторезное искусство. Флора в кантонской школе изобилует большим многообразием различных деревьев, кустарников, травки, цветы, растения и т.д. (рисунок 1). По стилистике выполнения, деревья, кустарники, травка в скульптурных композициях копирует старинную китайскую живопись (рисунок 2). Композиции из кости перегружены растительными элементами, но в то же время смотрятся как сложный многоуровневый ажур. Все детали композиции тонко и детально вырезаны.
Рис. 1. Настольная композиция. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен
Рис. 2. Китайская живопись. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен
Цветочные композиции, выполненные полностью из слоновьей кости (ранее) и мамонтовой кости выполнены максимально реалистично, по отношению к первоисточнику. Сложное композиционное решение и техника выполнения. Богатый и массивный цветочный букет возвышается над ажурным постаментом, с обеих боков находятся животные – петухи (животные выполнены в меньшем размере, чтобы не отвлекать от главного букета). Возвышается над букетом ажурная арка с подвешенным «дьявольским шаром» (рисунок 3). Яркий образец совмещения флоры и фауны.
Рис. 3. Императорский букет. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен
Особое место среди косторезных изделий выполненные кантонскими мастерами занимают «шары-головоломки» выполненные из цельного куска кости. Вырезали их с помощью простейшего набора инструментов несколько полых шаров, размещенных один в другом, подобно матрешкам. При этом каждый из этих шаров мог свободно вращаться внутри независимо от других. И, к тому же, все шары были украшены тончайшей витиеватой резьбой, в которой присутствует как флора (рисунок 4), так и фауна (чаще это мифический зверь-дракон) (рисунок 5).
Рис. 4. Шар в шаре. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен
Рис. 5. Шар в шаре. Место хранения - неизвестно. Автор неизвестен
Фауна так же, как и флора разнообразна: ракообразны: крабы, раки, креветки. Паукообразные: скорпионы, пауки. Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, пчелы, кузнечики, стрекозы и т.д. Млекопитающие – все животные, имеющие шерсть. Птицы: петухи, журавли, цапли, сороки и т.д. Пресмыкающиеся: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Земноводные: лягушки и жабы. Рыбы: карпы, тунец, рыба-сабля. Животные из мифологии и народного фольклора: драконы, фениксы.
Фауна максимально реалистична, декоративность изделиям придаётся с помощью нанесения гравировки или поверхностного окрашивания. Насекомые, мелкие животные, птицы и рыбы вырезаются в натуральном масштабе, с присущей натуральностью и детализацией.
Художественная резьба в России
В России основными историческими центрами косторезного искусства являются села Холмогоры и Ломоносово в Архангельской области, город Тобольск в Тюменской области, Якутск (Республика Саха), а также Чукотка (пос. Уэлен). Но для каждого района характерен свой доминирующий материал, благодаря которому с течением времени выработались свои отличительные черты и стилевые особенности художественной обработки кости. В статье мы рассмотрим один из главных центров, это Холмогорская резьба по кости.
Холмогорская резьба по кости
В настоящее время косторезный промысел сосредоточился в с. Ломоносово. О работе холмогорских резчиков нам известно в связи с вызовом в 1651 году из Холмогор резчиков в московскую Оружейную палату. Характерные особенности художественного стиля в XVII веке получает широкое распространение «травный» орнамент. До XVII века и после деревья изображались как в иконописи и лаковой миниатюре (рисунок 6, 7) Растительный орнамент декоративно переработан и упрощён, резьба крупных форм, грубовато выполнена, напоминает узорную резьбу по дереву (рисунок 8).
Рис. 6 Ларец-теремок свадебный. XVIII век. ГИМ. Автор неизвестен
Рис. 7 Фрагмент Ларец-теремок свадебный. Фрагмент с изображением деревьев. Брошь «Аленький цветочек» Белова Олега. Частная коллекция
Рис. 8. Сундук. Холмогоры, Архангельская губерния. Конец ХVII века. Автор неизвестен
Рис. 9. Бюро-секретер. XVIII век. Московский государственный исторический музей, Автор неизвестен
Гравировка используется мало, как дополнение. Отсутствие цветной кости и глазкового орнамента также является характерным признаком. XVIII век создал в резьбе свой оригинальный стиль, но сложился он не сразу, а постепенно, в процессе усвоения и переработки форм западного и русского искусства. Приемы резьбы были сложны и разнообразны. Мастера применяли ажурную плоскую резьбу, высокий и низкий рельеф и цветную гравировку. Чаше всего изображали травы, цветы, архитектурные мотивы, фантастических животных и птиц. Для стилизации использовали декоративные риски и подкрашивание или подсветка. Мастера создали свой стиль, называемый «северный рококо». Раковина, утвердившаяся в пластике середины XVIII века, получила необычайную устойчивость в искусстве резчиков по кости, постепенно видоизменяясь. Как мы можем увидеть, бюро (рисунок 9) отделано крашенными пластинами с глазковым орнаментом и белыми пластинами с тонким растительным орнаментом, Вставки с сюжетами, обрамлённые рокайлинным орнаментом, похожи на лубочные картинки, они просты и понятны зрителю. Животные просты по анатомии, но узнаваемы. Растительный орнамент состоит из фантазийных цветов.
Во второй половине XIX века возродился интерес к северной тематике; к изображению картин северной природы. Получают распространение плоские рельефные композиции, например, оленьи упряжки. Искусство холмогорского промысла к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества. Мастера отошли от вековых традиций «травного» узора, перейдя на изображение роз, пышных цветов с клумб возделанных садов. XX век – это век возрождения промысла, возврат к северной тематике в новой его форме. Фауна разнообразна, олени, лоси, кабаны, зайцы, куньи, лошади, разные виды птиц, морские животные. Характерная стилизация фауны – декоративные риски в малом количестве по направлению роста шерсти или полная имитация шерсти животного (рисунок 10). Анатомия вырезаемых из кости животных схожа с настоящими, но со своими особенностями т.е. животные изображены в элегантных и динамических позах (рисунок 11).
Рис.10. Вазочка «Олень». 1994. Частное собрание. Вазочка «Ладья». 1993. Частное собрание. Новоселов. А. В.
Рис. 11. Ларец «Весенняя песня». 1989. Музей Ломоносова. Осипов Г. Ф.
Флора с XIX века не претерпела существенных изменений, это «Северное Рококо», только узоры стали пластичнее. В XXI веке изображение флоры так же, как и в XX веке. У одних художников фауна стала реалистичней (в скульптурных и рельефных композициях), а у других является основой для заполнения (частично или полностью) растительным орнаментом, например, как у Лохова О. Автор берёт за основу интересующее его животное и полностью заполняет его растительным орнаментом, типичный для холмогорской резьбы (северный рококо), иногда с добавлением стилизованного ветра, метели, дыма (рисунок 12 – фотоматериалы взяты с официальной группы Лохова Олега в VK).
Рис.12. Метель. Частное хранение. Автор Лохов О.
Рис. 13. Фрагмент. Метель
Подводя итоги можно составить таблицу в которой рассматриваются отличительные и схожие характеристики художественной стилизации флоры и фауны Холмогорской и Кантонской (Гуанчжоуская) художественной резьбе по кости и какие сохранившиеся традиции художественной стилизации животного и растительного мира присутствуют в косторезных изделиях (таблица).
Таблица
Страна(школы) |
Флора |
Фауна | |||
деревья |
цветы |
животные |
птицы |
насекомые | |
Россия (Холмогоры) |
Изображаются как в лаковой миниатюре |
Декоративная переработка характерных для России цветов и трав (Северное рококо) Розы одни из любимых цветов |
Олень, лось, кабан, зайцы, куньи, лошади, морские животные. Характерная стилизация фауны – декоративные риски по направлению роста шерсти или полная имитация шерсти животного. |
Тетерева основные изображаемые птицы, жар-птицы |
Бабочки редко изображаемые представители фауны в Российском косторезном искусстве |
Китай (Гуанчжоу) |
Изображаются как в китайской живописи |
Реалистичное изображение всяческих видов цветов и растений, почти всегда в масштабе 1:1, большие цветочные композиции |
Изображается весь животный мир мира, но преобладающие изображение животных китайского гороскопа, а также мифические животные из народного фольклора |
Чаще всего это журавли, цапли, и птицы, обитающие на территории Китая |
Все виды насекомых в масштабе 1:1 |