Главная
АИ #18 (148)
Статьи журнала АИ #18 (148)
Методика формирования знаний и умений учащихся косметического ухода за кожей лиц...

Методика формирования знаний и умений учащихся косметического ухода за кожей лица в рамках изучения курса биологии «Человек и его здоровье»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

здоровье
уход
кожа
профилактика
здоровый образ жизни
биология
школа

Аннотация статьи

Гигиена и уход за кожей являются неотъемлемым компонентом культуры здоровья. Данная статья посвящена методике формирования знаний и умений косметического ухода за кожей лица у подростков. Рассмотрены принципы базового ухода за кожей, даны практические советы, отражены причины проблем кожи. Опытно-исследовательская работа проводилась на уроках биологии в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ермишинская средняя школа» Рязанской области. В исследовании приняли участие 24 ученика восьмого класса.

Текст статьи

Пубертатный период – важнейший этап в жизни каждого человека. Период, когда наиболее активно происходит формирование самооценки личности. Гормональная перестройка, происходящая в организме юного человека, а также усиленная работа сальных желез зачастую вызывают неприятные кожные высыпания в виде прыщей (акне), черных точек. Наличие косметических дефектов нередко отражается на самочувствии, настроении и самооценке, как следствие, заметно снижается качество жизни. Усугубляется состояние кожи неправильным питанием, неправильно подобранным уходом за кожей лица. Продолжительное течение акне, ее тяжелая форма и иррациональное лечение вызывают серьёзные косметические дефекты в виде постакне (рубцовых изменений и гиперпигментации). Известно, что правильный косметический уход за кожей снижает ее микробную обсемененность, уменьшает сальную секрецию, снижая тем самым вероятность развития воспалительных процессов, способствует более скорому заживлению уже имеющихся высыпаний и улучшает состояние кожи в целом, а, значит, сохраняет здоровье, молодость и красоту [4, с. 23]. Цель настоящего исследования заключается в изучении особенностей косметического ухода за кожей лица в подростковый период.

Учитель биологии способен на своих уроках помочь подросткам сформировать знания и умения косметического ухода за их кожей лица. Особенно актуально это будет при изучении раздела «Покровы тела», курса биологии «Человек и его здоровье» в 8–9 классах.

Чтобы уход за кожей помог, а не навредил, он должен соответствовать возрасту и типу кожи. При определении типа кожи, как правило, могут возникнуть проблемы. Косметологи выделяют 4 типа кожи: сухой, жирный, нормальный, комбинированный, вид кожи зависит от того, как функционируют сальные железы [3, с. 66].

Специалисты утверждают, что базовый уход за кожей следует начинать уже с подросткового возраста [4, с. 23]. Во-первых, главным этапом ухода является очищение. Оно направлено на бережное удаление загрязнений: остатков косметики, пыли, себума, пота. Это может быть пенка или гель для умывания, однако они не должны обезжиривать или пересушивать кожу, а в составе не допускается наличие масел, так как они могут закупоривать поры и способствовать образованию комедонов. Второй компонент ухода – увлажнение. Оно необходимо всем типам кожи без исключения и на регулярной основе. Увлажняющий крем лучше подобрать с легкой текстурой и составом, повышающим барьерно-защитные силы кожи. В-третьих, не стоит пренебрегать защитой от солнца, которая необходима любому типу кожи. УФ-лучи вызывают ускоренное то старение кожи. Солнцезащитное средство (спрей, крем) должно быть адаптировано для проблемной кожи и иметь фактор не ниже SPF 30 [1, с. 289]. Его нужно использовать не только в теплое время года, как многим кажется, но и зимой. Лучше всего ориентироваться на УФ-индекс и количество проведенного на солнце времени, если УФ-индекс выше 2–3, то однозначно солнцезащитное средство стоит наносить.

Нужно понимать, что применение только наружных средств не могут привести к полноценному здоровью и молодости кожи, какими бы дорогими и современными они ни были. Сбалансированное питание и адекватный питьевой режим играют большую роль в обеспечении жизнедеятельности и процессе обновления клеток и тканей организма человека. Рациональный питьевой режим обеспечивает поддержание водно-солевого баланса и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма: организм человека получает то же количество воды, которое выделяет наружу. Нарушения водно-солевого баланса в ту или иную сторону сопровождаются нарушениями процесса жизнедеятельности и имеют внешние проявления. При отрицательном водно-солевом балансе уменьшается содержание воды в тканях, в том числе в коже и подкожной клетчатке. В результате тургор кожи падает, появляются мелкие морщинки, морщины становятся более выраженными. Под рациональным питьевым режимом потребление чистой воды в объеме 1,5-2,5 л малыми порциями по 30-50 мл в течение дня [5, с. 126]. Потребность в воде тем выше, чем больше масса тела человека. В настоящее время есть огромное количество приложений на мобильное устройство, позволяющих рассчитывать норму потребления воды в зависимости от веса и роста, они также могут напоминать о необходимости пить воду. Только 12,5% опрошенных ответили, что следят за количеством выпитой воды в сутки.

В рационе современных людей наблюдается дефицит витаминов, многих микро- и макроэлементов, преобладают легкоусвояемые углеводы, гидрогенизированные жиры и жиры животного происхождения, что отражается на состоянии кожи [5, с. 126]. Так, дефицит белков в пище приводит к уменьшению синтеза белков кожи. В результате этого у кожи снижается тургор (эластичность). Предпочтительнее ориентироваться в рекомендациях по питанию на современные представления о здоровой пище. Это свежеприготовленная пища из натуральных продуктов, а термообработка на пару или запекание позволит максимально сохранить полезные вещества.

 Результаты констатирующего эксперимента представлены ниже. Анкетирование показало, что у 75% опрашиваемых учащихся восьмого класса Ермишинской средней школы Рязанской области отсутствует понимание знаний о типах кожи и способах их определения. В связи с этим в качестве домашнего задания им был предложен простой способ для определения типа кожи: сразу после утреннего пробуждения необходимо было приложить к лицу тонкую бумажную салфетку [3, с. 66]. Если следов на ней не было, это означало, что тип кожи – сухой, едва заметные следы – нормальный; заметные отпечатки от лба, носа, щёк и подбородка – жирный; заметные отпечатки от лба, носа и подбородка – комбинированный.

Вопрос о влиянии характера питания на состояние кожи выявил у 50% подростков неверный ответ. Далее учащимся задали вопрос, считают ли они, что в их возрасте уже нужно ухаживать за кожей. На что только 25% респондентов ответило утвердительно. Полученные данные свидетельствуют о пробелах в знаниях по сохранению здоровья кожи лица. С этой целью была разработана методика формирования знаний и умений косметического ухода за подростковой кожей лица. Серия уроков «Гигиена кожных покровов» носили практический характер. Была проведена практическая работа «Описание мер по уходу за кожей лица в зависимости от типа кожи», с которой учащиеся успешно справились. Обсуждая с учащимися показатели здоровья кожи, были привлечены знания о роли в этом здоровья пищеварительной системы. Раскрывалась зависимость здоровья кожи от качества пищи, согласованной работы желудочно-кишечного тракта и инфекционных заболеваний полости рта и зубов. Была выполнена групповая проектная работа «Кожа – зеркало здоровья». Учащимися были созданы памятки с наиболее распространенными ошибками, которые совершают подростки в процессе ухода за кожей лица. Они содержали следующие положения:

  1. умывание мылом (хозяйственным или дегтярным, например). Частое умывание с мылом изменяет значение рН кожи и приводит к снижению иммунитета кожи, стимулирует выработку кожного сала [2, с. 27];
  2. использование спиртовых настоек растений или спирта для протирания лица – разрушает защитный барьер кожи, усиливается выделение кожного жира;
  3. использование скрабов. Приводит к нарушению целостности кожи и защитного барьера, распространению микроорганизмов по лицу, повышается риск возникновения инфекционных кожных заболеваний;
  4. попытки самостоятельно «выдавить» прыщ. Это может привести к появлению рубцов и пигментных пятен, повышает риск распространения инфекции в сторону.

Таким образом, в результате применения разработанной методики на уроках биологии в рамках изучения курса «Человек и его здоровье», мы наблюдаем существенное повышение уровня у учащихся косметолого-гигиенических знаний и умений за кожей лица.

Список литературы

  1. Агафонова М. Е. Тепловая травма у бегунов на длинные дистанции в процессе тренировочной и соревновательной деятельности: состояние проблемы, меры профилактики // Ученые записки белорусского государственного университета физической культуры. - 2021. - №24. - С. 282-292.
  2. Бичевая В.В. Нетрадиционная форма организации обучения химии // Педагогический поиск. - 2011. - №2. - С. 24-28.
  3. Сараева А.Е. Определение «жирности» кожи человека методом окситермографии / А.Е. Сараева, С.В. Моржухина, В.Г. Филоненко, Б.К. Зуев // Евразийский союз ученых. - 2014. - №6. - С. 65-68.
  4. Сычева Л.А. Методика формирования знаний и умений косметического ухода за подростковой кожей лица / Л.А. Сычева, И.Е. Шарабарин, А.А. Спичак // Символ науки. - 2017. - №4. - С. 23-25.
  5. Урбанский, А. С. Основы косметологии: массаж и диетология / А. С. Урбанский, Н. Г. Коновалова, С. Ю. Рудник. – 2-е изд., – 154 с. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/515815 (дата обращения: 02.05.2023).
  6. Яровая Н.Ф. Уход за жирной и проблемной кожей // Лечащий врач. - 2010. - №5. - С. 26-29.

Поделиться

1187

Гумбатова Э. С. Методика формирования знаний и умений учащихся косметического ухода за кожей лица в рамках изучения курса биологии «Человек и его здоровье» // Актуальные исследования. 2023. №18 (148). Ч.II.С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/6109-metodika-formirovaniya-znanij-i-umenij-uchash

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января