Особенности развития рынка консалтинговых услуг в России

Особенности развития рынка консалтинговых услуг в России

В статье рассматривается классификация консалтинга на основе различных критериев. Представлен экономический обзор развития отдельных видов рынка консалтинговых услуг. Определены основные особенности и перспективы развития консалтинга в России.

Аннотация статьи
консалтинг
консалтинговые услуги
консультационные услуги
рынок консалтинговых услуг
классификация консалтинговых услуг
Ключевые слова

Дефиниция «консалтинг» происходит от английского слова « consulting» и означает деятельность специализированных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической, экономической и других видах деятельности в различных отраслях и секторах экономики. Консалтинговые услуги представляют собой процесс консультирования руководителей, управленческого персонала и иных сотрудников по финансовым, юридическим, инвестиционным и другим вопросам, а также проведение оценочных действий, коррекции организационной структуры с целью вывода фирмы из кризисных ситуаций, поиска новых партнеров или источников финансирования, осуществляемый в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом бизнес-решений и стратегий. Консалтинговые компании предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, ноу-хау и т.д.), по оценке торгово-экономических и политических условий экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества, по разработке и проведению маркетинговых исследований, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий с учетом внутренней и внешней среды и т.д., а в отечественной практике – также по регистрации предприятий различных форм собственности. Консалтинговые фирмы могут иметь специализацию по региональному, отраслевому и другим принципам.

В штате фирмы, даже самой крупной не представляется возможным содержать несколько экспертов или профессиональных консультантов по разным направлениям деятельности, поэтому многие из них прибегают к консалтинговым услугам не только при возникновении трудностей, но и когда нужно ускорить темпы экономического развития фирмы, минимизировать издержки, оценить кадровый и ресурсный потенциалы и т.д. К преимуществам консалтинговых услуг сторонних организаций относят их независимость и профессиональный опыт решения подобных проблем на других предприятиях, так как специалисты консалтинговых агентств объективно и свежим взглядом могут выявить проблемы, которые сотрудникам компании попросту незаметны

Первая фирма по оказанию консультационных услуг открылась в США в 1886 г. В 1914 г. Эдвин Буз организовал службу деловых исследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире – «Booz Allen Hamilton». В 20-30 гг. прошлого столетия подобные фирмы начали появляться в Великобритании и Германии, а затем и в других европейских странах. К середине ХХ века они достигли рынков Азии, Африки и Латинской Америки. Консалтинговые фирмы, такие как «Arthur D. Little», «A.T. Kearney», «Booz Allen Hamilton», «McKinsey & Company», «Abeam Consulting», «Abacus Consulting Technology Limited», «Ramboll Management Consulting» «Simon-Kucher & Partners» в последствии приобрели мировую известность и заняли лидирующие позиции по оказанию консультационных услуг по различным направлениям и сферам деятельности. В зависимости от конъюнктуры рынка, экономической ситуации и множества других факторов в той или иной стране развит «свой» сегмент консалтинговых услуг.

В Россию этот бизнес проник намного позже, в 1987 г., а свое полноценное развитие получил в 1990-е гг. Рынок консалтинговых услуг стал динамично развиваться, если в 1991 г. функционировало около 20 фирм, то в 2017 г. только в рейтинге лучших консалтинговых компаний фигурировало более сотни [4]. С развитием рыночных отношений рынок консалтинговых услуг стал переживать стремительный и бурный рост. Эти услуги стали более понятными для руководителей и менеджеров, более профессиональными и востребованными. На открывшийся российский рынок услуг устремились крупные игроки с Запада, что обусловило рост конкурентной борьбы и вывело сферу консалтинга на качественно новый уровень развития. Экономический кризис 90-х гг. ХХ века в определенной степени способствовал росту спроса на консалтинговые услуги, особенно среди фирм, которые стремились к устойчивому развитию даже в сложных условиях становления рыночной экономики, когда для решения бизнес-задач не всегда хватало внутренних ресурсов. И чтобы получить максимальный синергетический эффект от инвестиций в развитие, собственники прибегали к квалифицированной помощи компаний специализирующихся на оказании консалтинговых услуг.

В условиях конкурентного рынка даже сильные и развитые компании зачастую испытывают экономические и финансовые трудности, которые могут быть вызваны как внешними, так и внутренними обстоятельствами. Постоянные и важные изменения на потребительском рынке, технологическое развитие, колебание спроса среди клиентов, динамика валютных курсов и варьирование цен на сырье, появление новых законов и подзаконных актов, изменение государственной политики в отношении какой-либо сферы экономики, а также решения, принимаемые на международной арене, могут оказать влияние на многие процессы в бизнесе и вынуждают любую компанию, независимо от сферы деятельности, постоянно пересматривать стратегию развития и механизмы реализации и достижения целей. Ситуацию дисбаланса в компании могут создать и напряженные отношения между подчиненными, топ-менеджерами, стейкхолдерами, и приход нового руководства, партнеров и подрядчиков. В этих условиях консалтинг становится все более востребованным для разрешения сложившихся проблем, выработки решений по их преодолению и разработки стратегий дальнейшего развития компании.

К определенным рискам консалтинговой деятельности относят возможность непризнания налоговыми органами расходов на консалтинговые услуги.

Консалтинговые услуги классифицируются двумя способами:

  1. попредметная классификация – зависит от предмета консультирования и используется в клиентской среде. Данный подход к консалтингу делит его на три вида менеджмента: общий, финансовый и производственный;
  2. методологическая классификация – зависит от метода консультирования и используется самими консультантами. Она разделяет консультирование на экспертное, процессное и обучающее [3].

Существует и гибридная классификация, объединяющая два вышеуказанных способа.

Возможны и иные подходы к классификации консалтинговых услуг с учетом его направлений:

  1. управленческий консалтинг – предназначен для достижения положительной динамики основных показателей фирмы, определения сильных сторон бизнеса и его конкурентных преимуществ, сокращения текущих расходов предприятия, разработки стратегии развития и рекомендаций по устранению имеющихся проблем, выхода из кризиса, помогает установить, какие места компании наиболее уязвимы, корректирует деятельность компании в целом. Данный вид консалтинга включает в себя кадровый консалтинг (HR-технологии, обучение и развитие, управление талантами и т.д.), операционный консалтинг (процессный менеджмент, управление закупками, управление финансами, аутсорсинг, проектный менеджмент, управление цепочками поставок и т.д.), стратегический консалтинг (корпоративная стратегия, экономическая политика, политика слияния и поглощения, функциональная стратегия, организационная стратегия и т.д.);
  2. финансовый консалтинг – является комплексом услуг, которые призваны выстроить надежную и функциональную систему управления финансами, основан на решении финансовых задач (разработка бюджета, внедрение методик, позволяющих укреплять финансовую систему компании, изменение финансовых стратегий управления, оптимизация денежных потоков и т.д.), предоставлении помощи по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, управления денежными активами. Он включает в себя такие сегменты как корпоративные финансы, актуарные услуги, риск-менеджмент и т.д.
  3. технологический консалтинг – представляет собой процедуру оценки эффективности автоматизированных систем управления и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Включает в себя такие направления как IT-консалтинг, внедрение ERP-систем, системная интеграция, архитектура предприятия, анализ баз данных и т.д. [1]

По классификации FEACO, применяемой в Европейском справочнике-указателе консультантов, насчитывается 84 вида предметных областей консалтинга:

  1. общие направления: определение эффективности системы управления, оценка бизнеса, управление новвоведениями, определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка, диверсификация или становление нового бизнеса, международное управление, управление проектом, управление качеством, стратегическое планирование и т.д.;
  2. администрирование: анализ работы канцелярии, размещение или перемещение отделов, управление офисом, регулирование риска, планирование рабочих помещений и их оснащение и т.д.;
  3. финансовое управление: системы учета, оценка капитальных затрат, увеличение прибыли, увеличение, доходов, снижение себестоимости и т.д.;
  4. управление кадрами: профессиональное движение и сокращение штатов, культура корпорации, поиск кадров, отбор кадров, мотивация, повышение квалификации работников и т.д.;
  5. маркетинг: реклама и содействие сбыту, послепродажное обслуживание заказчиков, дизайн, прямой маркетинг, международный маркетинг, исследование рынка, стратегия маркетинга, ценообразование, розничная продажа и дилерство, управление сбытом и т.д.;
  6. производство: автоматизация, промышленный инжиниринг, схема организации работ на предприятии, управление производством, планирование и контроль за производством, закупки, контроль качества и т.д.;
  7. информационные технологии: системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления, административные информационные системы, проектирование и разработка систем, выбор и установка систем и т.д.;
  8. специализированные услуги: обучающее консультирование, инженерный консалтинг, экологический консалтинг, информационный консалтинг, юридический консалтинг, консалтинг в государственном секторе бизнеса, консалтинг по телекоммуникациям и т.д. [6].

На рынке консалтинговых услуг в России в последние годы востребованными становятся IT-консалтинг, управленческий, кадровый, инвестиционный и оценочный, налоговый, бухгалтерский, юридический.

Развитие рынка консалтинговых услуг в России нельзя назвать динамично-равномерным. Общий объем рынка консалтинга в 2014 г. составил 116,4 млрд. рублей, в 2015 – 126 млрд. рублей. В течение 2017 г. российские компании оплатили услуги консалтинга на сумму 120 млрд. рублей и рост рынка составил 10% по отношению к 2016 г. [4, 5].

Объем выручки крупнейших российских консалтинговых групп и компаний – участников рэнкинга, составленного агентством «РАЭКС-Аналитика», по итогам 2018 г. составил 107,1 млрд. рублей, увеличившись за год по сопоставимым данным на 17% [5, 7]. Позитивный результат обеспечен лидерами рэнкинга, входящими в топ-10: АО лаборатория новых информационных технологий «Ланит», ООО «Эрнст энд Янг» (входит в международную аудиторскую сеть группу компаний Ernst & Young Global Limited), АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (входит в международную аудиторскую сеть группы компаний PricewaterhouseCoopers International Limited), АО «КПМГ» (входит в международную аудиторскую сеть KPMG International Cooperative), ЗАО «КРОК инкорпорейтед», ЗАО «Ай-Теко», ООО «Борлас», БДО Юникон Консалтинг, Группа компаний «Аплана», Группа компаний «Консист Бизнес Групп». На их долю приходится 70% от всего объема выручки из 180 участников списка-рэнкинга, а их доходы увеличились на 19,6%. Впрочем, из 180 компаний и групп, включенных в рэнкинг в 2018 г., всего 54 участника завершили год с отрицательным результатом по выручке. Важнейшими факторами роста спроса на рынке консалтинговых услуг выступают цифровизация и современные технологии [5, 7].

Первое место в списке крупнейших компаний России занимает ГК «Ланит». В 2018 г. объём выручки группы от консалтинговых услуг превысил 21,5 млрд. рублей и рост доходов составил 26,2% [5].

В последние годы уверенно набирает обороты IT-консалтинг связанный с обеспечением необходимой защиты и безопасности в сфере компьютерных технологий, использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, разработкой и внедрением нового программного обеспечения, тестированием и совершенствованием имеющегося программного обеспечения. По данным рэнкинга, составленного агентством «РАЭКС-Аналитика», в 2015 г. IT-консалтинг занимал 59% в общей структуре всего рынка консультационных услуг и к 2018 г. его доля достигла 67,3% [4]. Услуги по данному направлению предоставляла каждая четвертая компания. Большая часть выручки приходится на разработку и системную интеграцию (33,1 млрд. руб.) и управленческое консультирование (18,2 млрд. руб.) [5]. Эксперты связывают рост данного сегмента с развитием облачных технологий и импортозамещения. Многие компании начинают использовать российские программные продукты, которые дешевле зарубежных аналогов. Помимо традиционных потребностей клиентов в автоматизации технологических и бизнес-процессов рыночный спрос в данном сегменте подогревает и цифровизация. Сегодня большинство фирм осознают необходимость в функциональном обогащении информационных систем, более тесной интеграции и цифровизации сквозных бизнес-процессов, а также понимают ценность и возможность использовать накопившиеся данные для поддержки принятия решений. Как следствие, it вакансии в сфере консалтинга набирают сегодня невероятную популярность.

Управленческий консалтинг в 2015 г. занимал 5% отечественного рынка консалтинговых услуг, а в 2018 г. его доля снизилась до 2,5% [4, 5]. По оценкам специалистов, сжатие рынка происходит из-за низкой платежеспособности большинства потребителей услуг и по причине неустойчивой экономической ситуации.

Кадровый консалтинг в общей структуре рынка консалтинговых услуг занимает 2,5% и наблюдается устойчивая тенденция к его росту. В 2017 г. данное направление на рынке консалтинга выросло на 52,9% и стало одним из лидеров по востребованности [4, 5]. По мнению аналитиков, это связано с наблюдаемым в промышленности дефицитом рабочих и инженеров, готовых использовать на практике новое оборудование, осваивать инновационные технологии и сложные программные продукты. Также на развитие кадрового консалтинга оказывает влияние постоянная потребность в обучении и профессиональной переподготовки персонала предприятий.

Инвестиционный и оценочный консалтинг в своем большинстве представлен консультированием в сфере инвестиций и оценки недвижимости. К началу 2018 г. на его долю приходилось 5,8% в общей структуре рынка консалтинговых услуг [4, 5]. Также значительный рост наблюдается в сфере покупки-продажи активов, вложения средств в развитие высоких технологий.

Налоговый и юридический консалтинг всегда находился в лидерах рынка, но в последние годы сдает свои позиции. Если в 2015 г. данный сегмент занимал 12% в общей структуре выручки консалтингового бизнеса, то на начало 2018 г. его доля сократилась до 6,8% [4, 5]. Снижение объясняется неопределенностью деятельности участников рынка, которая связана с труднопрогнозируемым развитием российского законодательства. Наблюдается прессинг со стороны налоговых структур, целью которых является увеличение поступлений в бюджетную систему. Несмотря на стабильный спрос на налоговые и юридические консультации, большой прибыли сегмент не приносит [4].

В рейтинге «РАЭКС-Аналитика» отслеживается неравномерное развитие консалтинга области финансового управления. В 2015 г. он занимал 18% в общем объеме рынка консалтинговых услуг. На начало 2018 г. размер в общей структуре достиг 13,3%. Сжатие произошло за счет нестабильности экономической ситуации и снижения платежеспособности потребителей услуг. Однако в 2017 г. был зафиксирован рост данного сегмента на рынке консалтинга на 24,1% [4, 5].

Услуги в области финансового управления занимали второе место по объемам выручки, после услуг IT-консалтинга в 2018 г. При этом суммарные доходы участников рэнкинга в 2018 г. составили 9,8 млрд. рублей. Большая часть этой выручки приходится на услуги аутсорсинга финансовых бизнес-процессов и их поддержку. Спросом также пользуются разработки методологий учета и консультации по МСФО [5, 7].

Эксперты отмечают рост аутсорсинга бухгалтерских и учетных процессов из-за желания клиентов снизить операционные расходы. Бухгалтерский консалтинг особенно популярен в малом бизнесе, где при необходимости полноценного учета содержать внутреннего бухгалтера экономически невыгодно.

В 2018 г. объем консультаций в области стратегического планирования и маркетинга составил 1,9 млрд. рублей. Востребованными в данном сегменте остаются разработки по операционной эффективности и прикладные маркетинговые проекты, которые способствуют максимизации прибыли, снижению издержек и выведению бизнеса на качественно новый уровень развития [7].

Самым главным заказчиком на рынке аудиторско-консалтинговых услуг остается государство. В 2015-2018 гг. продолжились разработки региональных и муниципальных проектов, предусмотренных Законом «О стратегическом планировании в РФ». Это формирует «обширный плацдарм» для работы консалтинговых компаний. Кроме того, консультирование востребовано государственными структурами в рамках государственно-частного партнерства в строительстве автомагистралей и других объектов инфраструктуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оборонно-промышленного комплекса и др.

По оценкам «РБК» и центра исследований IPT Group, за последние 10 лет рынок консалтинговых услуг вырос на 73%. Консультациями специалистов пользуется как крупный бизнес с международным присутствием, так и участники операций на отечественном рынке [4].

В настоящее время российский консалтинговый рынок характеризуется нарастающей дифференциацией услуг и повышением их качества, ценовым разнообразием, а атакже предъявлением более жестких требований к компании-поставщику и нарастающей конкуренцией.

Следует отметить, что консалтинг как бизнес много теряет от замены технологического подхода к консультационным услугам на методологический. Технологический подход легко тиражируется путем обучения персонала консалтинговых компаний, он позволяет осуществлять необходимые процедуры в условиях «поточного производства», автоматизировать их с применением специальных IT-технологий. Методологический подход требует особого отбора талантливых сотрудников, длительной инкультурации их в методологической среде, развития способностей отказа от стереотипов и творчества в методической области. «Единичное производство» консалтинговых проектов затратно в отношении всех видов ресурсов. Поэтому прибыльность консалтинга как бизнеса в этих условиях значительно ниже, чем в условиях массового технологизированного консалтинга [8].

На рынке консалтинговых услуг в последние годы прослеживаются следующие тенденции:

  1. наблюдается востребованность консалтинговых услуг в первую очередь среди крупных компаний и государственных структур, но постепенно втягивается в процесс консультаций средний и малый бизнес;
  2. динамичное развитие рынка консалтинговых услуг происходит в первую очередь в крупных городах и центральных регионах страны;
  3. наблюдается экспансия столичных и зарубежных консалтинговых компаний в регионы, что постепенно может привести к процессу их слияния с местными фирмами, а в отдельных случаях возможно и их поглощение, а также организация совместных предприятий или вхождение в сети группы компаний, объединение в союзы [2, 8];
  4. консалтинговые компании местного и регионального значения, занявшие определенные сегменты рынка консалтинговых услуг и владеющие методологическим подходом к консалтингу будут также востребованы, поскольку ориентированы в большей мере на потребности и особенности среднего и мелкого бизнеса и для этих компаний он станет основным клиентом и в силу ограниченной платежеспособности;
  5. наблюдается, с одной стороны, определенная стабильность, и даже рост в отдельных сегментах рынка консалтинговых услуг, но с другой – экономическая стагнация и прогнозируемый минимальный рост экономики не позволяют рассчитывать на значительный прирост объемов на рынке консалтинга.
  6. ужесточение налогового администрирования провоцирует повышение ценности бухгалтерского и налогового консалтинга, а также и аутсорсинга, растет спрос на консалтинговые услуги, способствующие снижению рисков и защите интересов бизнеса от действий государственных органов;
  7. в краткосрочной перспективе развитие рынка консалтинговых услуг на региональном уровне будет определяться стратегическими событиями-вызовами, связанными с реализацией крупномасштабных национальных инновационно-инвестиционных проектов, ориентированными на долгосрочный временной лаг наступления последствий; каждое из таких событий может вызвать различные изменения стратегических альтернатив консалтинга [2].
Текст статьи
  1. Бричеева Н.Н. Становление и развитие рынка консалтинговых услуг в России / Н.Н. Бричеева // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский журнал. – URL: http://edrj.ru/article/14-06-17 (дата обращения 13.04.2020).
  2. Исраилова З.Р. Развитие регионального рынка консалтинговых услуг в России / З.Р. Исраилова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-regionalnogo-rynka-konsaltingovyh-uslug-v-rossii/viewer (дата обращения 13.04.2020).
  3. Консалтинговые услуги: от классификации до анализа // Комсомольская правда. – 31.08.2016. – URL: https://www.kp.ru/guide/konsaltingovye-uslugi.html (дата обращения 13.04.2020).
  4. Обзор рынка консалтинговых услуг в России 2019-2020. – URL: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/obzor-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-rossii-2019-2020/ (дата обращения 13.04.2020).
  5. Официальный сайт ООО «РАЭКС-Аналитика». – URL: https://raex-a.ru/researches#1000005491 (дата обращения 13.04.2020).
  6. Предметные области консалтинга по классификации FEACO. – URL: http://www.treko.ru/show_dict_930 (дата обращения 13.04.2020).
  7. Ханферян В. Подсчитанному верить. Доходы консалтинговых компаний уверенно растут / В. Ханферян // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2019. – № 113(7871). – URL: https://rg.ru/2019/05/27/dohody-konsaltingovyh-kompanij-uverenno-rastut.html (дата обращения 13.04.2020).
  8. Цлаф В.М. Развитие консалтингового бизнеса в регионах России / В.М. Цлаф // Консультант по управлению. – 2011. – № 2. – URL: https://www.cfin.ru/consulting/region.shtml (дата обращения 13.04.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля