Главная
Конференции
Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху
Применение игровых технологий на занятиях дисциплин гуманитарного цикла с целью ...

Применение игровых технологий на занятиях дисциплин гуманитарного цикла с целью активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся колледжа

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

игровые технологии
творческий потенциал
познавательная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт применения игровых технологий на занятиях дисциплин гуманитарного цикла с целью активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа.

Текст статьи

Сегодня в условиях быстро меняющегося мира важным приоритетом среднего профессионального образования является не столько задача усвоения обучающимися конкретного предметного материала, сколько задача активизации познавательной деятельности и развитие творческого потенциала студента, его способности и умения быстро получать, усваивать и перерабатывать необходимую информацию. Таким образом, активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала обучающихся на занятиях дисциплин гуманитарного цикла относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную и творческую активность на уроке. Традиционные формы не отвечают требованию современных стандартов. Многие студенты не могут или плохо справляются при работе с источниками, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и, конечно же, реализовывать свои возможности.

Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех, условиях, которые способствуют развитию активной познавательной и творческой деятельности, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе.

Активные методики интересны обучающимся, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность и творчество. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная. Дополнительная активизация познавательной и творческой деятельности связана и с соревновательностью, неизбежной во многих играх и дискуссиях.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как форму обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.

Результатом эффективной подготовки выпускника педагогического колледжа к использованию игровых форм в будущей практической профессионально-педагогической деятельности должна стать его игровая компетентность.

Игровая компетентность – это специфическая характеристика личности учителя, свидетельствующая о его способности и готовности эффективно применять игровые формы обучения для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся. В формировании игровой компетентности будущих учителей особую роль играет когнитивный компонент: совокупность знаний студентов об игре как ведущей деятельности дошкольника и младшего школьника, об общих и специфических чертах игровой деятельности, понимание различных теорий происхождения игры, особенностей дидактических игр; наличие собственного опыта участия в деловых и ролевых играх на занятиях, а также опыта проектирования и проведения игр в студенческой группе и школьном классе на производственной практике.

Реализация игровых форм предполагает ответственность будущего учителя не только за качество усвоения предметного материала, но и за самочувствие ребенка, группы школьников в игровой ситуации, за реализацию их потенциальных возможностей, за предупреждение конфликтов и личностных деформаций.

В профессиональном образовании игра является важнейшим средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватным представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. В этом случае игра становится не только сферой проектирования будущего, но и продуктивным средством становления (и самовоспитания) будущего специалиста. Применение игровых форм создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. Реализация игровых форм в профессиональном образовании могла бы помочь решить следующие задачи: формирование познавательных и социальных профессионально-значимых мотивов; воспитание системного комплексного мышления будущего педагога, включающего целостное понимание социума, миссии педагога, своего места в мире; передача целостного представления о сущности профессиональной деятельности, о роли, функциях педагога, об особенностях самореализации в профессии; развитие эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности вообще, к игровым формам, в частности.

Реализация игр в ходе занятий гуманитарного цикла позволяет студентам накопить опыт будущей профессиональной деятельности, развить компетенции, необходимые для самостоятельного решения возможных проблем. Особенно важно, что студенты учатся переносить знания и опыт из учебной ситуации в профессиональную и далее в реальную производственную деятельность.

Игровые формы для активизации познавательной и творческой деятельности студентов педагогических специальностей мы применяем на 1 и 2 курсе на занятиях по истории, обществознанию, литературе, русскому языку. Простой способ активизации познавательной и творческой деятельности – возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует не сложных действий, но приносит неожиданный результат. Это могут быть простые игры, коллажи, примеры-демонстрации, задачи и т.д. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Элементы игры могут быть включены в различные этапы занятия, например, для студентов 1-х курсов это могут быть игры: («Что хотите, говорите», «От первой до последней буквы», «Восстанови изображение», «Ассоциации», «Литературные перевертыши», «Литературный алфавит», «Корректор», чайнворд, кроссворд, исторические и литературные ребусы, дидактические игры (викторина или брейн-ринг), сюжетно-ролевые игры (занятие-суд).

Для студентов 2-х курсов наиболее подходит игра-диспут или дебаты, в ходе которой студенты не только показывают знания, полученные на занятиях, но и высказывают своё личное мнение по заданной теме. Один из самых интересных для студентов видов игры пересказ «по аналогии» – это пересказ научно-популярного текста иным языком (например, языком домохозяйки, или продавца, медика) в форме сказки, сна, фантастического или детективного рассказа, поэтических произведений. Мы предлагаем несколько вариантов таких игр, которые могут использоваться студентами как на уроке, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задания могут быть разного уровня сложности, и ориентированы на разную возрастную группу. Такие игровые задания создают не только преподаватели, но и сами студенты.

В заключение хотелось бы отметить, что, находясь в постоянном поиске, мы стараемся подходить творчески к учебному процессу, мы, как педагоги, хотим видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго и любящего человека. Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Мы придерживаемся мнения, что в преподавание любой учебной дисциплины необходимо внедрять игровые формы обучения. Ведь именно в игре обучающиеся возвращаются в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывают свои интеллектуальные и творческие способности.

Поделиться

886

Матвеева Д. А., Кононыхина Л. Н., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Применение игровых технологий на занятиях дисциплин гуманитарного цикла с целью активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала обучающихся колледжа // Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/6114-primenenie-igrovikh-tekhnologij-na-zanyatiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря